Разгар холодной войны. Тело И.В. Сталина ещё лежит рядом с телом В.И. Ленина в Мавзолее на Красной площади. Сверхдержавы грозят друг другу атомными бомбами. Вот-вот разгорится Карибский кризис. И вдруг в этих "декорациях" происходит что-то невообразимое – в столице СССР открывается первая Американская национальная выставка. Сюжет? Поговорим об этом.
Холодная война
После окончания Второй мировой войны, союзнические советско-американские политические и экономические отношения постепенно стали ухудшаться. Косвенно этому послужило формирование Восточного блока на территории послевоенной Европы.
Уже в 1946 году это переросло в прямое противостояние социалистической и капиталистической систем, вошедшее в историю под названием "холодная война". Кстати, впервые этот термин был упомянут в статье «Ты и атомная бомба» английского писателя Джорджа Оруэлла, опубликованной 19 октября 1945 года в журнале Tribune.
В 1949 году на Семипалатинском испытательном полигоне СССР успешно опробовало свою первую атомную бомбу (РДС-1), чем уравняло позиции в части военного противостояния США. Напомню, что американцы провели свои "испытания" в 1945-м, но не на полигоне, а сбросив «Малыша» и «Толстяка» на японские города Хиросима и Нагасаки. В результате американских бомбардировок погибли около 300 тыс. человек.
Так или иначе, появление у СССР столь мощного аргумента дало старт новому витку конфликта: между державами началась бесконечная гонка вооружений.
Оттепель
После смерти И.В. Сталина в марте 1953 года внешняя и внутренняя политика СССР легли на плечи бывшего первого секретаря Московского комитета партии и секретаря ЦК ВКП(б) Н.С. Хрущёва. О смене режимов, возможно, обстоятельно поговорим в отдельном материале.
В феврале 1956 года в Москве состоялся XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. Съезд вошёл в историю выступлением Н.С. Хрущёва с речью осуждающей культ личности и, косвенно, идеологического наследия Сталина. С этого момента в СССР начнётся период, который войдёт в историю под названием "Хрущёвская оттепель": на смену тоталитаризму приходит мягкая диктатура.
Ярче всего смена режима ощущается в искусстве: на советские экраны друг за другом выходят картины, наполненные надеждой и свободой. Вторая половина 1950-х - начало 1960-х подарили советскому зрителю кинокартины "Весна на Заречной улице", "Карнавальная ночь", "Высота", "Летят журавли", "Я шагаю по Москве", "Застава Ильича" и много других замечательных фильмов. Об этом, возможно, выйдет отдельный материал.
Конец 1950-х ознаменовался двумя масштабнейшими событиями, о которых в начале десятилетия нельзя было и помыслить. Так, например, 11 августа 1957 года в Москве открылся Всемирный фестиваль молодежи и студентов - самый массовый за всю историю фестивального движения. Закрытая до той поры страна, приоткрыла железный занавес: фестиваль в Москве посетили свыше 34 тыс. гостей из 131 страны мира. Символичным был и лозунг мероприятия - "За мир и дружбу!". Одним из гостей фестиваля стал колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес, описавший впечатления в книге «СССР: 22 400 000 км² без единой рекламы Кока-колы!».
Ну, а наш разговор пойдет о мероприятии, которое случилось спустя два года после фестиваля: 25 июля 1959 года в Москве открылась Американская национальная выставка.
За три недели выставочный центр в московском парке «Сокольники», где экспонировалась западная продукция, посетили свыше 3 млн человек. По своей сути это была выставка-пропаганда американского образа жизни: предметы искусства, культуры, достижения автомобильной промышленности, товары народного потребления, проекты жилых домов для простых американских семей – всё это кружило голову советского человека на пороге 1960-х.
Не забываем, что месяцем ранее Москву посетил французский модельер Ив Сен-Лоран в окружении очаровательных моделей дома Dior. Тот показ, а затем "случайная" прогулка моделей по центру советской столицы, вынесли неутешительный модный приговор всей отрасли лёгкой промышленности СССР.
Американская выставка в Москве вошла в мировую историю благодаря «Кухонным дебатам» между Никитой Сергеевичем Хрущёвым и вице-президентом США Ричардом Никсоном. В ходе прогулки по павильонам стороны обсуждали достоинства и недостатки капитализма и социализма. Слово за слово, их диалог перерос в публичные дебаты на глазах у журналистов. Но почему их назвали "кухонные"?
Среди экспонатов был представлен "дом мечты", который, по уверению самих организаторов, мог себе позволить каждый американец (на самом деле - нет). Дом был буквально нашпигован новыми бытовыми приборами компании General Electric, которые демонстрировали собой продукты американского рынка. Вот в этом доме, в зоне кухни, где Никсон на примере бытовой кухонной техники рассказывал о превосходстве США, разговор двух лидеров «перерос от стиральных машин до ядерной войны». На факт изобилия бытовой техники Хрущёв отреагировал комментарием: «А у вас нет такой машины, которая бы клала в рот еду и её проталкивала?». Позднее Никсон использовал «кухонные дебаты» в своей предвыборной агитации.
Большинство американцев посчитало, что Никсон выиграл дебаты. Пресса отмечала, что он «смог уникальным способом воплотить в себе национальный характер». В СССР дебаты показали по телевидению поздно вечером 27 июля 1959 года. Не для всех реплик американца был дан русскоязычный перевод. Именно тогда Хрущёв впервые произнёс свою знаменитую фразу: «Мы вам покажем кузькину мать!», подразумевая, что и Советский Союз сумеет удивить Америку. Позднее Ричард Никсон описал свою встречу с Никитой Хрущёвым в Москве в автобиографичной книге «Шесть кризисов».
А что увидел простой советский гражданин на выставке в Сокольниках в 1959 году? Другой мир. Все три недели нашего человека методично обрабатывала машина американской пропаганды. Женщинам бесплатно крутили высокие американские прически, мужчинам давали посидеть за рулём знаменитого Buick Electra 225 Cabriolet.
Советские посетительницы были без ума от косметики, нейлоновых чулок и парикмахерских укладок. На открытых подиумах каждый день шли модные показы под звуки диковинного рок-н-ролла.
По части зрелищности американская выставка превосходила все мыслимые масштабы: помимо Buick, свои автомобили привезли концерны Ford, Chevrolet, Pontiac, Cadillac и Oldsmobile.
В павильоне бытовой техники советские люди впервые увидели кухонные комбайны, посудомоечные машины, СВЧ-печи, телевизионные установки и многое другое.
Впервые в СССР легально привезли художественный авангард, в частности, картины художника Джексона Поллока. Также на выставке демонстрировался многоэкранный фильм «Проблески США» (Glimpses of the USA). Архитектурным символом той выставки стал «геодезический купол» архитектора и инженера Ричарда Фуллера.
По части "хлеба" американская выставка тоже старалась не отставать: все три недели посетителей бесплатно кормили американскими гамбургерами, хот-догами, предлагая запивать яства диковинной Пепси-колой – «освежительный напиток дружбы».
С Пепси-колой произошёл интересный эпизод. Никсон предложил Хрущёву продегустировать два варианта напитка: один, по словам вице-президента США, приготовили на воде из Советского Союза, а второй — на воде из США. Перед столь искусным дипломатическим приёмом Никита Сергеевич устоять не смог: подошёл к стенду PepsiCo, опробовал оба варианта и, разумеется, заявил, что напиток из советской воды гораздо вкуснее. На самом же деле Никсон схитрил: оба напитка были из одной и той же воды...не советской.
Момент дегустации естественно попал в кадры фотокорреспондентов. И на следующий день по миру разлетелись снимки первого коммуниста планеты со стаканчиком Pepsi в руках. «Хрущёв хочет быть общительней!» — гласили заголовки. Это вторило слогану PepsiCo тех лет — «Будь общительней. Пепси поможет» («Be Sociable. Have a Pepsi»). Так, благодаря уловке Ричарда Никсона, Хрущёв, сам того не подозревая, стал амбассадором PepsiCo, обеспечив рост продаж на мировом рынке.
СССР в Нью-Йорке
Стоит отметить, что за месяц до открытия Американской национальной выставки в Москве, в Нью-Йорке прошла советская выставка. В экспозиции были представлены макеты спутников, атомных электростанций, атомоходов, космических ракет, ледоколов и синхрофазотронов. Конечно, на выставке были представлены макеты спутников, ведь по освоению космоса СССР был впереди.
Также в США прилетел ТУ-114: в выставочном центре был макет, а в аэропорту Нью-Йорка ― настоящий самолет. Ажиотаж был колоссальным. Американцы занимали очередь с вечера, чтобы воочию увидеть советский самолёт.
Помимо авиационного флота, американцам удалось лицезреть ледокол «Ленин»: первый в истории корабль с атомной установкой. Его, конечно, не привезли в США, ограничились внушительным макетом на стенде.
Специально для мероприятия были созданы макеты строящихся сооружений: например, арена «Лужники». А еще в павильонах были показаны макеты "хрущевок" и обстановка советских квартир.
Помимо прочего, посетителям выставки СССР представили советскую сельскохозяйственную технику, автомобили, телевизоры и одежду.
Выставочный комплекс, расположенный рядом с Центральным парком Нью-Йорка посетили в тот год более 1 млн человек.
Было интересно? Подписывайтесь!
Telegram: t.me/gilyarovski