Вена в заграничных путешествиях русских в прошлых столетиях почти всегда была пунктом остановки – именно через этот город в те времена пролегала одна из двух дорог в страны Европы. Кто-то из наших писателей восхищался венской архитектурой и размахом, а кто-то беспощадно это критиковал.
В начале рассмотрим более подробно отзывы некоторых наших писателей о Вене с использованием блога Анастасии Митягиной [1].
Одно время в Вене жил Денис Иванович Фонвизин — русский писатель, один из наиболее значимых драматургов екатерининской эпохи, автор пьес «Бригадир» и «Недоросль» — первых в истории русского театра комедий нравов; прозаик, поэт, переводчик и публицист.
Денис Фонвизин приезжал в Вену лечиться от депрессии после того, как разгневал своим сатирическим творчеством императрицу Екатерину II. В результате лечебных ванн и вкусной еды писатель раздался, но и мучивший его паралич немного отступил. В целом же в письмах из австрийской столицы писатель порядком изнылся, повторяя одно и то же: «С нетерпением ожидаю весны, чтобы уехать из Вены, где мне очень надоело и где очень скучно!»
В Вене же поправлял здоровье Николай Васильевич Гоголь — русский прозаик, драматург, критик, публицист, классик русской литературы. Родился он в семье помещика среднего достатка. Обучался в Полтавском училище, в 1821 году поступил в гимназию высших наук, где изучал юстицию. Ещё в школьные годы будущий писатель полюбил театр: в училище он играл почти в каждой театральной постановке.
Николай Гоголь приехал в Вену после того, как долгожданная премьера «Ревизора» не оправдала ожидания. В Австрии он лечил желудок водами целебных источников и работал. О самом городе и его жителях классик отзывался весьма критически: «Ни мысли, ни слова, ни известия, ни мнения, а только их подобия». В Вене Гоголь много работал, много писал; здесь же задумал он роман «Мертвые души». Возможно, работой писатель заглушал скуку, на которую жаловался в письмах: «В Вене я скучаю. Ни с кем почти не знаком, да и не с кем, впрочем, знакомиться. Вся Вена веселится, и здешние немцы вечно веселятся. Но веселятся немцы, как известно, скучно, пьют пиво и сидят за деревянными столами, под каштанами - вот и все тут».
Впрочем, Венскую оперу Гоголь благоволил – «Чудная, невиданная!». Да и мариенбадская вода оказала положительное действие на желудок писателя: «Она на этот раз помогла мне удивительно: я начал чувствовать какую-то бодрость юности … Я почувствовал, что в голове моей шевелятся мысли, как разбуженный рой пчел; воображение мое становится чутко».
В 1856 году в Вену прибыл Николай Алексеевич Некрасов - русский поэт, прозаик и публицист. С 1847 по 1866 год он был руководитель литературного и общественно-политического журнала «Современник». С 1868 года — редактор журнала «Отечественные записки».
В Австрию он приехал, чтобы узнать мнение научных светил о своем горле, которое его мучило. Незнание языка не помешало писателю восхититься городом в поэме «Железная дорога»:
«Видел я в Вене Святого Стефана,
Что же… всё это народ сотворил?»
По воспоминаниям возлюбленной поэта, русской писательницы и мемуаристки Авдотьи Панаевой, в Вене писатель так воспрял духом, что «с любопытством осматривал город, ездил по театрам и как бы забыл, зачем приехал в Вену, так что я должна была несколько раз напоминать ему о необходимости отправиться к доктору».
Бывал в Австрии и Иван Сергеевич Тургенев — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, прозаик и переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века.
Иван Тургенев приезжал в Вену 4 раза - первый раз ребенком, затем уже взрослым человеком, а впоследствии для врачебных консультаций. В Вене же он работал над «Дворянским гнездом», о котором писал Некрасову, что надеется привезти весной "штуку, которая выйдет очень порядочно, или из рук вон плохо".
Несколько слов о пребывании Куприна в Австрии. Александр Иванович Куприн — русский писатель, переводчик. Литературное наследие Куприна насчитывает более 950 произведений в различных жанрах.
Александр Куприн тоже жил в Вене и в очерке "Лазурные берега" по Вене прошелся изящной поступью, отметив: «Вена – очень красивый город, в котором есть три достоинства и один крупный недостаток. Хорош в ней собор святого Стефана, прекрасны пильзенное пиво и заботливо оборудованные оранжереи в ботаническом саду. Но плохо то, что венцы беспощадно разрушают свою тысячелетнюю историческую Вену: скупают целыми участками старые улицы, милые, узкие, с высокими старинными домами, в самый жаркий день прохладные, и вместо них строят дома в очень фальшивом стиле венского ренессанса. Венцы все на одно лицо. Худощавые, стройные, на мускулистых ногах, и все они не ходят, а маршируют».
Антон Павлович Чехов — русский писатель, прозаик, драматург, публицист, врач, общественный деятель в сфере благотворительности. Признанный классик мировой литературы.
Антон Чехов был Веной очарован, в 1891 году в письме семье он восклицал: "Ах, как хороша Вена! Ее нельзя сравнить ни с одним из тех городов, какие я видел в своей жизни. Улицы широкие, изящно вымощенные, масса бульваров и скверов, дома все 6- и 7-этажные, а магазины — это не магазины, а сплошное головокружение, мечта! Одних галстуков в окнах миллиарды! Какие изумительные вещи из бронзы, фарфора, кожи! Церкви громадные, но они не давят своею громадою, а ласкают глаза, потому что кажется, что они сотканы из кружев. Особенно хороши собор св. Стефана и Votivkirche. Это не постройки, а печенья к чаю. Великолепны парламент, дума, университет... все великолепно, и я только вчера и сегодня как следует понял, что архитектура в самом деле искусство. И здесь это искусство попадается не кусочками, как у нас, а тянется полосами в несколько верст. Много памятников. В каждом переулке непременно книжный магазин. Пролеток нет, а все новенькие, хорошенькие кареты в одну и чаще в две лошади. Лошади прекрасные. На козлах сидят франты в пиджаках и в цилиндрах, читают газеты. Вежливость и предупредительность. Обеды хорошие. Водки нет, а пьют пиво и недурное вино. Женщины красивы и изящны. Да вообще все чертовски изящно».
Посещали Вену и другие писатели - Иван Бунин заезжал сюда вместе с женой в 1910 году, Анастасия Цветаева писала о городе: «Широкие парадные улицы, витрины, непохожие на московские, коляски и упряжь коней, дома с цветами на каменных балконах — всё было оглушающе ново».
Иосиф Александрович Бродский — русский, советский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года, поэт-лауреат США в 1991–1992 годах.
В ХХ веке для Иосифа Бродского Вена стала окном в новую жизнь, именно сюда он прилетел в 1972г. из Ленинграда, отметив в своих дневниковых записях первые впечатления: «Сначала [Вена] похожа на Литву (от аэропорта до Вильнюса). Потом — слишком для Литвы промышленно. Потом ясно, что планировка все-таки Восточно-Европейская. Похоже на все прибалтийские столицы. На Ленинград непохоже ничуть». И еще: «Город поразительный. Имперское наследие. Монументы и монументы: людям, вещам, всему. Генералам и их лошадям. Также — поэтам. Понятно, почему не завоеван: высокая плотность культуры обеспечивает свободу. Может быть, только она. Трамвай катится по Рингу: дворцы, парки, монументы, кафе, соборы. Иногда — комбинация всего вместе».
Рассмотрим ещё памятные места в Вене, связанные с нашими соотечественниками из России. Автор путеводителей по Австрии, Испании, Чехии, Италии и Германии Михаил Шварц знакомит своих читателей с дворцом Разумовски [2].
В Вене есть одно из памятных мест для русского человека — это дворец князя Андрея Разумовского (Palais Rasumovsky, Rasumovskygasse 23 1030 Wien-Landstraße, Österreich), дипломата, коллекционера, мецената.
В 1790 году в Вену на дипломатическую службу был отправлен граф Андрей Кириллович Разумовский, русский дипломат, меценат, тайный Советник.
Жена Разумовского была родом из Вены и имела связи в определенных кругах. Разумовский был знаком с Гайдном, Моцартом и Бетховеном. Именно ему Бетховен посвятил «Русские квартеты». Разумовский имел невероятный успех у женщин и с удовольствием спускал на них свое состояние. Так же скупал ценности, живопись, предметы искусства. Одним словом, неплохо проводил время в Вене. Дворец Разумовского был построен в начале 19 века в стиле классицизм. Дворец, общей площадью 8,5 тыс квадратных метров, состоит из 6 спален, 5 ванных комнат, бального зала, переговорного кабинета. К дворцу примыкает сад площадью 4,5 тыс. квадратных метров.
В 1807 году Андрей Кириллович подал в отставку и поселился в своём дворце, где он устраивал музыкальные вечера, создал картинную галерею. Князь ценил и любил искусство, играл на скрипке, собирал картины. Современная табличка при входе рассказывает о том, что дворец был построен в то время, когда Разумовский служил посланником в австрийской столице.
К строительству дворца в стиле неоклассицизма приступили в 1806 году (архитектор Луи де Монтуайе). Здание дворца окрашено в серые тона, украшено старинными барельефами с аллегорическими сценами и ионическими колоннами.
Создатель Красной Армии Лев Давидович Троцкий жил в Вене 7 лет. [3] За границу Троцкий попал так. По приговору суда Троцкий за участие в революции 1905 года (был заместителем председателя, потом председателем Петербургского совета рабочих депутатов) получил в 1907 году пожизненную ссылку с лишением всех прав. Местом её было определено село Обдорское за Полярным кругом (около 1500 вёрст до железной дороги). С учётом ряда обстоятельств Троцкий решил бежать ещё в пути следования в ссылку. Его дерзкий побег на оленях из Берёзова, где когда-то отбывал ссылку князь Меньшиков, удался. Через финскую границу он перешел в Швецию, оттуда через Австрию отправился в Лондон на съезд РСДРП. Троцкий (вместе с Каменевым) в Вене с 1908 по 1912 издавал «Правду» (это название позднее позаимствовал Ленин). В Вене у Троцкого в 1908 г. родился второй сын, Сергей. Семья жила не бедно, но скромно. Иногда приходилось закладывать вещи в ломбард, распродавать книги, хотя в основном литературный заработок обеспечивал существование. Попытка же Троцкого в августе 1912 г. собрать в Вене объединительную конференцию организаций РСДРП быстро обнаружила свою несостоятельность. Именно из-за этого Ленин назвал его «Иудушкой».
Лев Троцкий с 1905 года жил в Вене на постоянной основе. Он часто менял адрес проживания. По приезде в Вену Троцкий с семьёй поселился в районе Хюттельдорф. Их первый адрес: Вена 14, Хюттельбергштрассе, 55. Они арендовали на зимнее время квартиру в вилле врача Макса Буксбаума. По причине нехватки средств он вынужден был снимать жилье на окраине Вены и в центр города он приезжал на трамвае. Рассказывают, что вилла, которую он снимал для своего проживания, не отапливалась, поэтому в зимний период он просиживал в кафе практически целыми днями, чтобы не мерзнуть дома.
В 1910 году Лео Бронштейн – земледелец и писатель зарегистрирован в 19 районе по адресу: Фридльгассе 40.
Следующим местом проживания была Вайнберггассе дом 43 в районе Доблинг.
Последнее место жительства в Вене семьи Троцких было по адресу---Вена 19, Родлергассе 25. В связи с началом Первой мировой войны Троцкий в 1914г. был вынужден уехать из Австрии в нейтральную Швейцарию, а затем во Францию. Памятной доски в честь Троцкого в Вене нет.
Крючков Игорь Владимирович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой новой и новейшей истории Ставропольского государственного университета, приводит такие воспоминания Л.Троцкого о жизни в Вене. [4]
Троцкий выбрал Вену в качестве места проживания в эмиграции, потому что в Вене не было такого разгула полицейщины, как в Берлине.
Венские кафе – своеобразный стиль жизни, политики, интеллектуального пространства. В тот период Троцкий имел обыкновение играть с бароном Ротшильдом в кафе «Central» в шахматы.
Все воспоминания Л. Д. Троцкого о Вене невольно сводятся к его дискуссиям с Р. Гильфердингом, К. Реннером, О. Бауэром и другими австрийскими политическими деятелями за столиками венских кафе. «Свобода» и «несвобода» Вены была постоянной темой для дискуссий между россиянами. Троцкий подчеркивал либерализм дуалистической Вены. Через это пришлось пройти и его детям, которым в венской школе по «Закону Божьему» разрешили без всяких препятствий выбрать лютеранство в качестве объекта обучения. Для него это был одним из самых важных проявлений венской свободы.
Обычно окраины европейских городов представляли печальное зрелище. Однако «…чем Вене можно гордиться перед другими столицами, это своими красивыми и разнообразными окрестностями». Важным критерием принадлежности того или иного района Вены к центру являлось наличие трамвая. Венские пригороды имели свои особенности. Троцкий четко выделял Huetteldorf, где красивые виллы сдавались на лето венской элите и среднему классу, и пригород становился «смещенным» центром Вены на сезон, и где зимой в условиях сезонной дешевизны он мог приобщиться к богемной жизни. В тяжелые периоды семья Троцких переселялась в безнадежный Sievering.
В 1913 году Иосиф Джугашвили бежал из российской ссылки за границу в Краков, а уже оттуда перебрался в Вену. К этому времени он поменял свой псевдоним с Кобы на Сталина.
В Вену он приехал в промежуток 10-13 января 1913 г., и поселился в доме по адресу Шенбруннершлоссштрассе, 30 у четы большевиков Трояновских. Это всего лишь в пяти минутах пешком от дворца Шёнбрунн, который был тогда действующей резиденцией императора Франца-Иосифа. Дом находился на улице, по которой император проезжал из дворца Хофбург в Шёнбрунн и обратно. В настоящее время в этом здании находится действующий пенсион.
Сталин работал в библиотеке и именно в Вене была написана наиболее значительная его работа "Марксизм и национальный вопрос", имевшая немалый резонанс в социал-демократических кругах, получившая публичное одобрение Ленина и позволившая ему продвинуться в первый эшелон профессиональных революционеров.
Пребывание Сталина в Вене длилось около пяти недель. С Троцким они неоднократно встречались в кафе «Централь» (Central). Это кафе в то время было популярной венской кофейней на улице Херренгассе. Кафе располагалось на первом этаже здания банка и фондовой бирже. Сюда заходил до 1913 года Адольф Гитлер. В кафе "Централь" в 1913 году любил захаживать и живший неподалеку Зигмунд Фрейд. Это отражено во многих его мемуарах и воспоминаниях современников.
Память о пребывании Сталина в Вене осталась до сих пор в столице Австрии. К 70-летию со дня его рождения в Вене открыли памятную доску в доме по адресу Шенбруннершлоссштрассе, 30.
Под барельефом высечены слова: «В этом доме жил в январе 1913 года И. В. Сталин. Здесь он написал свой выдающийся труд «Марксизм и национальный вопрос».
Более расширенные сведения о пребывании Сталина в Вене можно прочитать в моём сообщении «Из воспоминаний о Вене» [5].
Ещё несколько слов о том, как паренёк из Австрии стал выдающимся советским разведчиком-нелегалом и блестящим вербовщиком. [6] Семья евреев Дейч из Словакии перебралась в Вену. Здесь и родился Арнольд Генрихович Дейч. В Вене на отлично закончил гимназию, благодаря чему родители были освобождены от платы за обучение. Одновременно он увлёкся социалистическими идеями и вступил в комсомол. Образование его шло в весьма разных направлениях. Во время учёбы в университете студента интересовали не только технические науки, но и философия. Привлекали коммунистические идеи, из-за которых Дейч сначала стал коммунистом, а потом представителем тайной ячейки Коминтерна. Знал свободно 3 и говорил легко ещё на трёх языках.
Умный, обаятельный, умеющий увлечь своими идеями Дейч производил на собеседников неизгладимое впечатление. Благодаря его вербовке на разведку Советского Союза работали: Гай Берджесс, Энтони Блант, Джордж Кернкросс, Дональд Маклин и Ким Филби – представители высшей английской знати, которых впоследствии назовут «Кембриджской пятёркой». Работали они только из убеждений, поскольку ни одна из семей ни в малейшей степени не нуждалась в деньгах.
Немного о доме в Вене по адресу Schiffamtsgasse,18-20, где жил Арнольд Дейч.
В 50-е годы прошлого столетия на стене дома, где жил Арнольд Дейч, появилась мемориальная доска с такой надписью: «В этом доме жил д-р Арнольд Дейч. Во время господства национал-социалистического режима он был умерщвлен фашистами СС в возрасте 38 лет в ноябре 1942 г. Он боролся за свободную демократическую Австрию, за мир и счастье человечества. Да будет понята людьми принесенная им жертва». Символ с цифрами над текстом указывает на то, что доска была установлена австрийскими коммунистами, участниками Сопротивления. Треугольник красного цвета с номером 369 был их лагерным знаком, известным как «винкель» – заключенные были обязаны носить его на своих робах. Но при чем тут СС и нацистские лагеря, если Арнольд Дейч погиб не на суше, а в холодном море далеко от Австрии? Дело в том, что известно это стало сравнительно недавно.
Использованные источники
1. Австрия глазами наших классиков. 15.06.2021. Блог Анастасии Митягиной - о литературе, путешествиях и многом другом.
2. Михаил Шварц. Аудиогид по Вене
https://venagid.ru/257-dvorets-razumovski-v-vene
3. https://vagant.livejournal.com/261244.html
4. Крючков И.В. ВЕНА И БУДАПЕШТ: ДВА ИМПЕРСКИХ ЦЕНТРА В ТЕКСТАХ РОССИЙСКИХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ. Журнал «Диалог со временем», №39, 2012. М, Аквилон.
5. Хомутов И.Ф. «Из воспоминаний о Вене». https://dzen.ru/a/Y6Fe4BJywlPS472y
6. Как паренёк из Австрии стал выдающимся советским разведчиком-нелегалом и блестящим вербовщиком? Его последний бой на корабле. https://dzen.ru/a/YnzvwRKn7ANOSvys