Записываю текст данной статьи, скорее, как некий план дальнейшего чтения. Фиксирую даты, основные события, имена, возможные источники. И очень извиняюсь перед читателями, что сегодня не сопровождаю повествование графическим материалом.
Известно, что культура выращивания миниатюрных деревьев в горшках пришла в Японию из Китая. Начиная с VI века, послы и монахи-буддисты из Японии посещали и возвращались из Китая, привозя, в том числе растения в контейнерах. По меньшей мере, 17 дипломатических миссий были направлены из Японии ко двору Тан в период с 603 по 839 годы.
Это искусство в Японии не все время существовало под именем «бонсай», термин возник в начале 1800-х годов, когда группой японских ученых в Итами (Осака) на свой лад были произнесены китайские термины (盆景), растения в контейнерах, были написаны первые книги. Но культура развивалась все это время.
Когда же мир (а в большей степени меня будет интересовать Россия) узнал или мог узнать о японской традиции выращивать карликовые деревья в горшках? Очевидно, что не раньше, чем о самой Японии.
Считается, что Япония была открыта для мира в 1543 году, когда три португальских купца прибыли в Японию. Этому событию в 1542 году предшествовало кораблекрушение португальского судна в близи острова Тенегасима, одной из самых южных точек Японского архипелага. В тот период местных жителей поразило огнестрельное оружие, которое привезли европейцы. Через некоторое время японцы научились его создавать. К 1580-м годам Япония уже вела торговлю и с Испанией, потянувшейся к берегам Японии вслед за своим соседом.
Но вместе с расширением торговли началось насаждение христианской религии прибывающими католическими миссионерами. Защищая внутреннюю культуру, Япония приняла решение о свертывании внешних связей, которое в конце 30-х годов XVII столетия оформилось как политика самоизоляции. Был построен остров Дэсима и Япония ограничилась взаимодействием только с голландскими партнерами, которым была очень выгодна эта монополия.
В XVI веке можно было уже говорить о развитии отношений Японии с некоторыми странами. Представители этих государств имели возможность подолгу пребывать в Японии, изучать культуру, экономику, географическое положение и многие другие аспекты жизни Японии. Но в то же время история сохранила много других фактов взаимодействия иностранцев как минимум с информацией о Японии.
Можно прочитать, что Христофор Колумб в первой своей экспедиции 1492 года направлял свои корабли, надеясь достичь берегов Индии, Китая и Японии. А значит, знал о Японии из чьего-то предыдущего опыта.
В XIII веке Япония не обладала собственным мощным флотом, совершая лишь недалекие путешествия и защищаясь при необходимости от пиратов. Дальние плавания осуществлялись на китайских судах. Поддерживала отношения с Японией и «морская» Корея.
Но, подчинив сначала корейский флот, а к 1279 году покорив и весь Китай, монгольская империя Юань Хубилая предприняла две военно-морские экспедиции к Японским островам в 1274 и 1281 годах. Наземные битвы были очень жестокие, но оба раза разразившиеся морские ураганы уничтожили огромные монголо-корейские флоты и не дали продолжить экспансию. Третьего раза не случилось, вероятно, по экономическим соображениям. Об этом, в том числе, рассказал в своей «Книге чудес света» византийский путешественник Марко Поло, который с 1275 по 1292 год служил правителю Монголии. И считается, что некоторые представители России впервые могли узнать о Японии во время татаро-монгольского нашествия (1223 – 1480 гг.), или в лайт-варианте – из книги Марко Поло (конец XIII в.)
Рекомендуя к обязательному прочтению великолепную статью «Япан-остров. Географические представления о Японии в России XVII-XIX вв.» на дзен-канале «Японский меч», приведу лишь один пример из нее. Петр I в 1702 году общался с потерпевшим кораблекрушение японцем по имени Дэмбэй, по показаниям которого была составлена «Скаска Дэмбэя», повествующая о географическом положении, «государственном устройстве, военном деле, финансах, торговле и даже гонении на христиан». Статья описывает множество других фактов взаимодействия представителей России и Японии на протяжении всего XVIII века.
О тяжелой судьбе еще одного японца-католика по имени Николай, правда, прибывшего в Россию из Манилы во времена правления Бориса Годунова (1587 - 1605), также можно прочитать на страницах нашей любимой кузницы информации.
Молдавский боярин Николай Гаврилович Сафарий (Милеску) (1636 — 1708), посол, находившийся на службе у царя Алексея Михайловича, писал в 1675 году: «За Китайским государством на восток, в Окияне-море, от китайских рубежей верст в семьсот лежит остров зело велик, именем Иапония».
«В 1739 году к берегам Японии возле поселка Амацу-Мура подошел русский корабль «Гавриил», и рыбак Таробэй продал русскому матросу пучок редьки. Беднягу Таробэя долго и строго допрашивали — как, зачем, почему».
Последние два факта были опубликованы в очерке И. Эренбурга «Японские записки».
Возвращаясь к России, нужно перечислить путешествия к берегам Японии Шпанберга и Вальтона из команды Витуса Беринга (1739), Адама Лаксмана при поддержке Шелехова (1792), графа Резанова (1804), команды Василия Головнина (1811), которая 2 года находилась в японском плену.
Особо хочу отметить дату 1799 год, когда была создана Российско-американская компания, целью которой было освоить земли Северной Америки и развивать торговые промыслы Дальнего Востока. Одной из задач компании была организация торговли и научной работы с Японией. В организованном в 1803 году кругосветном путешествии под руководством Крузенштерна и Лисянского роль «посла Японии» была отдана графу Николаю Резанову, одному из сооснователей Российско-американской компании. Да, тому самому – знаменитая любовная история произошла немного позже, но тоже при выполнении задач компании. В Японии судно с Резановым долго стояло на приколе, Резанов не был принят японскими властями, и в результате в 1805 году граф отбыл на Камчатку, откуда и направился в Калифорнию навстречу своей любви.
Уже существовала Десима и ее правила, и редко кому из иностранцев удавалось сойти на Японский берег. Но среди поселенцев были ученые, которые старались изучать страну, коллекционировать редкости, фиксировать факты. Это были люди, которые служили врачами в маленькой голландской колонии – немец Энгельберт Кемпфер (1651–1716, на Дэсима 1690–1692), швед Карл Петер Тунберг (1743–1828, на Дэсима 1775–1776) и немецкий естествоиспытатель Филипп Франц фон Зибольд (1796–1866, на Дэсима 1823–1829).
Переломный момент настал в 1853 году, когда командор Мэтью Перри заключил от имени правительства США торговый договор с Японией.
Еще в 1843 году русский адмирал Евфимий Путятин представлял свой проект по укреплению обороны Дальневосточных рубежей и установлению дипломатических и торговых отношений с Японией. Отправившись в путь к берегам Японии в 1852 году, он смог прибыть в Нагасаки только 10 августа 1853 года. (Несколько дней раньше отсюда с договором отбыл командор Перри.) Начавшиеся переговоры с Россией длились до конца декабря…
18 октября 1853 года из Кронштадта на военном фрегате «Диана», направленном в поддержку отряду Путятина, в сторону Японии начал путешествие мирный российский ученый-ботаник Карл Иванович Максимович…..
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.