Найти в Дзене
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Бронетранспортёр FV430 Mk.3 Bulldog, 2006

Оглавление

В 2006 году появилась модификация бронетранспортёра FV432, разработанного в далёком 1961 году. Новая модификация появилась в результате анализа боевого применения бронетранспортёров в ходе Иракской кампании – и направлена она была на улучшение боевых характеристик FV432.

FV430 Mk.3 Bulldog собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
FV430 Mk.3 Bulldog собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Немного предыстории

Завершение основной фазы военных действий в Ираке не означало «усмирение» населения разгромленной страны. После того, как бывшие правительственные войска капитулировали, по всей стране «внезапно» активировалось партизанское движение. Учитывая, что серьёзного вооружения у партизан не было, главной целью их была лёгкая техника Западной коалиции – автомобили (особенно учитывая, что на них, в основном, передвигался командный состав), бронетранспортёры и техника снабжения.

Учитывая, что такая техника не обладает серьёзным бронированием (а порой и вовсе его не имеет), потери среди личного состава войск коалиции начали расти. Тогда военные решили озадачить конструкторов на тему «как снизить потери личного состава и материально-технической части подразделений, потратив при этом очень мало денег». Конструкторы сели ломать головы – от чего защищать экипаж, военные сказать забыли. Поэтому пошли по пути наименьшего сопротивления – зная, что борта FV432 в стандартной версии спокойно держат выстрел из стрелкового оружия калибром до 7,62 мм, решили усилить их в первую очередь.

Как вы можете увидеть, сравнив фотографии, внешних отличий от базовой модели у "Бульдога" немного. Фотография в свободном доступе.
Как вы можете увидеть, сравнив фотографии, внешних отличий от базовой модели у "Бульдога" немного. Фотография в свободном доступе.

Затем, вспомнив о «сюрпризах», которые противник может закладывать на дороге, занялись усилением днища, а напоследок – добавили противокумулятивных решёток и дополнительной защиты в лобовой части и с кормы. Таким образом, конструкторы существенно подняли уровень защиты – создав нечто вроде разнесённой брони, они предусмотрели обстрелы бронетранспортёра противником как из стрелкового (пули из стрелкового оружия, даже если пробьют внешнюю защиту, существенно потеряют энергию), так и из противотанкового (кумулятивную струю новая защита, в теории, рассеивала, но осколочно-фугасные гранаты ей было не остановить) оружия.

Однако большего конструкторы предложить не смогли – перегрузка ходовой части грозила машине выходом из строя, а неподвижная боевая машина, хоть и вооружённая (даже с десантом) – это весьма уязвимая цель. Особенно учитывая фактор внезапности, согласно которому машина ломается в самом неподходящем для этого месте, все работы могли пойти насмарку. Поэтому от дальнейших требований военных конструкторы просто отмахнулись.

Корма бронетранспортёра FV432. Конструкция люка в новой версии не особо изменилась. Фотография в свободном доступе.
Корма бронетранспортёра FV432. Конструкция люка в новой версии не особо изменилась. Фотография в свободном доступе.

Военные, посмотрев на то, что получилось, вздохнули – делать-то нечего. Пришлось заказывать то, что получилось – заказали для начала пятьсот комплектов доработки до нового стандарта. Устанавливать их можно было в любой полевой мастерской, следовательно, особых навыков и материально-технических средств не требовалось. Поэтому, переоснастив первые пятьсот машин, и обкатав их в полигонных условиях, заказали ещё тысячу комплектов, чтобы доработать остальные выпущенные ранее бронетранспортёры FV432. Обновлённые бронетранспортёры решили назвать Bulldog – дескать, такие же приземистые, крепкие и надёжные, трепещите враги!

Но тут встал вопрос финансовый – военные модернизируют бесплатно, а значит, неправильно. И за коммерческую сборку обновлённых машин (сумели продавить этот проект «на верхах») взялась компания BAE Systems, на сегодня крупнейшая в Великобритании компания оборонно-промышленной сферы. В неё входили такие гиганты какVickers-Armstrongs, English Electric Company, Bristol Aeroplane Company и Hunting Aircraft, а также Armstrong Whitworth, A.V. Roe and Company, Folland Aircraft, Gloster Aircraft Company, Hawker Aircraft, Blackburn Aircraft и De Havilland Aircraft Company. В общем, все производители различного вооружения были объединены в этот концерн.

Описание конструкции

В целом, ничего особенно нового в бронетранспортёр конструкторы не добавили. Как я уже говорил, весь пакет модернизаций включал в себя лишь установку дополнительной брони. Но всё-же давайте рассмотрим бронетранспортёр детальнее, ибо в соответствующей публикации мы по нему прошлись «бегом».

Корпус

Корпус бронетранспортёра стандартной коробчатой формы, собранный из листов катаной гомогенной брони толщиной 13 мм. Корпус имеет системы герметизации, а также фильтровентиляционную установку, что помогает экипажу не только форсировать водные препятствия, но и повышает шансы выживания экипажа в случае нахождения в зоне поражения химического, бактериологического или ядерного заражения.

Моторно-трансмиссионное отделение находится в передней части машины слева, справа от него находится пост управления (рабочее место механика-водителя). Непосредственно за мехводом, в средней части машины располагается рабочее место командира машины – в его распоряжении радиостанция, системы герметизации, а самое главное – небольшая «башня» с вооружением. Сразу же за рабочим местом командира располагается десантный отсек, вмещающий в себя десять человек в полной боевой оснастке.

"Бульдог" в Ираке. Фотография в свободном доступе.
"Бульдог" в Ираке. Фотография в свободном доступе.

Теперь о том, почему башня взята в кавычки – на самом деле, это стандартного вида штатная кольцевая установка для пулемёта, которая в передней части прикрыта лёгким щитком. Щиток этот имеет прорезь над пулемётом для использования прицельных приспособлений, а по бокам от него – прозрачные триплексы, способные выдержать попадание винтовочного боеприпаса.

Для наблюдения за окружающей обстановкой экипаж может открывать люки (регулировка высоты посадочных мест вполне позволяет движение с высунутой в люк головой), а в боевой обстановке – использовать встроенные приборы наблюдения. Чего-то сложного в составе бронетранспортёра нет – для командира это стандартные триплексы, расположенные по кругу командирской башенки (она же надстройка для люка), а механик-водитель может использовать перископический прибор наблюдения, вмонтированный в его люк. Ко всем приборам наблюдения могут подключаться бесподсветочные приборы ночного видения, а на носу корпуса, в правой его части, устанавливается инфракрасный прибор подсветки местности.

Посадка/высадка десанта, как и в базовой версии бронетранспортёра, осуществляется через одностворчатый люк в корме боевой машины, а также через люк на крыше боевой машины. По нормативам, высадка десанта должна длиться не более сорока секунд, посадка (вместе с рассаживанием) не дольше минуты. Не могу сказать, насколько эти нормативы выполняются бойцами Королевской армии, но не думаю, что указанный норматив недостижим.

В пакет обновлений корпуса вошли две плиты комбинированной брони Rafael (производства Израиля), расположенные по одной на каждый борт, а также лист композитной алюминиевой брони, установленный на носу машины, непосредственно перед механиком-водителем. Также в некоторых точках корпуса (наиболее уязвимых, по мнению конструкторов) добавили противокумулятивные экраны.

Вооружение

В качестве штатного вооружения FV430 Mk.3 Bulldog (именно так выглядит полное название обсуждаемой модели), на крыше у командирского люка устанавливается 7,62-мм пулемёт L7A2 GPMG. Это британская модификация бельгийского пулемёта FN MAG, принято на вооружение стран-участниц НАТО. В данном случае – это стандартный пехотный пулемёт с улучшенным механизмом подачи ленты, а также с креплением для короба на 50 патронов калибра 7,62х51 мм НАТО.

Штатный пулемёт сухопутных войск Великобритании L7A2 GPMG. Фотография в свободном доступе.
Штатный пулемёт сухопутных войск Великобритании L7A2 GPMG. Фотография в свободном доступе.

FV430 Mk.3 Bulldog не имеет креплений для дополнительного вооружения, либо бойниц в бортах, однако десант может вести огонь из личного стрелкового оружия через люк в крыше десантного отделения.

Также для постановки дымовых завес и сокрытия машины, по бортам устанавливались две пятиствольные дымовые мортирки, управляемые дистанционно с места командира машины. Пожалуй, это единственное, что может использоваться экипажем в боевой обстановке дистанционно, без риска поражения членов экипажа.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

В качестве основной силовой установки на FV430 Mk.3 Bulldog использовался дизельный (хотя и называемый многотопливным) двигатель Rolls-Royce K60 Mk.5L (облегчённый) с воздушным охлаждением. Мощность двигателя составляла 250 лошадиных сил, работал он в паре с полуавтоматической трансмиссией General Motors TX 200-4A, которая включала в себя сцепление, КПП, демультипликатор и дифференциальный механизм поворота боевой машины. Это позволяло машине развивать скорость по шоссе до 52 км/ч, а запас хода при этом составлял до 450 километров.

Ходовая часть бронетранспортёра состоит из торсионной подвески, применительно к одному борту из пяти обрезиненных опорных катков и двух поддерживающих катков, а также гусеницы с резинометаллическим шарниром. «Бульдог» сохранил возможность движения по воде (несмотря на серьёзное возрастание массы) и осуществлял это при помощи движения гусеничного движителя. Приводное колесо находилось в передней части машины, ведомое, соответственно, сзади. Оно снабжалось винтовым механизмом натяжения гусеницы, а сами гусеницы при необходимости (движение по асфальту) оснащались резиновыми подушками, надеваемыми на траки.

Заключение

Модернизация устаревающего бронетранспортёра до модификации FV430 Mk.3 Bulldog изначально задумывалась как временная мера. Ведь время бронетранспортёра, выпущенного ещё в начале-середине 60-х годов ХХ века, неумолимо уходит… Но пока заменить его нечем – военное руководство обещало оставить его в эксплуатации до середины 2020-х, а там как получится…

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!