Найти в Дзене

"Голос протеста индейцев Боливии" (О художнике Алехандро Марио Йанесе/Alejandro Mario Illanes).

Периодически я пишу про разных художников из Южной Америки. Про отдельные, очень зацепившие меня, картины. Живя здесь, я стараюсь вникать в контекст, изучать культуру, вглядываться в происходящее (и происходившее когда-то) на континенте. Это очень интересно. У меня уже есть несколько текстов о живописи континента. Например, про Музей Латиноамериканского искусства: Или вот про полюбившуюся мне художницу Варо Ремедиос, про её картину "Гармония": И сегодня расскажу немного о не самом известном (скорее, практически неизвестном, разве что специалистам и увлекающимся) боливийском художнике - Alejandro Mario Illanes (Алехандро Марио Йанесе). И о его работе "Трагедия боливийского рабочего". ... В 1913 году среди суровых пейзажей боливийского Оруро на свет появился Алехандро Марио Йанес — художник, чьё творчество стало голосом народа аймара. Сын матери-аймара и отца-метиса, он рано лишился родителей и воспитывался в приюте. Трудное детство оставило глубокий след, сформировав его восприятие мир

Периодически я пишу про разных художников из Южной Америки. Про отдельные, очень зацепившие меня, картины. Живя здесь, я стараюсь вникать в контекст, изучать культуру, вглядываться в происходящее (и происходившее когда-то) на континенте. Это очень интересно.

У меня уже есть несколько текстов о живописи континента. Например, про Музей Латиноамериканского искусства:

Или вот про полюбившуюся мне художницу Варо Ремедиос, про её картину "Гармония":

И сегодня расскажу немного о не самом известном (скорее, практически неизвестном, разве что специалистам и увлекающимся) боливийском художнике - Alejandro Mario Illanes (Алехандро Марио Йанесе). И о его работе "Трагедия боливийского рабочего".

...

В 1913 году среди суровых пейзажей боливийского Оруро на свет появился Алехандро Марио Йанес — художник, чьё творчество стало голосом народа аймара. Сын матери-аймара и отца-метиса, он рано лишился родителей и воспитывался в приюте. Трудное детство оставило глубокий след, сформировав его восприятие мира.

В юности Йанеса работал в шахтах, где он добывал олово. Образования не получил, и к живописи пришёл самостоятельно. Его основные темы оформились с первых же работ - это колонизация, страдания боливийского народа, малые народности на континенте. Йанес сочетал экспрессионизм с мощным социальным подтекстом. Его картины и гравюры были наполнены символизмом, отсылками к истории.

В 1930-х годах Йанесу приходит популярность в Боливии и в соседних странах. Проходит несколько выставок, о художнике начинают писать критики. Постепенно Йанес заявляет о себе не только как художник, но и как общественный, политический деятель. Как итог - конфликт с властью и вынужденная эмиграция в Мексику.

В Мексике, а позже в США проходит несколько выставок. Но после 46-го биография художника обрывается - он исчезает из общества, порывает контакты с друзьями, отказывается от престижной Стипендии Гуггенхайма (гранты, поддерживающие учёных и деятелей искусства из обеих Америк). И последние пятнадцать лет проживает затворников в Мексике, умирая там в 1960-м (но это не точно, данные всё ещё официально не подтверждены). Среди причин возможной гибели называют и действие боливийских спецслужб.

...

В MALBA прямо сейчас завезли несколько работ Алехандро Йанесе. Одна из них - "Трагедия рабочего". Большое полотно, написанное на холсте. Здесь мы видим все элементы, присущие творчеству Йанеса: испанская колонизация, грабеж со стороны капиталистов Европы и США, коренные народы Анд, их символика, одежды. Резкие, очень гротескные, черты лица, очень выпукло прописанные элементы одежды, сочные краски, обязательные Анды на фоне. Картина цепляет и равнодушным, увидев её, не останешься.

Да и в целом, творчество Йанеса продолжает вдохновлять и восхищать. Его работы представлены в коллекциях ведущих музеев, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке и Метрополитен-музей.

В 1992 году в Нью-Йорке прошла выставка его работ под названием: Быть обнаруженным: испанское завоевание с точки зрения амер-индейца, Остро-социальное, политически-актуальное наследие художника живёт и сегодня. Пусть и говорят о нём очень мало, почти ничего.

(Михаил Чебунин, январь 2025-го).

Ещё про культуру, людей, путешествия: