Москва — одна из самых киногеничных столиц мира. Московские пейзажи вдохновляли ведущих мировых режиссеров, и, каждый из них признавался в любви к этому городу. В кадре Москва, как и любая хорошая актриса, всегда разная, со своим особенным шармом, своей драмой. Здесь я собрал пять самых ярких фильмов о Москве. Но их, безусловно, гораздо больше.
«ПОДКИДЫШ», 1939 г.
Удивительно добрая комедия режиссера Татьяны Лукашевич, снятая по сценарию народной любимицы – актрисы Рины Зеленой (она сыграла в картине роль домработницы Ариши), и писательницы Агнии Барто.
Фильм рассказывает историю одного дня маленькой девочки Наташи, которая потерялась в большой Москве образца 1930-х годов.
Мать Наташи едет снимать дачу на лето и просит присмотреть старшего сына Юру за сестрой. Но тот, занятый «важными» пионерскими делами, не желает, как сам говорит, нянчиться с девчонкой.
Из этой бытовой истории разворачивается сюжет-путешествие маленькой москвички: широкие улицы, зелёные проспекты, советский детский сад, милиционеры, коммунальная квартира и живописные московские достопримечательности – и есть герои фильма «Подкидыш», премьера которого состоялась 27 января 1940 года.
Любопытно, что современные зрители могли вовсе никогда не увидеть эту картину: в годы Великой Отечественной войны негатив фильма был уничтожен во время бомбардировок, но чудесным образом, в Госфильмофонде СССР была найдена сохранившаяся позитивная копия.
А в 1988 году оригинальная версия комедии подверглась вынужденной реставрации. Некоторые сцены и музыкальное сопровождение были переозвучены. Интересно, что кадры с памятником Сталину на ВСХВ (ныне ВДНХ) были вовсе удалены из видеоряда.
После реставрации и “причесывания” картина была повторно выпущена в прокат. Оригинальная же версия 1939 года (с оригинальными титрами, фонограммой и невырезанными кадрами) периодически транслируется по телевидению и тиражируется на цифровых носителях. В 2010 году копия 1988 года была колоризирована — фильм раскрасили на одной из лучших студии Лос-Анджелеса.
Москва в фильме Татьяны Лукашевич показана во всей красе. Если смотреть внимательно, то можно увидеть абсолютно весь парк московского транспорта довоенных лет. В фильме успели «сняться»: автомобили ГАЗ-М1 — знаменитая «Эмка», КИМ-10-50 — первый советский семейный автомобиль — брат-близнец знаменитого Ford Prefect, экспериментальный седан КИМ-10-52, ЗИС-101 — представительский семиместный «лимузин», легендарная «полуторка» — ГАЗ-АА. Также в картине запечатлен и общественный транспорт: длиннобазный автобус — ЗИС-8 и “прилизанный наследник” — ЗИС-16, уникальный троллейбусы: ЯТБ-1 и двухэтажный ЯТБ-3, бесфонарный (БФ) трамвайный вагон и четырехосная модель М-38. Конечно, в фильме не обошлось и без темы метро — кадры сняты в вестибюле станции метрополитена «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»).
Эпизодически в фильме снялись знаменитости того времени и будущие выдающиеся спортсмены. Так, в эпизоде со встречей футбольной команды приняли участие футболисты московского «Спартака» — Андрей Старостин и Станислав Леута. А сам эпизод снимался на Белорусском вокзале: в одном из кадров хорошо видны путепровод Ленинградского проспекта и дома на 1-й улице Ямского поля. А еще в одном из эпизодов снялась известная в будущем тренер по фигурному катанию Елена Анатольевна Чайковская.
«ВЕСНА», 1947 г.
Послевоенное кино СССР — отдельная глава в истории отечественного кинематографа: отчерчивающая страшные годы войны, показывающая гордый триумф советского народа.
Вот лишь несколько замечательных киноработ вышедших в период послевоенной пятилетки (1946 — 1950 гг.): «Здравствуй, Москва!», «Клятва», «Первая перчатка», «Свет над Россией», фильм-плакат «Тебе, Москва», «Повесть о настоящем человеке» и «Великая сила».
Отдельно из этого списка хочется выделить фильм выдающегося режиссера Григория Александрова «Весна», 1947 года. Двойную главную роль в картине сыграла жена Григория Васильевича, несравненная Любовь Орлова. Украшением фильма, безусловно, стала роль экономки Маргариты Львовны в исполнении неподражаемой Фаины Раневской.
Съёмки фильма проводились на двух киностудиях: столичный «Мосфильм» и чехословацкая студия «Баррандов». Кстати, именно в «Весне» впервые появляется знаменитый логотип киностудии «Мосфильм» с изображением скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница».
По сюжету, профессор Никитина (Любовь Орлова) работает над проблемой применения солнечной энергии. Кинорежиссер Громов (Николай Черкасов) задумывает снять о ней фильм. На главную роль режиссер приглашает актрису Шатрову (Любовь Орлова), которая удивительно похожа на Никитину. Дальнейшее развитие — классическая комедия положений, где женщины меняются ролями.
Важную роль в фильме играют декорации — потрясающие виды города-героя Москва. Операторские планы наполнены горделивым величием послевоенной столицы: здания сталинского ампира, простор и воздух на переполненных московских улицах, и, конечно, уникальный кадр в самом начале фильма — мойка бронзовой квадриги Клодта на историческом здании Большого театра.
Главный аккомпанемент фильма — «Весенний марш» Исаака Дунаевского, на слова Сергея Михалкова: «Товарищ, Товарищ! В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою!..». Но советскому зрителю полюбилась и запомнилась веселая песенка «Весна идёт» героини Веры (Любовь Орлова). Именно эта легкая мелодия, как говорится, «ушла в народ».
Как и в фильме «Подкидыш», в этом фильме встречаются представители парка московского транспорта: экспериментальные троллейбусы: ЯТБ-1 и двухэтажный ЯТБ-3, но вторят им «машины-победители» — ГАЗ М-20 «Победа» — первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире кузовов понтонного типа.
В картине показывается главный общественный транспорт столицы — «Метрополитен имени Л.М. Кагановича». Однако, в 1950-х кадры были отредактированы: эпизод, где герой проезжает по Воздвиженке, мимо Дома Пашкова и станции метро «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — исчезли. Вновь они появились лишь в 1986 году на «восстановленной» версии кинокартины.
Уже более полувека зрители всех возрастов с удовольствием смотрят этот фильм. Здесь прекрасно соединились элементы комедии, многочисленные режиссерские и операторские находки, талантливая игра актеров и музыкальное оформление. За оригинальность сюжета картине Григория Александрова была присуждена премия VII Венецианского кинофестиваля.
«ПОКРОВСКИЕ ВОРОТА», 1982 г.
Абсолютно атмосферная комедия талантливого Михаила Козакова о московском характере, соседских взаимоотношениях и бытовой жизни обычных москвичей.
Центральное место действия — коммунальная квартира в Нащокинском переулке — олицетворение жизненного уклада, менталитета советского человека: смесь фирменной столичной самоиронии и трогательного сумасшествия, глубокого отчаяния и невероятного оптимизма. Однако любимый фильм «Покровские ворота» мог вообще не появиться…
Дело в том, что параллельно «созреванию» идеи создания этого фильма, Михаил Михайлович вел переговоры с высшим руководством Госкино. Козаков наотрез отказывался играть Феликса Дзержинского в картине «Государственная граница», ссылаясь на занятость в работе над собственным фильмом. Дополнительным аргументом был и тот факт, что в Театре на Малой Бронной с успехом прошла премьера одноименного спектакля.
Но киноруководство страны поставило режиссеру настоящий ультиматум: либо он снимается в роли «железного» Феликса , либо ему запретят снимать своё кино. Стоит сказать, что за роль Дзержинского Козаков получил аж две премии КГБ.
Очарование «Покровских ворот» в легкости сюжета: Москва, осень 1956 года. Молодой повеса, любитель милых девушек и «прожигатель жизни», Костик (Олег Меньшиков), прибыл в Москву учиться в аспирантуре МГУ. Он живёт в типичной «коммуналке» у своей тётушки Алисы Витальевны (Софья Пилявская). Соседи юноши — артист Мосэстрады куплетист Аркадий Варламович Велюров (Леонид Броневой) и необычная пара, а вернее сказать — трио — Маргарита Павловна Хоботова (Инна Ульянова), её бывший муж Лев Евгеньевич (Анатолий Равикович) и её новый жених Савва Игнатьевич Ефимов (Виктор Борцов). Внутри этого многогранного быта, большая часть которого пребывает в хаосе, разворачиваются все сюжетные зарисовки.
Интересно, что состав актеров мог быть совсем другим. На трио Хоботов — Маргарита Павловна — Савва Игнатьевич претендовали актеры Миронов — Гундарева — Лазарев. По тем временам такой состав считался звездным и каждый режиссер мечтал о работе с этими актерами. Однако, Андрею Миронову Козаков сказал: «Ты слишком знаменит для жителя коммунальной квартиры».
На роль Саввы Игнатьевича рассматривалась кандидатура Никиты Михалкова, но тот отказался, сославшись на скучный сценарий. Маргариту Хоботову, помимо Натальи Гундаревой, могли сыграть ещё Барбара Брыльска и Людмила Гурченко. А на роль Костика пробовался даже сын режиссера Кирилл Козаков, но Михаил Михайлович утвердил Меньшикова.
Двухсерийный телевизионный фильм вышел на голубые экраны в двух вариантах — полном и слегка сокращённом. В сокращённом варианте «подрезаны» некоторые сцены и диалоги. На цифровых носителях полная версия издана «Крупным планом» в «синей» серии — «Отечественное кино XX века», а реставрированные издания «Крупного плана» и «Твистера» содержат сокращённый вариант.
«Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ», 1963 Г.
Вспоминая этот фильм, на лице сразу появляется улыбка: лирическая кинокомедия выдающегося режиссера Георгия Данелия, легко снятая по сценарию Геннадия Шпаликова.
Начну с того, что этот необычный жанр, «лирическая комедия», был изобретён специально для этого фильма, чтобы обойти претензию Госкино к первоначальному варианту «несмешная комедия». В 1971 году титр «лирическая комедия» был спародирован Георгием Николаевичем, написавшим сценарий к киноработе Александра Серого «Джентльмены удачи», превратившись в «нелирическую комедию». Обратите внимание, когда будут смотреть в следующий раз.
По сюжету, монтажник-сибиряк Володя (Алексей Локтев) приезжает в Москву из Качинска, его рассказ опубликован журналом «Юность» и вызвал интерес у писателя Воронова (Аркадий Смирнов), который пригласил молодого человека на деловой разговор. В метро Володя знакомиться с задорным москвичом Колей (Никита Михалков) — молодым метростроевцем, возвращающимся с ночной смены. Их случайная встреча в течение дня обрастает множеством совпадений и оборачивается для героев настоящими приключениями. За этот удивительный день герои успеют побывать в военкомате, на свадьбе, познакомиться с известным писателем и даже поймать преступника.
Сцена работы Коли в забое метро снята во время строительства станции московского метрополитена «Волгоградский проспект» Таганско-Краснопресненской линии. А кадры метро, предшествующие знакомству Володи и Коли, были сняты на платформе станции метро «Студенческая» Арбатско-Филёвской (ныне Филёвской) линии.
Именно этот фильм стал первой главной ролью молодого актера Никиты Михалкова в игровом кино. На момент съёмок ему было всего 18 лет. Он получил эту роль благодаря рекомендации сценариста фильма Геннадия Шпаликова. А режиссер Георгий Данелия назвал героя Никиты Михалкова именем Коля в честь своего сына.
Финальная сцена происходит на станции метро «Университет». Герои фильма прощаются на платформе: Володя садится в поезд, следующий из центра, и уезжает… в оборотный тупик! Дело в том, что до 1964 года станция «Университет» была конечной на линии. Надпись на указателе «Посадки нет» хорошо просматривается в дальнейших кадрах фильма, когда Коля идёт по вестибюлю на эскалатор.
Но для зрителей, которые увидели фильм в 1964 году, сцена уже не выглядела абсурдной — 30 декабря 1963 года Кировско-Фрунзенская (ныне Сокольническая) линия была продлена до «Юго-Западной».
Песня «Я шагаю по Москве» стала шлягером начала 1960-х годов, сразу после выхода фильма на экран. В картине «Я шагаю по Москве» песню исполнил сам Никита Михалков. Позднее ее можно было услышать в исполнении Ксении Георгиади, Эмиля Горовца, а также от дуэта Эдуарда Хиля и Людмилы Сенчиной. Музыку к этой песне написал композитор Андрей Петров, а вот слова — сценарист фильма Геннадий Шпаликов.
Премьера картины состоялась 11 апреля 1964 года в кинотеатре «Россия». Любопытно, что само здание на Пушкинской площади было построено в этом же году по проекту Юрия Шевердяева — учителя Георгия Данелии в МАРХИ. Открытие кинотеатра стартовало именно с премьерного показа «Я шагаю по Москве».
«МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ», 1995 г.
Фильм обделенный вниманием, но не любовью зрителей — не менее лирическая комедия талантливого режиссера Аллы Суриковой. Фильм о невероятных приключениях богатой итальянки в столице.
Главная героиня Лучана Фаррини (Ирина Селезнева) прилетает на историческую родину своей бабушки, исполняя последнюю волю её завещания. Девушка везёт в самолёте умершую собаку, чтобы похоронить её на русской земле. В аэропорту Лучана знакомится с обаятельным москвичом Гришей (Леонид Ярмольник).
Оба персонажа попадают в комичные ситуации: итальянский темперамент сталкивается с русской душой в декорациях Москвы середины 1990-х.
Несмотря на довольно мрачный период в истории России, фильм иронично сглаживает острые углы, показывая простую московскую жизнь. Помимо знакомых столичных пейзажей в фильме можно увидеть и совсем неизвестные места: например, дом, где живёт герой Леонида Ярмольника, снимали в хозпомещениях первой Московской обсерватории, которая находится в Нововаганьковском переулке.
Самым необычным персонажем, за исключением собаки по кличке “Сюрприз” (Джексон), является автомобиль Гриши — самодельный багги — аналог пляжного багги на базе Volkswagen, который можно приравнять к шедевру инженерной мысли.
Прекрасным компаньоном к дуэту Ярмольник — Селезнева выступает несравненная Наталья Гундарева. Ее героина Дуся — эксцентричная соседка главного героя, разбавляет сюжетную линию характерными диалогами и душевными рассуждениями о жизни. Детективная интрига сюжета, нелепости российского быта и любовь с первого взгляда — основы успеха легкой комедии Суриковой.
Отдельно стоит отметить музыкальное сопровождение: заглавную песню для «Московских каникул» написал музыкант Андрей Макаревич. В фильме её исполнил сам Ярмольник, чем, по сюжету, окончательно покорил сердце итальянской гостьи.
Весь фильм зритель невольно проводит параллель с рязановской картиной «Приключение итальянцев в России». Это не случайно, ведь начальная и финальная сцены точь-в-точь повторяют сцены знаменитой комедии Эльдара Рязанова 1973 года.
Все это комплиментарный режиссёрский ход Суриковой, который призван подчеркнуть аналогию с более ранней картиной, где девушка из Италии также влюбляется в русского мужчину.
Кроме того, в обоих фильмах иронично упоминается факт, что в Москву из Италии вполне реально добраться и на поезде. Любопытно, что главная героиня летит в Москву и обратно на самолете Ту-134, но дело в том, что эта модель никогда не эксплуатировалась на линии Москва-Рим, уж тем более в постсоветские годы.
Было интересно? Подписывайтесь!
Telegram: t.me/gilyarovski