Найти в Дзене
КиноманИаК

Кино на вечер: "Пьяный рассвет" (1988) - идеальный неонуар 80-х

Голливудский жанр нуара после своего падения в 60-х годах обрел второе дыхание в середине 70-х, и связано это с именем выдающегося сценариста Роберта Тауни, который написал сценарий "Китайского квартала". Фильм продвинул еще выше карьеры Романа Полански и Джека Николсона, а самого Тауни обеспечил не только персональным "Оскаром" за лучший сценарий, но востребованностью на годы вперед. Тауни работал в разных жанрах, но в конце 80-х попытался вернуться в жанр неонуара, который после успеха "Китайского квартала" снова понемногу стал возрождаться, это повлекло выход картин вроде "Жара тела" и "Жить и умереть в Лос-Анджелесе". Второй попыткой был сиквел "Китайского квартала" под названием "Два Джейка", а вот первым заходом оказался "Пьяный рассвет". В наши дни такое кино - редкость: в нем нет пресловутой "повестки", главные герои - красивые люди, а атмосфера неонового Лос-Анджелеса передана в лучшем виде, без зеленых экранов. Эта лента пусть и не стала мегахитом, но показала достойные результаты и незаслуженно до сих пор не приобрела околокультовый статус, хотя у этого фильма все основания для этого есть. Само название отсылает к коктейлю Tequila Sunrise, который пьет главный герой в исполнении Мэла Гибсона почти каждый вечер, находясь в ресторане Мишель Пфайффер, это, возможно, и создает достаточно непринужденную атмосферу фильма, который относится к неонуару, но по факту таким является весьма отдаленно, больше касаясь темы дружбы, чем запутанных детективных страстей и напряженного криминального сюжета. Тем не менее, у фильма чудесный вайб, и его стоит посмотреть в очередной свободный вечер, тем более, что актерский состав в виде Мэла Гибсона, Курта Расселла и Мишель Пфайффер чего только стоит. Сегодняшний обзор хочу посвятить этому фильму. ПОЕХАЛИ!

Стартует история в ночном Лос-Анджелесе, когда во время одной из полицейских операций ее руководитель Ник Фреша, находясь под прикрытием, видит очень знакомое лицо, а именно - своего друга Дейла Маккьюсика, который ранее проходил через полицию как торговец разными запрещенными веществами, но ни разу не попался. Вероятно, что вклад Ника в этом тоже был, ведь хотя друзья оказались по разные стороны закона, Ник не готов сдать друга, который, в свою очередь, в определенный момент дал зарок перестать заниматься своей нелегальной деятельностью и вести официальный бизнес. Долгое время у него это получалось, но прошлое не отпускает Дейла: его чуть не впутывает в неприятную историю его собственный адвокат, решивший немного "подзаработать", и если бы не вмешательство Ника, у Дейла могли бы возникнуть неприятности.

-2

Тем не менее, с Дейлом связывается давний друг и партнер - мексиканский наркобарон Карлос, который когда-то спас герою Гибсона жизнь и помог с бизнесом. Карлос планирует появиться в Лос-Анджелесе, поэтому ему нужна помощь Дейла. Курьез в том, что кроме героя Гибсона, никто больше не знает, как выглядит Карлос. Кроме того, за Дейлом ведет наблюдение профильное полицейское подразделение, возглавляемое агентом Магуайером, который жаждет стать причастным к какому-нибудь громкому делу. К нему прикомандирован Ник, который не может сделать лишнего телодвижения, хотя Магуайер и знает, что Ника и Дейла связывает дружба, но в данном случае важнее долг. При прослушке Дейла агенты узнают о планах Карлоса, поэтому Нику поручают проработать все места, где появляется Дейл.

-3

Чаще всего герой Гибсона посещает дорогой ресторан в центре Лос-Анджелеса, которым заправляет Джоэнн Валленари, молодая привлекательная женщина, к которой у Дейла есть определенный интерес. Но пока Дейл аккуратно присматривается к героине Мишель Пфайффер, попивая очередной коктейль "Текила санрайс", Ник, герой Курта Рассела, пытается все взять в свои руки и использовать Джоэнн для добывания информации о Дейле. У Ника и Джоэнн вспыхивает небольшой роман, который постепенно сходит на нет, как только героиня Пфайффер начинает понимать, что становится марионеткой в руках Ника, в то же время ее симпатия к Дейлу растет и она понимает, что герой Гибсона - это не какой-то злодей, а человек, пытающийся завязать со всем, но прошлое его не отпускает. Дело усложняется еще вероятной большой сделкой, в которой Карлос хочет поучаствовать лично и привлечь к этому героя Гибсона.

-4

Хотя по многим параметрам фильм хочет казаться неонуаром, скорее это криминально-романтическая драма, в которой элемент триллера и детектива выведен на второй план. Сама история больше касается дружбы, преданности и любви. Смогут ли Ник и Дейл сохранить свою дружбу и мирно разойтись во всех сложившихся обстоятельствах, получится ли у Джоэнн сделать правильный выбор, что важнее: дружба несмотря ни на что или же есть приоритет, если речь идет о выполнении служебного долга. Поэтому здесь нет большого числа погонь и других элементов триллера, лента немного медленная и тягучая как очередной коктейль "Текила санрайс", но как ни странно, от этого не успеваешь заскучать. Сильная неонуарная составляющая все же есть не столько в сюжетных поворотах, сколько в общей атмосфере фильма, львиная доля сцен которого происходят ночью. Тем не менее, ключевая сцена случается на рассвете, ярко-оранжевое солнце тут будет подобно тому самому коктейлю.

-5

Удивительно, но "Пьяный рассвет" относится к тем редким фильмам, в которых содержание не так важно даже, как форма. Прекрасно подобранные красивые актеры, замечательные и живописные виды Лос-Анджелеса, динамичный монтаж и поразительно точная камера Конрада Л. Холла, сумевшего запечатлеть сплошным потоком все события сценария в этом нескончаемом неоновом потоке - все это заставляет пересматривать фильм еще раз, даже если вам уже знаком весь сюжет и все твисты. Своей атмосферой фильм напоминает и "Китайский квартал", и "Смертельное оружие", тем более, что главный герой чем-то похож на Мартина Риггса. Режиссура Роберта Тауни без четкого почерка, будто мимикрирует под разных режиссеров того времени, но удивительным образом Тауни не только удается передать вайб тех лет, но и сделать относительно динамичную ленту с минимумом экшн-сцен, сопровождаемых качественной музыкой Дейва Грузина.

-6

Конечно, троица главных актеров - это и есть тот аттракцион, из-за которого фильм хочется смотреть. Гибсон, Расселл и Пфайффер находятся в своей лучшей актерской форме и на пике славы. Хотя их образы не особенно сложные и мораль взаимоотношений героев проста и понятна, тем не менее, они органично воплотили своих персонажей, за которыми интересно наблюдать. Очень неплох Рауль Хулиа, который в те годы начал набирать обороты, выступая в характерных ролях. Тут же есть и Джей Ти Уолш, чье лицо вам будет точно знакомо: актер играл в огромном количестве фильмов полицейских, чиновников, бандитов и являлся тем самым парнем, которого все знали, но имя могли вспомнить с трудом.

Лента была снята за небольшой промежуток времени без каких-либо скандалов. Единственным курьезом на съемках стала та самая эротическая сцена в бане, при съемках которой двойники актеров получили травмы, из-за чего съемки фильма даже пришлось приостановить. В остальном же стоившая 23 миллиона долларов лента стала очень успешной и в мире собрала 106 миллионов, также получив "оскаровскую" номинацию за прекрасную операторскую работу голливудского классика Конрада Л. Холла. Критики были не в восторге, у ленты 53% положительных рецензий, но это не помешало успеху у зрителей. И хорошо, что продюсеры не стали искать вариантов сделать очередной более слабый сиквел просто ради денег. Немного другая эпоха была все же, оригинальные идеи были чуть больше в почете, хотя и всяких сиквелов тогда тоже хватало с головой.

-7

Смотреть ли это кино? Отвечу утвердительно, особенно если хотите увидеть молодых и прекрасных Гибсона, Расселла, Пфайффер в очень атмосферном фильме.

Рекомендую обзоры на недавние новинки проката:

------------------------------------------------------------------------------------

Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.