Найти в Дзене
ПРО&ПЕРЕживание

Самонасилие: невидимые границы

Наверное, вы замечали, как неловко бывает, когда в вашем присутствии другой человек высказывается в собственный адрес уничижающе или оскорбительно, помните, это ощущение, когда “не знаешь, куда деться”, как реагировать, что сказать. Иногда это ощущение дискомфорта происходит на уровне тела - и ощущение “не по себе” мешает оставаться на месте. Как вы думаете, почему возникает такая реакция, когда, скажем, ваш друг или подруга ругает себя? В этом нет никакого секрета. Дело в том, что в этот момент вы становитесь свидетелем насилия, точнее, самонасилия. А соприкосновение с насилием, пусть даже в пассивной и безучастной роли свидетеля неминуемо травмирует того, кто рядом. А может быть, в жизни чаще встречается вот такая парадигма - нужно любой ценой побеждать, ни секунды нельзя тратить впустую; день прожитый без шага в сторону своей цели - прожит впустую. Самодисциплина - это все, праздность - преступление перед собственными жизненными целями. Обычно, такие установки можно обнаружить у тех

Наверное, вы замечали, как неловко бывает, когда в вашем присутствии другой человек высказывается в собственный адрес уничижающе или оскорбительно, помните, это ощущение, когда “не знаешь, куда деться”, как реагировать, что сказать. Иногда это ощущение дискомфорта происходит на уровне тела - и ощущение “не по себе” мешает оставаться на месте. Как вы думаете, почему возникает такая реакция, когда, скажем, ваш друг или подруга ругает себя?

В этом нет никакого секрета. Дело в том, что в этот момент вы становитесь свидетелем насилия, точнее, самонасилия. А соприкосновение с насилием, пусть даже в пассивной и безучастной роли свидетеля неминуемо травмирует того, кто рядом.

А может быть, в жизни чаще встречается вот такая парадигма - нужно любой ценой побеждать, ни секунды нельзя тратить впустую; день прожитый без шага в сторону своей цели - прожит впустую. Самодисциплина - это все, праздность - преступление перед собственными жизненными целями.

Обычно, такие установки можно обнаружить у тех, кого сейчас называют “достигаторами”, кто исповедует “успешный успех”, и кто не простит себе ни минуты промедления или слабости. И да, это тоже самонасилие, причем, изящно припудренное под видимость социально не только приемлемой, но и поощряемой иллюзии самоконтроля и целеустремленности. Как будто применяемое к себе насилие - инструмент или цена, которую нужно заплатить за то, чтобы “В 35 уже быть(иметь) должность/виллу/яхту (подчеркнуть все нужное)”

Всегда хочется спросить, что после этого ты будешь делать в 36?

Согласитесь, термин самонасилие пробуждает в голове что-то, связанное с феноменом self-harm, то есть, нанесение своему телу различных повреждений, однако, как часто бывает, все гораздо сложнее и глубже. А негативные высказывания о себе обычно не слишком нас затрагивают, воспринимаются как само собой разумеющееся, разве что создающее некоторый телесный дискомфорт, от которого легко отмахнуться, не более.

Самонасилие имеет множество обличий - это и нарушения пищевого поведения, и гипертрофированная самокритика, и “жизнь наизнос”, когда человек организует свою жизнь таким образом, что в ней не хватает пространства даже для элементарного отдыха, и едкий сарказм в собственный адрес.

Многие виды самонасилия общество легализовало, сделав исключение лишь для тех его форм, которые не удалось объяснить и запустить в общественное сознание рационализацию, его объясняющую и оправдывающую.

Но перестало ли оно от этого быть насилием? Едва ли, нам проще думать, что в некоторых ситуациях оно может быть оправдано. Но есть нюанс - помимо объяснений, помогающих нам что-то впускать в свою жизнь, у каждого нашего выбора есть цена, которую придется платить, и у насилия, в том числе с приставкой “само” она тоже есть, но об этом чуть позже.

А пока, если вы чувствуете, что тема находит в вас внутренний отклик, и есть вопросы, на которые вы хотите получить ответ, записывайтесь на консультацию.