Найти в Дзене

Ностальгия и забытые истории Третьей Рабочей: откройте тайны одной из самых необычных улиц Владивостока

Знаете ли вы, что у многих улиц во Владивостоке есть свои, порой забытые, но очень трогательные истории?

Каждый раз, когда я проезжаю мимо остановки “Третья Рабочая”, меня охватывает странное чувство — будто прошлое и настоящее сливаются воедино.

Воспоминания о старых домах, улочках, наполненных жизнью, и современных высотках переплетаются в одной точке.

“Рабочая” — это название досталось району в наследство от дореволюционной Рабочей слободки.

В начале прошлого века здесь обустраивались те, кто хотел построить новую жизнь после окончания Русско-японской войны.

Они осваивали склоны сопки Буссе, строили дома, прокладывали улицы и просто старались выжить.

В 1906 году городская управа решила узаконить новый район, и местный землеустроитель Поротов замежевал с севера на юг десять улиц, получивших название Рабочих.

А улицы, протянувшиеся на восток, были названы так: Камчатская, Тобольская, Центральная, Селенгинская, Зейская, Аргуньская, Ботаническая и Шилкинская.

Там же образовались и переулки: Горный, Крайний и Короткий.

Всего архитектор нарезал 84 участка под застройку общей площадью 350 квадратных саженей. Городские власти также проложили дорогу между Матросской и Рабочей слободками.

наверху наверное Тунгусская
наверху наверное Тунгусская

Улица Третья Рабочая, ставшая впоследствии главной, дала имя всей местности благодаря одноимённой платформе электричек.

Сегодня, проходя по району, сложно представить, каким он был тогда.

Мало кто знает, что здесь, в начале XX века, находился Работный дом — настоящий центр социальной помощи.

Представьте себе: в трёх корпусах могли жить до 400 человек, которые искали работу.
Там были детский сад, больница и даже начальная школа — невероятная редкость для того времени.

Несмотря на это, жители Рабочей слободки испытывали немало неудобств.

В дождь размывало плохонькие грунтовые дороги, а в сухую погоду мельчали колодцы, которых к тому же было явно недостаточно.

Люди жаловались также на плохое освещение.

Остановка трамвая Первая речка?
Остановка трамвая Первая речка?

По всей слободе насчитывалось всего восемь фонарей системы Люкс, которые находились только у Работного дома и школы.

Грязь на дорогах, нехватка колодцев, слабое освещение — в 1912 году местные жители даже писали петиции губернатору, прося улучшить условия.

«В настоящее время в Рабочей слободке насчитывается 100 домов,- писала газета «Далёкая окраина» в октябре 1912 года. - Имеется школа, амбулатория, но до сих пор не устроено ни одной улицы, по которой можно было бы пройти или проехать без ущерба. Овраги, сопки, косогоры, рытвины встречаются на каждой улице, и, кроме того, все они покрыты таким множеством больших и малых камней, что в полном смысле нет такого места, где можно было бы ступить, не попавши на камень. В ненастную погоду все улицы покрываются непроходимой грязью. О каких-либо тротуарах нет и помина».

Но, несмотря на все трудности, здесь кипела жизнь.

Представьте: по этим улицам ходили не только рабочие, но и поэты, художники, революционеры.

Известный футурист Давид Бурлюк нашёл здесь пристанище, устраивал выставки и собирал друзей.

23 июля 1920 года Бурлюк широко отметил 25-летие своей творческой деятельности.

Вообще он нередко устраивал здесь свои персональные выставки, посетителями которых были друзья-поэты, волею судьбы попавшие на далёкую восточную окраину России. Жаль, что сегодня уже не найти этого места.

Мой дедушка часто рассказывал, как в детстве они бегали смотреть на первые трамваи, что пошли от Первой Речки до Третьей Рабочей.

Трамвайное движение во Владивостоке было открыто 9 октября 1912 года Горожане могли покататься в деревянных вагончиках бельгийской постройки бесплатно от Луговой до железнодорожного вокзала.
Причем Владивосток стал первым городом на Дальнем Востоке, где появился электрический транспорт.
Два спаренных вагона впервые пустили на линию 1 апреля 1935 года Вторая колея трамвайного пути по Океанскому и Народному проспектам до 3-й Рабочей появилась уже через год
вроде как Народный проспек
вроде как Народный проспек

Это было событие! Линию прокладывали всем городом — устраивали субботники, строили мосты, засыпали овраги.

Трамвайная линия на Китайской
1918 – 1920

осенью 1917 года было закончено строительство трамвайного пути и открыто движение трамваев от угла Светланской улицы по Китайской (ныне ул. Океанский проспект) до Товарной станции Первая Речка. тг канал Черно-белое Приморье
Трамвайная линия на Китайской 1918 – 1920 осенью 1917 года было закончено строительство трамвайного пути и открыто движение трамваев от угла Светланской улицы по Китайской (ныне ул. Океанский проспект) до Товарной станции Первая Речка. тг канал Черно-белое Приморье

А знаете, что когда-то здесь находился завод товарищества “Океан”, выпускавший спирт, а затем рыбу и овощные консервы?

В начале тридцатых годов район Рабочей слободы значительно расширился. Перемены коснулись и названия улиц.

Ботаническая, например, стала носить имя Всеволода Сибирцева, а Центральный проспект – «Красного знамени».

Но время неумолимо.

Сегодняшняя Третья Рабочая — это район многоэтажек, шумных дорог и торговых центров.

Исторические здания почти не сохранились, но улицы всё ещё хранят память о прошлом.

Если вы прогуляетесь по соседним кварталам, можно найти дома с табличками “13-я Рабочая” или услышать название “Жигура”, отсылающее к Железнодорожной слободке.

-6

Иногда я ловлю себя на мысли, что мы все — частицы этой истории.

Пока же "Рабочая" и "Третья Рабочая" примерно равноценны, но первое название вытесняет второе.

Ещё сохранилась пара домов на улице 13-й Рабочей, и вроде есть один или два на 9-й.

Имя соседней с ней Железнодорожной слободки сохраняет автобусная остановка, а так-то тот район больше знают как "Жигура" — по улице Карла Жигура.

кольцо 3-й рабочей. фото из свободных источников
кольцо 3-й рабочей. фото из свободных источников

Проходя мимо старых табличек, хочется узнать, как жили здесь люди, о чём мечтали, чего боялись.

-8

А какие воспоминания связаны у вас с районом Третьей Рабочей?

Может быть, вы помните рассказы своих родственников или сохранили фотографии старой слободки?

Делитесь в комментариях — давайте вместе собирать кусочки нашей общей истории.

Чтобы узнать больше о том, каким был и каким стал наш Владивосток, подписывайтесь на канал!

Вместе мы сохраним память о прошлом и расскажем о настоящем.