Найти в Дзене

Как снимали фильм "Старик Хоттабыч": кадры со съемок и интересные фактов о фильме⁠⁠.

В детстве (да и сейчас тоже) мне настолько нравился фильм "Старик Хоттабыч" (1957), что я старался никогда не пропускать эту сказку, когда ее показывали по телевизору.

По сюжету школьник Волька находит в реке древний сосуд и выпускает на волю после тысячелетнего заточения джинна по имени Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб. Мальчик и могущественный волшебник, которого тот называет по отчеству — Хоттабыч, пускаются в невероятные приключения.

-2

Картина снималась на студии «Ленфильм», и в четырех городах СССР: Москве, Ленинграде, Сочи и Одессе.

Когда было объявлено о начале проб, туда потянулись тысячи школьников. Во время кастинга они читали стихи, а на следующем отборном этапе разыгрывали сценки, в которых изображали, что попали под сильный дождь или ураганный ветер. В итоге на роль Вольки отобрали Алешу Литвинова, на роль Жени — Гену Худякова, а на роль Гоги — Леву Ковальчука.

История фильма "Старик Хоттабыч" началась с одноименной повести-сказки Лазаря Лагина (Лазарь Гинзбург), которая была опубликована в журнале "Пионер" в 1938 году. Чуть позже (в 1940 году) сказка "Старик Хоттабыч" вышла в виде отдельной книги.

Правда, эта книга довольно сильно отличается от того, что мы видим в будущем фильме. А все потому, что в 1955 году Лагин решил немного переработать книгу, изменив некоторых персонажей, места действия и добавив много новых глав, благодаря чему книга выросла в объеме.

-3

И когда речь зашла об экранизации книги "Старик Хоттабыч", режиссером которой стал Геннадий Казанский, то к написанию сценария привлекли именно Лазаря Лагина, который писал сценарий на основе именно второй редакции своей книги.

Чтобы найти мальчика на роль Вольки Костылькова (да и других детей), ассистент режиссера посетил множество московских школ, где внимательно следил за детьми, чтобы найти необходимый типаж.

Но несмотря на то, что Алексей Литвинов подходил по типажу на роль Вольки, ему было отказано в роли, так как он плохо прошел пробы. И вот, когда Литвинов уже и думать забыл об этом, ему позвонили из студии "Ленфильм" и сообщили о том, что он получил главную роль Вольки Костылькова.

Алексей Литвинов
Алексей Литвинов

Сам Литвинов был очень рад тому ,что он снимется в фильме. Правда, съемки очень сильно повлияли на его учебу, в результате чего он сильно скатился в плане оценок, хотя до съемок Алеша был круглым отличником.

После окончания съемок фильма Алеша твердо решил, что больше не будет сниматься в кино, несмотря на то, что на него сыпалось немало предложений. Просто ему не нравилось пахать на съемочной площадке по 8 часов в день. Правда, в 1967 году он сыграл главную роль в фильме "Первомайская, дом 7", но фильм так и не вышел на экране по причине его закрытия. Ну а в 2013 году уже постаревший Литвинов снялся в эпизоде сериала "Чужой среди своих".

Алексей Литвинов
Алексей Литвинов

Сам Литвинов говорил, что из него все равно не получилось бы актера, потому что по натуре своей он технарь. А становится посредственностью в актерской среде ему не хотелось.

За съемки в фильме "Старик Хоттабыч" Алеша Литвинов (Волька) получил гонорар в размере 2400 рублей, что было просто огромной суммой даже для взрослого, а уж для школьника тем более.

На полученный гонорар Алеша купил дорогой велосипед, фотоаппарат и цветной телевизор "Темп-2", которого ни у кого на районе на тот момент не было. Узнав о наличии у мальчика такого чуда техники, все соседи по коммунальной квартире сбегались, чтобы посмотреть на эту диковинку.

На роль Хоттабыча пробовались Евгений Лебедев и Георгий Вицын , но в итоге утвердили малоизвестного артиста из Одессы Николая Волкова. А вот с поиском актера на роль самого Хоттабыча проблем не было. В то время немалой популярностью пользовался фильм "Насреддин в Бухаре", где роль мудреца-звездочета по имени Гуссейн Гуслия сыграл актер Николай Волков (старший). Но стоило загримировать его под старика, как режиссер воскликнул: «Берем!

-6

И когда Волкову предложили роль старика Хоттабыча, он внимательно прочитал сценарий и с радостью согласился сыграть джина.

Для того, чтобы сделать из 54-летнего Николая Волкова дряхлого старика, гримерам приходилось работать по 2 часа съемками каждый день. Для того, чтобы успеть загримироваться к началу съемок, Волкову приходилось приходить на работу в 5 утра, пока остальные актеры еще видели сны у себя дома.

К слову, после «Старика Хоттабыча» карьера Волкова в кино взлетела до небес — он сыграл еще в нескольких десятках фильмов, среди которых ленты «Полосатый рейс», «Начальник Чукотки», «Двенадцать месяцев» и многие другие.

Николай Волков
Николай Волков

Роль Гоги-Пилюли стала единственной для юного актера Льва Ковальчука. Увидев себя во время премьерного показа фильма, он не на шутку перепугался и даже заплакал. Ему было настолько противно смотреть на себя в этом образе, что он просто выбежал из зала. Но в итоге его догнал сам режиссер Геннадий Казанский, и сказал ему, что он наоборот должен радоваться. Ведь если этот персонаж показался настолько противным, значит Лев действительно отлично сыграл Гогу.

-8

В дальнейшем Лев Ковальчук связал свою жизнь с физикой и даже открыл собственный бизнес в этой сфере.

Картина снималась на студии «Ленфильм».

Для середины 50-х «Старик Хоттабыч» был прецедентом по количеству и качеству спецэффектов. Компьютерной графики тогда не было, но сказка стала примером невероятной изобретательности и мастерства советских кинематографистов.

Негласной задачей при производстве фильма было превзойти Голливуд. Денег на съемки не жалели. В НИИ телевидения для этого проекта даже специально разработали новую кинокамеру и проявочную машину. От работников всех цехов Ленфильма требовали по максимуму применить их способности и таланты.

Самыми сложными были, конечно, съемки полета на ковре-самолете, по тем временам просто фантастические. Подвешенный ковер, на котором сидели актеры, снимали в самом павильоне. Что бы отснять сцену с полетом на ковре самолете, использовалась технология типа современного хромакея, но с использованием специальной новой кинокамеры и проявочной машины. Сцену снимали на абсолютно черном фоне, а сам ковер подвешивался на таких же черных канатах. В последствии вместо этого черного фона накладывались городские кадры с высоты птичьего полета.

-9

Облака создавались с помощью дыма, который жутко раздражал глаза Гене Худякову, игравшему Женьку. Из-за этого в сцене, где мальчик сбрасывает с ковра связки бананов, у него текут слезы. Режиссеру они показались настолько уместными, что все решили оставить как есть.

-10

Кстати о бананах: единственным «ляпом» на весь фильм стал их зеленый цвет. А все потому, что мастера реквизиторского цеха, которые делали бананы из папье-маше, никогда не видели эти заморские фрукты спелыми.

В СССР 50-х годов бананы были довольно редким явлением. И если вдруг эти бананы появлялись в продаже, то за ними выстраивалась огромная очередь, в которой можно было простоять по несколько часов. Но большинство советских людей даже не знали, как выглядят эти самые бананы.

-11

Лето 1956 года, когда снималась картина, выдалось холодным. Дрессировщики категорически отказывались выводить на улицу тигров, слонов и верблюдов, чтобы те не заболели. Поэтому съемочной группе пришлось следовать за цирком по разным городам — из Ленинграда в Москву, затем в Сочи. В последнем и сняли знаменитую сцену с экзотическими животными на улице. Кстати, эпизод, в котором герои приземляются на ковре-самолете в фонтан, был снят в сочинском санатории им. Серго Орджоникидзе.

-12

Забавный футбольный матч между командами «Зубило» и «Шайба» разыгрывали на стадионе завода «Светлана». Чтобы заставить ворота играть так, как хотел Хоттабыч, их сделали раздвижными (они могли сужаться и расширяться) и установили на рельсы. Штангу изготовили из резины, поэтому она так легко изгибалась. По сигналу рабочие тянули за тросы, и штанга «пропускала» мяч.

-13

Сам стадион был небольшой. Вместо массовки трибуны заполнили «болельщиками» из картона. Крупные планы людей, сидящих на трибунах, доснимали позже на центральном ленинградском стадионе им. Кирова.

-14

Особенно сложно Николаю Волкову давалась сцена с поеданием эскимо. Конечно же в кадре актер поедал не настоящее мороженое, иначе у него действительно заболело горло.

А помните эпизод в цирке, где старик Хоттабыч съедает целый поднос с мороженым? Вместо эскимо актер поглощал глазированные сырки. Дублей было снято много. Но все равно приятного было мало. Дело в том, что съемки сцены с поеданием "мороженого" заняли два дня. За это время Волков съел 50 глазированных сырков, после чего ему было просто тошно смотреть на это кисломолочное лакомство. К слову, сам актер и так-то не очень любил кисломолочку. а тут ему пришлось себя пересилить. И актер до конца жизни возненавидел сырки.

-15

Чтобы отснять сцену с висящим на потолке Волькой, актеру надевали специальный пояс с веревкой, которая пропихивалась в отверстие в потолке. С другой стороны член съемочной группы контролировал весь этот процесс.

-16

Сам Алексей Литвинов имел волосы темно-русого цвета, но режиссер настоял на том, что мальчик должен быть блондином. В итоге гримерам приходилось каждую неделю красить мальчика перекисью водорода, так как со временем темные волосы мальчика вновь пробивались наружу.

-17

И если присмотреться, то во многих моментах цвет волос мальчика несколько отличается от цвета в предыдущих сценах. Ну а в финальной сцене Волька уже заметно потемнел.

Сам актер рассказывал, что ему было неприятно, когда его красили перекисью. Он ощущал, что во время покраски в него будто втыкаются тысячи микроскопических иголочек.

Кстати, для фильма "Приключения Электроника" братьям Торсуевым (Сыроежкину и Электронику) также красили волосы перекисью водорода ,чтобы сделать из них белобрысых мальчиков.

-18

А вот кадры со слонами были отсняты уже в Одессе, несмотря на то, что по сюжету события происходят в все в том же дворе Вольки в Ленинграде. Дело в том, что у режиссера возникла проблема с поиском слонов. Но когда он узнал, что в Одессу на гастроли приехал цирк Корниловых, то съемочная группа немедленно вылетела в Одессу.

-19

Ну а для полета на ковре-самолете режиссеру потребовалось высотное здание, а в Ленинграде подходящих не нашлось. Поэтому съемочная группа отправилась в Москву, где и нашла подходящее здание - 12-этажную гостиницу "Пекин". Именно на еще недостроенной крыши гостиницы и развернулись съемки сцены с ковром-самолетом.

-20

Так, например, съемки эпизода с телефонными будками проходили в Ленинграде на площади Революции (ныне Троицкая площадь). Кстати, телефонных будок в этом месте никогда не было. Их поставили только на время съемки фильма.

-21

Двор Вольки, кстати, также был снят в Ленинграде на улице Савушкина. Режиссеру потребовалась массовка и он попросил местных детишек поиграть во дворе на камеру для фона.

-22

Когда картина "Старик Хоттабыч" вышла на больших экранах в 1957 году, она тут же стала народным хитом. И несмотря на то, что это был детский фильм, его показывали не только в утренние и дневные сеансы, но и в вечерние.

В итоге, детский на первый взгляд фильм, стал настолько успешным ,что даже занял третью строчку в списке самых кассовых фильмов СССР 1957 года. Его посмотрело 40 миллионов зрителей. И во многом именно благодаря фильму "Старик Хоттабыч" в СССР стали повально снимать фильмы и сказки для детей. По количеству спецэффектов картина превзошла многие голливудские проекты того времени.

Сегодня на киностудии «Ленфильм» бережно хранят раритетный реквизит советской сказки — соломенную шляпу Хоттабыча, будильник, пионерский галстук Вольки и, конечно, тот самый кувшин, из которого появился джинн.

P.S Безусловно, "Старик Хоттабыч" - это просто великолепный фильм с потрясающими спецэффектами, которые давали жару даже американскому кинематографу. И я очень рад, что в свое время вырос именно таких фильмах.

Спасибо за внимание мой дорогой читатель.

Ставим лайк и подписываемся на канал КиноМагия погружение в мир искусства , что бы не пропустить интересные публикации Вам не трудно, а мне приятно.

Также будет Вам интересно: