Бухта Медуза находится всего в двадцати километрах южнее Диксона. Мы зашли в неё под «вечер» 23 июля 2017 года. Специально, чтобы в местном сосредоточении цивилизации оказаться завтра, отдохнувшими от долгого перехода. Впрочем, понятия «утро/вечер» Полярным днём весьма относительны, да и бухта Медуза давно обжита.
В ней расположена база кластера Большого Арктического заповедника с одноименным названием.
В основном здании базы размещаются сотрудники заповедника, а в одном из балков в этот момент жил в ожидании груза из Красноярска полярный путешественник-одиночка – Сергей Голубев.
Как кадровый военный Сергей Владимирович вышел на пенсию в 45 лет, но домоседом не стал, а посвятил себя любимому с детства занятию — путешествиям. За двадцать минувших лет он обошел реки Красноярского края, Тывы, Хакасии и загорелся мечтой дойти до Северной Земли. Один. На надувной лодке. Он не стремился к известности, не присутствовал в социальных сетях. Не жаждал денежного дождя с миллионых просмотров в Ютубе. Сергей просто был счастлив наедине с Природой.
«Я люблю неизведанные края смотреть. Меня завораживает вода, реки. Просто смотрю на Енисей, и меня тянет туда».
Сергей Голубев прекрасно осознавал все риски и сложность задачи. Используя многолетний походный опыт, он ответственно относился к подбору снаряжения: имел два спутниковых телефона, картплоттер, ружьё, необходимый инвентарь для ремонта, два надёжных лодочных мотора… Понимая, что на всём протяжении пути возможность найти бензин исчезающе мала, он имел достаточный запас ГСМ (платформа с топливом).
Однако, кроме изоляции и суровых погодных условий, в Арктике есть ещё одна серьезная опасность:
«Ни уснуть, ни поесть — то и другое я, понятно, я делал на открытом воздухе, ну и белые медведи мгновенно вырисовывались рядышком…». «…Когда он вылез из воды, я просто обалдел! …Как будто УАЗ-таблетка на льдине!»
По этой причине на открытых ночевках Сергей практически не спал по нескольку дней – лишь дремал, полусидя с ружьем в руке, а восстанавливал силы в балкАх, которые изредка встречаются на морском побережье.
По этой же причине у Сергея появился ягдтерьер Янки – не просто любимый питомец, а сторож и бесстрашный напарник, готовый насмерть сражаться с врагом любых габаритов.
Первый выход в Карское море Сергей Голубев начал со сплава по Енисею. Потом Диксон, потом – движение вдоль таймырского берега на восток. Навигация в Арктике короткая, а на лодке с прицепом быстро не пойдешь. В итоге льды, шторма и непогода несколько сезонов подряд не пропускали Голубева к мысу Челюскин, где до Северной Земли, по сравнению со всем маршрутом, «рукой подать» – всего 60 км.
Сергей возвращался в Красноярск, а на следующий год пытался пройти намеченный маршрут снова, с учетом «работы над ошибками».
К моменту нашей встречи это уже была девятая попытка, не считая навигаций 2014-15 годов, за которые он обошёл Таймыр (Енисей-Диксон-Челюскин-Хатанга)!
Пока мы общались с Сергеем, вдоль устья речки, сгоняя чаек, как заводной носился Янки. Гав-гав-гав-гав – в одну сторону. Гав-гав-гав-гав – в другую! Наигравшись с чайками, Янки переключился на тримаран. Нимало не церемонясь, он проскакал по баллону и шмыгнул в рубку. Ловко уворачиваясь от ловивших его рук, прыгнул на кухонный уголок, слопал со сковороды кусок жареного муксуна, пробежался по рундукам и всем вещам в каютах… Услышав звуки переполоха, Сергей позвал Янки.
Собакен выбежал к хозяину, но ненадолго)). В тримаране ему понравилось, и пёс отчаянно рвался всерьез разобраться с его содержимым.
Поняв, что спать Янки нам не даст, на ночь мы встали на якоре подальше от берега. А утром, тепло попрощавшись с сотрудниками биостанции, Сергеем и его неугомонным помощником, ушли к Диксону.
Наш обратный путь от Диксона в поселок Тазовский был очень тяжелым. Нетипичный для августа грандиозный шторм задержал нас на девять дней, основательно потрепав тримаран. Мы тогда вспоминали о Голубеве. Нас-то шестеро, а он один на один со стихией…
Осенью 2017 я написала письмо Сергею и, с основательной задержкой, получила ответ:
«Добрый день, Светлана и Андрей! Сразу ответить не смог. Был в Саянах. Маршрут намеченный пройти не получилось. Задержался пароход (со снаряжением, а это значит, старт был поздний — прим. автора). Потом я застрял на острове и по шторму прокатился. Мотор подломился. Сгнил болт переключения передач. В этом году ледовая обстановка там, куда я собирался, была сложная, 9–10 баллов. Вернулся на Диксон. Оттуда своим ходом до Дудинки. Там на пароход погрузился и в Красноярск. На будущий год буду опять стараться попасть на Северную Землю. Лодка у меня в Красноярске. Нужно ее подремонтировать, реконструировать».
В 2018 году Сергею Голубеву также не удалось реализовать задуманное. Следующая попытка была в 2019-м.
А в ноябре 2019 интернет запестрел сообщениями: «Путешественник из Красноярска отправился в экспедицию и бесследно пропал». В ходе розысков выяснилось, что Сергей Голубев успешно сплавился по Енисею, дошёл до Диксона, от Диксона — до полярной станции «Мыс Стерлегова», расположенной на северо-западе Таймыра.
Оттуда он вновь ушел на встречу к своей мечте, но в этот раз уже не вернулся...
P.S. В 2017 году в бухте Медуза Сергей Голубев скопировал для нас свои фотографии и три фильма, снятые в Арктике в 2013–2016 годах. Передал он нам эти копии без каких-либо условий и оговорок. Просто поделился с единомышленниками, и всё. С тех пор я их нигде не публиковала, считая неэтичным демонстрировать широкой публике чужое видео. А вот в моем «ламповом клубе» — подписке «Премиум» — я их постепенно размещу. Фильмы будут интересны путешественникам-экстремалам и людям, всерьез увлеченным Арктикой. Таких совсем немного. Выходит, я не нарушу приватности.
P.P.S. Статья посвящена замечательному человеку, которого уже нет с нами. Поэтому, даже если вы с чем-то не согласны, постарайтесь тактично высказать свое мнение.
Спасибо, что вы со мной!
Возможно, вам также будет интересно:
Пишите комментарии, задавайте вопросы, а если захотите найти другие, рассказы - они в навигаторе, рассортированы по рубрикам со ссылками: