Такое дополнение в форме крыла больше нигде не встречается. Как правило, воины для защиты в остальных частях света носили привычные щиты, но чукчи - уникальный случай. Их военное ремесло развивалось обособленно и имеет любопытные особенности.
Русский офицер Дмитрий Павлуцкий, возглавивший военные экспедиции против чукчей в первой половине XVIII века, писал, что "враг смел, свободолюбив, воинственен и мстителен". Правда, одной воинственности для победы над куда более технологически развитым противником явно не хватало. Тем не менее благодаря как раз свободолюбию коренные жители Чукотки не сдавались, даже неся страшные потери.
Все тот же майор Павлуцкий провел ряд успешных походов, и практически всегда одерживал победы, имея при этом меньшее по численности войско (500 человек в среднем: солдаты, казаки, а также местные враги чукчей из юкагиров и коряков). Но в 1747 году его все-таки подловили на ошибке и разгромили весь отряд из 300 человек. Сам майор был заколот копьем.
Привести чукчей в русское подданство военным путем не удавалось длительное время. Печальный опыт вторжения в их земли и неудачные попытки покорения дали властям понять, что действовать стоит иначе, не прибегая к вооруженному противостоянию. И с середины XVIII столетия, как раз после катастрофы майора Павлуцкого, в корне изменилась политика в отношении коренного народа Чукотки. Вкратце изменения можно описать следующими словами: приказано обращать "чукоч и прочих" в подданство "ласкою".
Наиболее сговорчивыми изначально оказались чукотские тойоны - местная знать в лице крупных скотоводов. Они находили личную выгоду в торговых отношениях с русскими. И они же со временем склоняли другие слои местного населения принять подданство Российской империи. Так чукчи через экономическое влияние постепенно интегрировались в российское общество, пока окончательно не были покорены "ласкою", а не "оружейной рукой".
Но вернемся к военному противостоянию, которое так сложно давалось русским экспедициям, несмотря на существенное технологическое превосходство. И проблемой становилось глубокая военизированность общества чукчей, где мальчики чуть ли не с рождения воспитывались как воины. Этого требовала суровая окружающая среда, которая не давала расслабляться ни мужчинам, ни женщинам. Нередко можно встретить сравнение чукчей с древними спартанцами. Не будем судить, насколько аналогия корректна, но воевать чукчи, как и спартанцы, точно умели и делали это часто, тираня своих соседей - особенно коряков. Воевали, кстати, в основном из-за оленьих стад.
В многочисленных стычках с соседями и развивалось военное дело чукотских народов. Очевидцы из XVIII века, которые лично наблюдали за жизненным укладом чукчей (Карл Мерк, например), отмечали, что молодые мужчины в свободные время упражнялись в стрельбе из лука и фехтовании на копьях. Собственно, лук и копье одинаково хороши были как на охоте, так и на войне.
Защитное вооружение также не могло похвастать вариативностью. В XVIII веке лучшей защитой для воина являлись доспехи ламеллярные и ламинарные из кости (клыков моржей, оленьих ребер, китового уса). Позднее изготавливались железные аналоги, но то были дорогостоящие единичные экземпляры. И воины в основном носили ламинарную (из полос или лент) защиту из толстой кожи моржа или тонкой тюленьей - потому, что она доступнее. Иной раз кожу двух морских обитателей даже комбинировали, наслаивая разные полосы друг на друга.
Отличительной особенностью чукотских доспехов является наличие наспинников и крыльев. Последние состояли либо только из деревянных дощечек, либо из дерева, обтянутого кожей. Крыло было подвижным, крепилось оно сзади, защищая спину и почти всегда именно левую руку (в редких случаях встречались правые крылья - для левшей). Просто левая рука при стрельбе из лука становилась уязвимее и требовала защиты.
Главным преимуществом крыла перед обычным щитом была свобода обеих рук. То есть чукча в подобных доспехах легко оперировал луком или копьем и при необходимости мог прикрыть себя крылом. Которое еще и прекрасно подходило под реалии их военных действий: в частности, крыло хорошо сочеталось с излюбленной ими тактикой "ударил и отступил". При отходе чукча всегда знал, что спина его надежно защищена от вражеских стрел. И тут надо отметить, что другим распространенным упражнением этого народа был бег. "Если чукча бегает дольше и быстрее других людей, то не страшен ему враг и его стадо будет в безопасности", - говорили они сами.
Важное объявление!
Некоторые наши статьи будут выходить в особом разделе канала, где каждый может поддержать нас. Только от вас зависит, как часто бу.
Читайте также: