Найти в Дзене
История транспорта

Компоновки салонов самолётов Ил-18 в Советском Союзе, продолжение

Самолёт Ил-18
Самолёт Ил-18

Сегодня я продолжаю тему компоновки пассажирских самолётов Ил-18 всех модификаций, начатой 18 ноября 2024 г. здесь, и предлагаю вашему вниманию компоновочные схемы, опубликованные в четырёхтомнике по конструкции самолётов Ил-18, опубликованном в издательстве «Машиностроение» в 1964 году.

Обложка книги «Самолёт Ил-18». М., «Машиностроение», 1964 г.
Обложка книги «Самолёт Ил-18». М., «Машиностроение», 1964 г.

То, что справочник издан в 1964, позволяет нам узнать новые компоновки, появившиеся уже в шестидесятые годы и направленные на увеличение провозной способности самолёта. Вы можете сравнить их с компоновками, изданными ранее.

Итак,

Вариант «Салон» на 34 пассажирских кресла. Применялся на Ил-18 модификаций «В» и «Д». В первом салоне – 20 стандартных МГА-шных кресел с большим шагом для сопровождающего персонала. Во втором салоне – 14 стандартных кресел для первого лица и ближайшего круга. Помимо этих кресел, второй салон был оборудован двумя столами с тремя мягкими диванами, одной широкой кроватью, холодильником марки «ЗИЛ», шкафом и пуфом. В третьем салоне – рабочий кабинет, с двумя столами, диваном, креслом и двумя пуфами.

Данный вариант использовался для высших лиц Советского Союза – Первого секретаря ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР Н.С. Хрущева и Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева. Всего в такой компоновке было построено десять самолётов: шесть Ил-18В 235-го ОАО №№СССР-75716 (личный самолёт Н.С. Хрущёва) СССР-75717 (личный самолёт Н.С. Хрущева, самолёт, на котором 14 апреля 1961 года прилетел в Москву Ю.А. Гагарин), СССР-75724, СССР-75740, СССР-75763, СССР-75764, и два Ил-18Д, №№ СССР-74267 (личный самолёт Л.И. Брежнева), СССР-74268 (личный самолёт Л.И. Брежнева). Кроме того, два Ил-18В в такой компоновке были поставлены в Германскую Демократическую Республику, один, армейский номер 493 и один, DM-STE – самолёты Председателей Государственного совета ГДР Вальтера Ульбрихта, Вилли Штофа и Эриха Хонеккера. Кроме того, в декабре 1964 года Ил-18В СССР-75764 был продан Алжирской Народной Демократической Республике, получившей независимость от Франции в 1962 году, с новой регистрацией 7T-VRA и ставший личным самолётом первого президента Алжира Мухаммада Ахмада бин Балла.

Салон на 34 места
Салон на 34 места

Двухсалонный вариант на 89 пассажирских кресел (Ил-18А и Ил-18Б) для обслуживания внутрисоюзных линий Аэрофлота. Самый распространённый вариант, с первой половины шестидесятых годов. В 89 мест переделывались машины во время прохождения очередного капремонта, изначально выпущенные в 75-местном и 80-местном вариантах. 89-местных машин было выпущено 32 штуки, первый Ил-18А СССР-75748, последний – Ил-18Б СССР-75709. Многие машины в неизменном виде долетали до начала восьмидесятых годов.

Вариант на 89 мест
Вариант на 89 мест

Трёхсалонный вариант на 89 пассажирских кресел (Ил-18В, Ил-18Е и Ил-18Д) для обслуживания внутрисоюзных линий Аэрофлота. Самый распространённый вариант. В 1960-1966 гг. 89-местных машин было выпущено несколько сотен, первый Ил-18В СССР-75710, последний – Ил-18Д СССР-75439. Большинство их в неизменном виде долетали до середины восьмидесятых годов.

Вариант на 89 мест
Вариант на 89 мест

Вариант на 110 пассажирских кресел для обслуживания внутрисоюзных линий Аэрофлота. 110-местные салоны с конвейера не сходили, их устанавливали только после ремонта в Быково и Ташкенте, заменяя старый, 89-местный. Машины с салоном на 110 мест отправлялись на самые загруженные авиалинии небольшой протяжённости СССР в Ригу, Внуково и Ленинград, где их ставили на направления в Адлер, Волгоград, Запорожье, Кишинёв, Луганск, Минеральные Воды, Одессу, Симферополь, Сухуми, Тбилиси, Уфу и др.

Всего было переделано 26 самолётов, номера СССР-75725, 75828, 75881, 75884, 75885, 75886, 75887, 75500, 75501, 75502, 75503, 75504, 75505, 75506, 75507, 75509, 75510, 75511, 75527, 75552, 75554, 75556, 75557, 75558, 75559, 75402.

Со второй половины шестидесятых годов 110-местные Ил-18 передавались из Москвы, Ленинграда и Риги и в другие авиапредприятия страны.

Вариант на 110 мест
Вариант на 110 мест

Вариант на 127 пассажирских кресел для обслуживания внутрисоюзных линий Аэрофлота. В серию не пошёл. Вместо него были изготовлены 122-местные салоны. С конвейера не сходили, их устанавливали только после ремонта в Быково и Ташкенте, заменяя старый, 89-местный. Самый первый 122-местный вариант был построен 21 декабря 1960 года на базе опытного самолёта СССР-Л5812, получившего индекс Ил-18И и регистрационный номер СССР-75888.

Помимо СССР-75888 всего в 122-метный вариант было переделано восемь Ил-18В первый СССР-75715, последний СССР-75538. Салон на 122 кресла оказался слишком тесным в первую очередь для обслуживающего персонала, поэтому, к концу шестидесятых годов все 122-местные Ил-18В были переделаны в 100-местные.

Вариант на 127 мест
Вариант на 127 мест

Предыдущая статья на тему:

Компоновки салонов самолётов Ил-18 в Советском Союзе.

Спасибо за внимание.