Найти в Дзене
Дядя Гиляй

Москва в кино: Самые яркие роли столицы

Москва — одна из самых киногеничных столиц мира. Московские пейзажи вдохновляли ведущих мировых режиссеров, и, каждый из них признавался в любви к этому городу. В кадре Москва, как и любая хорошая актриса, всегда разная, со своим особенным шармом, своей драмой. Здесь я собрал пять самых ярких фильмов о Москве. Но их, безусловно, гораздо больше. «ПОДКИДЫШ», 1939 г. Удивительно добрая комедия режиссера Татьяны Лукашевич, снятая по сценарию народной любимицы – актрисы Рины Зеленой (она сыграла в картине роль домработницы Ариши), и писательницы Агнии Барто. Фильм рассказывает историю одного дня маленькой девочки Наташи, которая потерялась в большой Москве образца 1930-х годов. Мать Наташи едет снимать дачу на лето и просит присмотреть старшего сына Юру за сестрой. Но тот, занятый «важными» пионерскими делами, не желает, как сам говорит, нянчиться с девчонкой. Из этой бытовой истории разворачивается сюжет-путешествие маленькой москвички: широкие улицы, зелёные проспекты, советский детский
Оглавление

Москва — одна из самых киногеничных столиц мира. Московские пейзажи вдохновляли ведущих мировых режиссеров, и, каждый из них признавался в любви к этому городу. В кадре Москва, как и любая хорошая актриса, всегда разная, со своим особенным шармом, своей драмой. Здесь я собрал пять самых ярких фильмов о Москве. Но их, безусловно, гораздо больше.

«ПОДКИДЫШ», 1939 г.

Удивительно добрая комедия режиссера Татьяны Лукашевич, снятая по сценарию народной любимицы – актрисы Рины Зеленой (она сыграла в картине роль домработницы Ариши), и писательницы Агнии Барто.

Фильм рассказывает историю одного дня маленькой девочки Наташи, которая потерялась в большой Москве образца 1930-х годов.

Мать Наташи едет снимать дачу на лето и просит присмотреть старшего сына Юру за сестрой. Но тот, занятый «важными» пионерскими делами, не желает, как сам говорит, нянчиться с девчонкой.

Из этой бытовой истории разворачивается сюжет-путешествие маленькой москвички: широкие улицы, зелёные проспекты, советский детский сад, милиционеры, коммунальная квартира и живописные московские достопримечательности – и есть герои фильма «Подкидыш», премьера которого состоялась 27 января 1940 года.

-2

Любопытно, что современные зрители могли вовсе никогда не увидеть эту картину: в годы Великой Отечественной войны негатив фильма был уничтожен во время бомбардировок, но чудесным образом, в Госфильмофонде СССР была найдена сохранившаяся позитивная копия.

-3

А в 1988 году оригинальная версия комедии подверглась вынужденной реставрации. Некоторые сцены и музыкальное сопровождение были переозвучены. Интересно, что кадры с памятником Сталину на ВСХВ (ныне ВДНХ) были вовсе удалены из видеоряда.

-4

После реставрации и “причесывания” картина была повторно выпущена в прокат. Оригинальная же версия 1939 года (с оригинальными титрами, фонограммой и невырезанными кадрами) периодически транслируется по телевидению и тиражируется на цифровых носителях. В 2010 году копия 1988 года была колоризирована — фильм раскрасили на одной из лучших студии Лос-Анджелеса.

-5

Москва в фильме Татьяны Лукашевич показана во всей красе. Если смотреть внимательно, то можно увидеть абсолютно весь парк московского транспорта довоенных лет. В фильме успели «сняться»: автомобили ГАЗ-М1 — знаменитая «Эмка», КИМ-10-50 — первый советский семейный автомобиль — брат-близнец знаменитого Ford Prefect, экспериментальный седан КИМ-10-52, ЗИС-101 — представительский семиместный «лимузин», легендарная «полуторка» — ГАЗ-АА. Также в картине запечатлен и общественный транспорт: длиннобазный автобус — ЗИС-8 и “прилизанный наследник” — ЗИС-16, уникальный троллейбусы: ЯТБ-1 и двухэтажный ЯТБ-3, бесфонарный (БФ) трамвайный вагон и четырехосная модель М-38. Конечно, в фильме не обошлось и без темы метро — кадры сняты в вестибюле станции метрополитена «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»).

-6

Эпизодически в фильме снялись знаменитости того времени и будущие выдающиеся спортсмены. Так, в эпизоде со встречей футбольной команды приняли участие футболисты  московского «Спартака» — Андрей Старостин и Станислав Леута. А сам эпизод снимался на Белорусском вокзале: в одном из кадров хорошо видны путепровод Ленинградского проспекта и дома на 1-й улице Ямского поля. А еще в одном из эпизодов снялась известная в будущем тренер по фигурному катанию Елена Анатольевна Чайковская.

«ВЕСНА», 1947 г.

Послевоенное кино СССР — отдельная глава в истории отечественного кинематографа: отчерчивающая страшные годы войны, показывающая гордый триумф советского народа.

Вот лишь несколько замечательных киноработ вышедших в период послевоенной пятилетки (1946 — 1950 гг.): «Здравствуй, Москва!», «Клятва», «Первая перчатка», «Свет над Россией», фильм-плакат «Тебе, Москва», «Повесть о настоящем человеке» и «Великая сила».

-7

Отдельно из этого списка хочется выделить фильм выдающегося режиссера Григория Александрова «Весна», 1947 года. Двойную главную роль в картине сыграла жена Григория Васильевича, несравненная Любовь Орлова. Украшением фильма, безусловно, стала роль экономки Маргариты Львовны в исполнении неподражаемой Фаины Раневской.

Съёмки фильма проводились на двух киностудиях: столичный «Мосфильм» и чехословацкая студия «Баррандов». Кстати, именно в «Весне» впервые появляется знаменитый логотип киностудии «Мосфильм» с изображением скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница».

-8

По сюжету, профессор Никитина (Любовь Орлова) работает над проблемой применения солнечной энергии. Кинорежиссер Громов (Николай Черкасов) задумывает снять о ней фильм. На главную роль режиссер приглашает актрису Шатрову (Любовь Орлова), которая удивительно похожа на Никитину. Дальнейшее развитие — классическая комедия положений, где женщины меняются ролями.

Важную роль в фильме играют декорации — потрясающие виды города-героя Москва. Операторские планы наполнены горделивым величием послевоенной столицы: здания сталинского ампира, простор и воздух на переполненных московских улицах, и, конечно, уникальный кадр в самом начале фильма — мойка бронзовой квадриги Клодта на историческом здании Большого театра.

-9

Главный аккомпанемент фильма — «Весенний марш» Исаака Дунаевского, на слова Сергея Михалкова: «Товарищ, Товарищ! В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою!..». Но советскому зрителю полюбилась и запомнилась веселая песенка «Весна идёт» героини Веры (Любовь Орлова). Именно эта легкая мелодия, как говорится, «ушла в народ».

-10

Как и в фильме «Подкидыш», в этом фильме встречаются представители парка московского транспорта: экспериментальные троллейбусы: ЯТБ-1 и двухэтажный ЯТБ-3, но вторят им «машины-победители» — ГАЗ М-20 «Победа» — первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире кузовов понтонного типа.

-11

В картине показывается главный общественный транспорт столицы — «Метрополитен имени Л.М. Кагановича». Однако, в 1950-х кадры были отредактированы: эпизод, где герой проезжает по Воздвиженке, мимо Дома Пашкова и станции метро «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — исчезли. Вновь они появились лишь в 1986 году на «восстановленной» версии кинокартины.

-12

Уже более полувека зрители всех возрастов с удовольствием смотрят этот фильм. Здесь прекрасно соединились элементы комедии, многочисленные режиссерские и операторские находки, талантливая игра актеров и музыкальное оформление. За оригинальность сюжета картине Григория Александрова была присуждена премия VII Венецианского кинофестиваля.

«ПОКРОВСКИЕ ВОРОТА», 1982 г.

Абсолютно атмосферная комедия талантливого Михаила Козакова о московском характере, соседских взаимоотношениях и бытовой жизни обычных москвичей.

Центральное место действия — коммунальная квартира в Нащокинском переулке — олицетворение жизненного уклада, менталитета советского человека: смесь фирменной столичной самоиронии и трогательного сумасшествия, глубокого отчаяния и невероятного оптимизма. Однако любимый фильм «Покровские ворота» мог вообще не появиться…

-13

Дело в том, что параллельно «созреванию» идеи создания этого фильма, Михаил Михайлович вел переговоры с высшим руководством Госкино. Козаков наотрез отказывался играть Феликса Дзержинского в картине «Государственная граница», ссылаясь на занятость в работе над собственным фильмом. Дополнительным аргументом был и тот факт, что в Театре на Малой Бронной с успехом прошла премьера одноименного спектакля.

-14

Но киноруководство страны поставило режиссеру настоящий ультиматум: либо он снимается в роли «железного» Феликса , либо ему запретят снимать своё кино. Стоит сказать, что за роль Дзержинского Козаков получил аж две премии КГБ.

Очарование «Покровских ворот» в легкости сюжета: Москва, осень 1956 года. Молодой повеса, любитель милых девушек и «прожигатель жизни», Костик (Олег Меньшиков), прибыл в Москву учиться в аспирантуре МГУ. Он живёт в типичной «коммуналке» у своей тётушки Алисы Витальевны (Софья Пилявская). Соседи юноши — артист Мосэстрады куплетист Аркадий Варламович Велюров (Леонид Броневой) и необычная пара, а вернее сказать — трио — Маргарита Павловна Хоботова (Инна Ульянова), её бывший муж Лев Евгеньевич (Анатолий Равикович) и её новый жених Савва Игнатьевич Ефимов (Виктор Борцов). Внутри этого многогранного быта, большая часть которого пребывает в хаосе, разворачиваются все сюжетные зарисовки.

-15

Интересно, что состав актеров мог быть совсем другим. На трио Хоботов  — Маргарита Павловна — Савва Игнатьевич претендовали актеры Миронов — Гундарева — Лазарев. По тем временам такой состав считался звездным и каждый режиссер мечтал о работе с этими актерами. Однако, Андрею Миронову Козаков сказал: «Ты слишком знаменит для жителя коммунальной квартиры».

-16

На роль Саввы Игнатьевича рассматривалась кандидатура Никиты Михалкова, но тот отказался, сославшись на скучный сценарий. Маргариту Хоботову, помимо Натальи Гундаревой, могли сыграть ещё Барбара Брыльска и Людмила Гурченко. А на роль Костика пробовался даже сын режиссера Кирилл Козаков, но Михаил Михайлович утвердил Меньшикова.

-17

Двухсерийный телевизионный фильм вышел на голубые экраны в двух вариантах — полном и слегка сокращённом. В сокращённом варианте «подрезаны» некоторые сцены и диалоги. На цифровых носителях полная версия издана «Крупным планом» в «синей» серии — «Отечественное кино XX века», а реставрированные издания «Крупного плана» и «Твистера» содержат сокращённый вариант.

«Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ», 1963 Г.

Вспоминая этот фильм, на лице сразу появляется улыбка: лирическая кинокомедия выдающегося режиссера Георгия Данелия, легко снятая по сценарию Геннадия Шпаликова.

-18

Начну с того, что этот необычный жанр, «лирическая комедия», был изобретён специально для этого фильма, чтобы обойти претензию Госкино к первоначальному варианту «несмешная комедия». В 1971 году титр «лирическая комедия» был спародирован Георгием Николаевичем, написавшим сценарий к киноработе Александра Серого «Джентльмены удачи», превратившись в «нелирическую комедию». Обратите внимание, когда будут смотреть в следующий раз.

-19

По сюжету, монтажник-сибиряк Володя (Алексей Локтев) приезжает в Москву из Качинска, его рассказ опубликован журналом «Юность» и вызвал интерес у писателя Воронова (Аркадий Смирнов), который пригласил молодого человека на деловой разговор. В метро Володя знакомиться с задорным москвичом Колей (Никита Михалков) — молодым метростроевцем, возвращающимся с ночной смены. Их случайная встреча в течение дня обрастает множеством совпадений и оборачивается для героев настоящими приключениями. За этот удивительный день герои успеют побывать в военкомате, на свадьбе, познакомиться с известным писателем и даже поймать преступника.

-20

Сцена работы Коли в забое метро снята во время строительства станции московского метрополитена «Волгоградский проспект» Таганско-Краснопресненской линии. А кадры метро, предшествующие знакомству Володи и Коли, были сняты на платформе станции метро «Студенческая» Арбатско-Филёвской (ныне Филёвской) линии.

-21

Именно этот фильм стал первой главной ролью молодого актера Никиты Михалкова в игровом кино. На момент съёмок ему было всего 18 лет. Он получил эту роль благодаря рекомендации сценариста фильма Геннадия Шпаликова. А режиссер Георгий Данелия назвал героя Никиты Михалкова именем Коля в честь своего сына.

-22

Финальная сцена происходит на станции метро «Университет». Герои фильма прощаются на платформе: Володя садится в поезд, следующий из центра, и уезжает… в оборотный тупик! Дело в том, что до 1964 года станция «Университет» была конечной на линии. Надпись на указателе «Посадки нет» хорошо просматривается в дальнейших кадрах фильма, когда Коля идёт по вестибюлю на эскалатор.

Но для зрителей, которые увидели фильм в 1964 году, сцена уже не выглядела абсурдной — 30 декабря 1963 года Кировско-Фрунзенская (ныне Сокольническая) линия была продлена до «Юго-Западной».

-23

Песня «Я шагаю по Москве» стала шлягером начала 1960-х годов, сразу после выхода фильма на экран. В картине «Я шагаю по Москве» песню исполнил сам Никита Михалков. Позднее ее можно было услышать в исполнении Ксении Георгиади, Эмиля Горовца, а также от дуэта Эдуарда Хиля и Людмилы Сенчиной.  Музыку к этой песне написал композитор Андрей Петров, а вот слова — сценарист фильма Геннадий Шпаликов.

-24

Премьера картины состоялась 11 апреля 1964 года в кинотеатре «Россия». Любопытно, что само здание на Пушкинской площади было построено в этом же году по проекту Юрия Шевердяева — учителя Георгия Данелии в МАРХИ. Открытие кинотеатра стартовало именно с премьерного показа «Я шагаю по Москве».

«МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ», 1995 г.

Фильм обделенный вниманием, но не любовью зрителей — не менее лирическая комедия талантливого режиссера Аллы Суриковой. Фильм о невероятных приключениях богатой итальянки в столице.

Главная героиня Лучана Фаррини (Ирина Селезнева) прилетает на историческую родину своей бабушки, исполняя последнюю волю её завещания. Девушка везёт в самолёте умершую собаку, чтобы похоронить её на русской земле. В аэропорту Лучана знакомится с обаятельным москвичом Гришей (Леонид Ярмольник).

Оба персонажа попадают в комичные ситуации: итальянский темперамент сталкивается с русской душой в декорациях Москвы середины 1990-х.

-25

Несмотря на довольно мрачный период в истории России, фильм иронично сглаживает острые углы, показывая простую московскую жизнь. Помимо знакомых столичных пейзажей в фильме можно увидеть и совсем неизвестные места: например, дом, где живёт герой Леонида Ярмольника, снимали в хозпомещениях первой Московской обсерватории, которая находится в Нововаганьковском переулке.

-26

Самым необычным персонажем, за исключением собаки по кличке “Сюрприз” (Джексон), является автомобиль Гриши — самодельный багги — аналог пляжного багги на базе Volkswagen, который можно приравнять к шедевру инженерной мысли.

Прекрасным компаньоном к дуэту Ярмольник — Селезнева выступает несравненная Наталья Гундарева. Ее героина Дуся — эксцентричная соседка главного героя, разбавляет сюжетную линию характерными диалогами и душевными рассуждениями о жизни. Детективная интрига сюжета, нелепости российского быта и любовь с первого взгляда — основы успеха легкой комедии Суриковой.

-27

Отдельно стоит отметить музыкальное сопровождение: заглавную песню для «Московских каникул» написал музыкант Андрей Макаревич. В фильме её исполнил сам Ярмольник, чем, по сюжету, окончательно покорил сердце итальянской гостьи.

-28

Весь фильм зритель невольно проводит параллель с рязановской картиной «Приключение итальянцев в России». Это не случайно, ведь начальная и финальная сцены точь-в-точь повторяют сцены знаменитой комедии Эльдара Рязанова 1973 года.

Все это комплиментарный режиссёрский ход Суриковой, который призван подчеркнуть аналогию с более ранней картиной, где девушка из Италии также влюбляется в русского мужчину.

Кроме того, в обоих фильмах иронично упоминается факт, что в Москву из Италии вполне реально добраться и на поезде. Любопытно, что главная героиня летит в Москву и обратно на самолете Ту-134, но дело в том, что эта модель никогда не эксплуатировалась на линии Москва-Рим, уж тем более в постсоветские годы.

Было интересно? Подписывайтесь!

Telegram: t.me/gilyarovski