Найти в Дзене
Гродековский музей

Образ Божией Матери «Ахтырская»

Оглавление

Белых А.С., главный хранитель

Образ Божией Матери «Ахтырская»
Российская империя; конец ХIХ – начало ХХ в.
Образ Божией Матери «Ахтырская» Российская империя; конец ХIХ – начало ХХ в.

Образ был обретен в 1739 году священником Покровского храма Василием Даниловым в траве во время сенокоса. Икону перенесли в его дом. Через три года со дня принесения иконы в дом в праздник Покрова Пресвятой Богородицы священник вошел в комнату, где была икона, и был поражен необычайным светом, исходившим от иконы. Данное явление повторялось несколько раз, но священник благоговейно молился и никому об этом не говорил.

Однажды в легком сне священник увидел Богоматерь и услышал ее повеление очистить от пыли и омыть чистой водой обретенную им икону. Священник, проснувшись, омыл икону, а воду решил утром вылить в реку. Снова уснув, он увидел во сне Богоматерь, которая сказала ему: «Возвратись домой и храни эту воду; она будет исцелять всех страждущих лихорадкою». У священника была дочь, давно болевшая лихорадкой. Проснувшись, он дал ей испить этой воды, и дочь сразу выздоровела.

Известие о новой чудотворной иконе быстро распространилось.

По благословению Молдавского митрополита Антония (Черновского) (1742-1748), в 1743 году было произведено расследование чудесных исцелений. На этом расследование не завершилось. Повторные расследования по повелению императрицы Елизаветы Петровны производились в 1744 и 1746 году.

Наконец, в 1751 году Св. Синод постановил почитать новоявленную Ахтырскую икону чудотворной. В Ахтырке был заложен святителем Белгородским Иоасафом каменный Покровский собор на месте обретения иконы по проекту архитектора Растрелли, куда и была перенесена Ахтырская икона после окончания строительства (1768 год). Императрица Елизавета Петровна внесла две тысячи рублей на строительство этого собора. Празднование в честь иконы было установлено лишь в 1766 году – 2 июля (15 июля – по новому стилю).

В 1903 году икона была отправлена в Санкт-Петербург на реставрацию, но таинственным образом исчезла и неведомыми путями оказалась в китайском городе Харбине, где была приобретена С.А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова, неоднократно видевшего Ахтырскую икону в г. Ахтырке, образ был подлинной чудотворной иконой. В 1950-х годах сын С.А. Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско (США), где передал ее Комитету Русской Православной молодежи. В июле 2010 года чудотворный образ был передан президентом РФ Дмитрием Медведевым Московскому Воскресенскому Новодевичьему монастырю, где и пребывает в настоящее время в Воскресенском соборе.

Списки с Ахтырской иконы были распространены в основном на юге России, в Харьковской епархии. Особо чтимые списки Ахтырской иконы Божией Матери были в Николаевской церкви на Арбате в Москве, в Михайловском храме Харькова, в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре.

Известно, как много значил этот образ для семьи Николая Васильевича Гоголя.

В 1856 г. Мария Ивановна Гоголь, мать писателя, в письме С.Т. Аксакову описала историю знакомства с будущим мужем так:

«Когда Василий Афанасьевич Гоголь приезжал в каникулы домой, и в то время ездил со своей матушкой в Ахтырку, Харьковской губернии, на богомолье, там есть чудовный образ Божьей матери, они были там в обедне, отправляли молебен и остались там ночевать, и он видел во сне тот же храм. Он стоял в нем по левую сторону; вдруг царские врата отворились, и вышла царица в порфире и короне и начала говорить к нему <...> „Ты будешь одержим многими болезнями, но то все пройдет, <...> ты выздоровеешь, женишься, и вот твоя жена". Выговоря эти слова, подняла вверх руку, и он увидел у ее ног маленькое дитя, сидящее на полу, черты которого врезались в его памяти. Потом он приехал домой, рассеялся и забыл свой сон. Родители его, не имея тогда церкви, ездили в местечко Ярески при реке Псле. Там он познакомился с теткой моей, и, когда вынесла кормилица дитя семи месяцев, он взглянул на него и остановился от удивления: ему представились те самые черты ребенка, которые показали ему во сне. <...> спустя тринадцать лет, он видел тот же сон и в том же храме, но не царские врата отворились, а боковые <...> и вышла девица в белом платье с блестящей короной на голове, красоты неописанной, и, показав рукой в левую сторону, сказала: „Вот твоя невеста!“ Он оглянулся в ту сторону и увидел девочку в белом платьице, сидящую за работой перед маленьким столиком и имеющую те же черты лица. И после того скоро мы возвратились из Харькова, и муж мой просил родителей моих отдать меня за него»

(Соколов Б. В. Гоголь. Энциклопедия. М. 2003. С. 162-163).

Ахтырская Богоматерь относится к иконографическому типу «скорбящей Богоматери».

На иконе Богородица предстает погруженной в скорбь о распятом Христе. На иконе из собрания нашего музея Богоматерь изображена со склоненной головой и сложенными на груди в виде креста руками. Богоматерь облачена в хитон белого цвета, на плечи накинуто покрывало, украшенное по краю точками. По поверхности одеяния оттиснуты полукруги из точек. Вокруг головы круглый нимб с двойной коричнево-белой (?) обводкой.

Впереди справа на холме изображение Голгофского креста с фигурой распятого Иисуса Христа. Поля желтого цвета с мазками оранжевого. Опушь двойная: вокруг средника коричнево-белая, по периметру полей коричневая. По верхнему краю надпись под титлами: «Ахтырская Прстыя Бцы».

Перед иконой Божией Матери «Ахтырская» молятся о благополучном замужестве дочерей, она считается покровительницей детей.