Особняк Штиглица давно не давал мне покоя. Даже сама мысль о нем – что в городе есть заброшенный дворец, в который не попасть и о котором мало кто знает.
Люди проходят мимо, не догадываясь, что за этими стенами паркет из редкой древесины, стены и потолок в лепнине, что редкие печи томятся в пустующих залах.
Искала любую лазейку сюда. Душила запросами поисковики. Лазила как по лианам в соцсетях гидов и блогеров. Проверяла – нет ли упоминаний об этом месте в чатах по парадным интересам?
И вот однажды в конце этой анфилады моих разбитых надежд затеплился крохотный огонь свечи. В этом мире, пожалуй, знаю три профессии, которые не знают преград. Это журналисты, фотографы и киношники. Одни из них нам помогли.
За ночь до встречи с особняком не могла уснуть. Так сильно волновалась. Утром же надела самое красивое платье из шкафа, накрасилась, уложила волосы... Супруг немного разочаровано заметил, что для парадных стараюсь больше, чем для наших свиданий.
Но для меня действительно это было важно. Это как, если бы вам сказали, что сегодня познакомят с Леонардо Ди Каприо или Анжелиной Джоли... или впишите сюда любую вашу любимую звезду.
А в гости я шла к Александру Штиглицу. И прежде чем преступить порог особняка, нужно было познакомиться с хозяином.
Поневоле великий
Александр Штиглиц был крупнейшим финансистом своего времени, меценатом. Его имя на слуху в Петербурге – все знают «парижскую» академию Штиглица в Соляном переулке. Одно из красивейших зданий города.
Но великим этот человек стал не сразу, хотя предпосылки были. Его отец Людвиг фон Штиглиц был придворным банкиром, главой банкирского дома «Штиглиц и Ко».
Александра к деловому будущему не готовили. Он вообще хотел стать ученым. Семейный бизнес должен был достаться его старшему брату Николаю.
Но судьба любит шутить по-черному. Николай скончался в 26 лет. А когда Александру исполнилось 28 – не стало их отца.
В 1843 году он внезапно стал единственным главой банкирского дома, владельцем торгового дома и промышленных предприятий. Его состояние оценивалось как минимум в 30 миллионов рублей.
И что делать дальше?
Звезда родилась
Отец полностью доверял сыну. В завещании он дал ему советы, но подчеркнул – Александр вправе поступать так, как сочтет необходимым:
«Любезный, дорогой мой Александр! Имение, которое тебе оставляю, как ты увидишь по партикулярной книге моей, весьма значительно, имя которое носишь, – второй для тебя капитал. [...] Знаю, что ты употребишь большое состояние свое благородным и мудрым способом. Намерен ли ты продолжать торговое дело, это от тебя зависит. Сопряжено оно с опасностями, беспокойством, и нет тебе надобности приобретать его для своего состояния. Я на твоем месте посвятил бы занятиям по владению различными фабриками и имениями... В таком случае здешний торговый дом ты можешь ликвидировать… Представляю, впрочем, все твоему собственному выбору и размышлению и никогда не считай себя обязанным делать из-за меня то, что противно твоему желанию; по какому пути тебе ни пойти, помни, что должен наставить себе за правило: сохранять, а не приобретать».
Сын отца не подвел и стал достойным продолжателем семейного дела. Хоть это было и страшно для него. И немного поневоле, что ли...
Например, Александр хотел отказаться от звания придворного банкира. Однако ему передали «милостивое настояние императора Николая I, с сожалением представлявшего себе возможное прекращение дел столь знаменитого дома». Как вы понимаете, пойти против императора было безумием.
Работу Штиглица-младшего при дворе оценили. Ему предложили стать управляющим впервые создаваемого в России Государственного банка. Александр и тут отказался. Но передумать его уговорил министр финансов Александр Княжевич.
Не хуже чем во Франции или Италии
И тут с моих слов может показаться, что Александр Штиглиц лишь отказывался и избегал ответственности, а на него все вешали и вешали. Но это не так.
Он выдвигал очень много инициатив и идей, но перечислять их не буду – иначе мы не доберемся до особняка... А тут собрались не экономисты, а любители архитектуры.
Отмечу, пожалуй, одно предложение Штиглица. В 1853 году банкир предложил Николаю I построить железную дорогу между Петербургом и Петергофом. Он даже был готов вложить свои средства (как их вернуть в будущем, барон уже просчитал).
Через четыре года открылось движение по Петергофской железной дороге. Поезда отправлялись с построенного по проекту архитектора Александра Кракау Петергофского вокзала – теперь он называется Балтийским. Прообразом постройки стал парижский Восточный вокзал.
С Кракау у Штиглица, вероятно, сложились хорошие отношения. Ведь в это же время этот архитектор строит для него особняк на Английской набережной.
По масштабам это был целый дворец в мотивах флорентийского ренессанса (зодчий любил этот стиль). Суммы на строительство шли нескромные – 3,5 миллиона рублей.
Из настоящего в прошлое и обратно
Особняк был завершен в 1862 году. Штиглиц очень любил этот дом. Через пять лет Александр заказал известному итальянскому художнику Луиджи Премацци запечатлеть в акварели интерьеры дворца.
Премацци создал 17 картин. Их заключили в кожаный альбом, на обложке которого красовался герб баронов Штиглиц. Благодаря этим акварелям мы теперь можем представить, как выглядели залы при жизни хозяина.
Легче всего по картинам узнать Концертный зал.
Там по сей день можно увидеть медальоны с композиторами. Дореволюционный паркет чудом сохранился до наших времен. Живописец Федор Бруни выполнил для этого зала эскизы живописных панно «Четыре времени года».
Из Концертного зала можно попасть в Гостиную. Ее узнала по камину (вероятно, из белого мрамора) с изображением кариатид.
Этажом выше находится Танцевальный зал – самое просторное помещение дворца. От потолка (в мавританском стиле?) там невозможно оторвать глаз. Раньше его освещали французские хрустальные люстры.
Отсюда можно попасть в Золотую гостиную. К сожалению, сейчас она вся в лесах – сравнить акварель с моими снимками и определить изменения довольно сложно. Пишут, что раньше ее украшали картины мюнхенских пейзажистов – братьев Альберта и Рихарда Циммерманов.
Из нее через проходную комнату можно было попасть в Голубую гостиную. Ее украшал плафон «Амур ведет Психею на Олимп» немецкого художника Ханса фон Маре, но, вероятно, сейчас эта зала закрыта. Или была заперта в тот день, когда оказалась в особняке.
Отдельно стоит выделить библиотеку. Она вся отделана дубовыми панелями. А из нее можно попасть в зал с камином, в который могу запросто поместиться в полный рост.
Ну и как поклонник парадных не могу не отметить мраморную лестницу особняка. К сожалению, сейчас она в лесах и весь масштаб придуманного архитектором Кракау не увидеть.
Очень хочется заглянуть в будущее – лет на 50, когда по этой лестнице будут подниматься на экскурсию во дворец туристы... Во всяком случае мне очень хочется в это верить.
Наверное, этого бы хотел и Штиглиц. Он был патриотом своей страны. Большую часть своего огромнейшего состояния он помещал в отечественные банки и фонды. Это вызывало неприкрытое изумление его коллег.
«Отец мой и я получили свое состояние в России: если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней все свое состояние», – отвечал барон.
Без хозяина
Но Российская Империя прекратила существовать только в 1917 году, а Александра Штиглица не стало в 1884-м. Его состояние на момент смерти, по разным оценкам, составляло не менее 38 миллионов рублей. А по некоторым – и все 150 миллионов.
В своем завещании он подробно расписал, что и кому надо передать. Кроме близких и дальних родственников в этом списке значились конюхи, швейцары, садовники, лакеи, повара.
Свыше 70 тысяч рублей было передано Коммерческому училищу для бедных при лютеранской церкви Святых Петра и Павла, Глазной лечебнице на Моховой, Елизаветинской больнице, Ремесленному училищу цесаревича Николая, Обществу помощи при кораблекрушениях и Петербургскому биржевому комитету. Еще 100 тысяч рублей ушли в неприкосновенный капитал детского приюта имени Людвига Штиглица.
Все оставшиеся после выполнения распоряжений завещания деньги Александр поручил отдать Петербургскому училищу технического рисования имени Штиглица – тому самому «французу» в Соляном переулке.
Особняк же был завещан дочери. И тут тоже есть интересная история.
У Александра и его супруги Каролины Миллер родился единственный сын Людвиг. Увы, он умер младенцем.
В 1844 году под дверь их дома (по другим источникам – в куст сирени на даче) был подброшен ребенок. Ходили слухи, что это была дочь великого князя Михаила Павловича – младшего брата императора Николая I – от некой фрейлины.
Ее удочерили. Окрестили Надеждой Михайловной (имя и отчество якобы были написаны на записке рядом с младенцем). Но фамилию дали другую – Июнева, так как ребенок попал в семью в июне.
В 17 лет Надежда стала женой мелкого чиновника – титулярного советника Половцова. Он неплохо покутил на средства покойного тестя... Надежда Половцева унаследовала от барона всю финансовую империю и, конечно же, особняк на Английской набережной.
Дворец выставили на продажу. Но он долго не мог найти своего покупателя. Мало кто мог себе позволить покупку в 3 миллиона рублей.
Теперь точно дворец
В 1887 году сделка состоялась. Особняк купил великий князь Павел Александрович. Стороны сторговались до 1,6 миллиона. С этого момента здание стали называть Ново-Павловский дворец.
Особняк нужно было переделать под требования новых владельцев. По большей части это касалось интерьеров. Работу поручили уже знакомому нам архитектору Максимилиану Месмахеру – помните гуляли по его дому с призраками в Шуваловском парке?
Дворец распахнул свои двери в 1889 году – зодчий успел завершить работу ко дню свадьбы Павла Александровича с греческой королевной Александрой Георгиевной.
В этом браке у них родились два ребенка – Мария и Дмитрий. К сожалению, при родах сына супруга скончалась.
Убитый горем отец переехал в Царское Село, а детей отдал на воспитание великой княгине Елизавете Федоровне. Из любопытных фактов про детей: Дмитрий Павлович в будущем будет участвовать в убийстве Распутина...
И вот мы приблизились к линии, о которой рассказываю почти в каждом своем материале. Грянула революция.
Павла Александровича расстреляли. Половцевы, насколько знаю, уехали за рубеж. В 1930-х прах прах Александры Георгиевны был выкуплен у Советов греческим королем и перезахоронен на родине.
Третий дворец бракосочетания
А что же стало с роскошным дворцом на Английской набережной? Как и все доходные дома, его национализировали. Все произведения искусства, что были внутри, изъяли и раздали по музеям. Но часть картин все же осталась внутри.
Пишут, что в разные годы здесь располагались детский дом, конструкторское бюро. Только в 1968 году здание получило статус объекта, охраняемого государством. Из особняка хотели сделать музей. Но пока думали с чего начать – развалился СССР...
В конце 90-х особняк Штиглица взял в аренду на 49 лет «Лукойл». Компания обещала вложить в проект реконструкции около 20 миллионов долларов. Но в итоге вложила лишь 100 тысяч – в особняке залатали крышу и починили подвал.
Инвестора возмутили жесткие условия, выдвинутые КГИОП. Комитет по охране памятников запретил перестраивать и менять расположение комнат, а это категорически не устраивало «Лукойл». Договор аренды был расторгнут.
Позже у властей города появилась идея сделать из особняка Штиглица третий дворец бракосочетаний. Но и эта идея не была реализована из-за споров с федеральным центром.
До 2011 году историческое здание находилось в федеральной собственности. А потом его передали Санкт-Петербургскому государственному университету.
Официальный представитель университета заверил СМИ, что в особняке сделают ремонт. По оценкам экспертов на тот момент, на реставрацию дворца было необходимо порядка 50-60 миллионов долларов. Предстояла работа по восстановлению исторических интерьеров и нескольких тематических комнат.
В 2017 году КГИОП выдал охранное обязательство СПбГУ, по которому собственнику надлежало в соответствии с документацией отреставрировать особняк. Но что-то снова пошло не так.
В августе 2020 года сотрудники КГИОП обследовали дворец и заявили о неудовлетворительном состоянии его интерьеров. В 2022 году КГИОП подал иск против университета, потребовав через суд отреставрировать особняк в течение двух лет. Продолжения этой истории в СМИ пока не нашла.
Не особняк, а настоящее яблоко раздора...
Здание же продолжает стоять запертым. Внутри работает охрана – никого не подпускает. По особым (чем именно особым – сказать не могу, так как не знаю) договоренностям в особняк попадают съемочные группы. Например, говорят, здесь снимали третий сезон сериала «Метод» с Константином Хабенским. Он должен выйти в 2025 году.
Однако не всем так легко проложить сюда тропинку. Источники рассказали, что многие пытались организовать съемку в этих интерьерах за любые деньги, но получали категорический отказ. Чем растопил сердце руководства университета «Метод» – остается секретом.
Интересно, узнаю ли особняк в кадрах сериала?
Экскурсий сюда нет. Остается только вспоминать, как однажды произошло чудо и смогла попасть внутрь этого полузаброшенного и немного мифического дворца.
📍Адрес: Английская набережная, 68
Больше спасибо за ваше время и внимание! Подписывайтесь на канал, будем вместе знакомиться с Петербургом, который скрывается за запертыми дверями парадных и дворцов.
Если вас интересуют заброшенные особняки и их история, советую заглянуть на эти статьи на канале Парадная гостья:
Визит в Михайловскую дачу – интерьеры этого особняка тоже часто мелькают в кадрах сериалов и фильмов.
Усадьба в Белогорке – сейчас ее восстанавливают и собираются открыть там отель. Рассуждаем – хорошо это или плохо?
Дача Фаберже – одно из моих любимых мест в окрестностях Петербурга. Когда-то ее называли малым Эрмитажем. Теперь она увядает под слоями пыли, плесени и грязи...