Огибая полуостров Таймыр, тримаран «Финвал» подошел к мысу Челюскин — самой северной материковой точке планеты. Ясный солнечный день позволил еще издали разглядеть множество построек, растянувшихся вдоль берега — полярную станцию и, чуть поодаль, пограничную заставу.
С берега тримаран тоже увидели, поэтому во время причаливания нас уже встречали пограничники и начальник полярной станции Сергей Охрименко. «Это вы удачно пришли, какой день сегодня чудесный, тепло, +2 ! Ну, заходите в гости», - сказал он.
После проверки документов и пропусков в погранзону, мы надежно закрепили тримаран и воспользовались приглашением.
Первые домики метеостанции на мысе Челюскин появились еще в 1932 году. Со временем станция разрослась до размеров небольшого поселка. До 90-х годов здесь жило и трудилось около 150 человек. Действовал радиоцентр, аэропорт, были администрация, музей, клуб, столовая, детский сад, гостиница, почта, медпункт и даже теплица,
Потом финансирование резко сократилось - полярная станция опустела.
В данный момент, штат на "Гидрометеорологической станции им. Е.К. Федорова" всего 8 - 10 человек. А когда мы тут появились, было еще меньше - шесть.
Многие дома заброшены, но утверждать, что "на полярке полная разруха", я бы не стала. Да, опустевшие здания обветшали, однако, в тех, которые используются, недавно прошел капитальный ремонт.
Дощатая дорожка привела в обсерваторию.
Окинув (женским, а каким же, еще)) взглядом обстановку, я подметила идеальный порядок. А ведь к нашему визиту никто не готовился, значит, так здесь всегда.
На столах - обычные компьютеры, кстати, альтернативой прежним способам передачи данных недавно стал спутниковый интернет.
На подоконнике тарахтит пиргелиометр (измеряет солнечную радиацию).
Здесь тепло и витает дух 80-х. Мебели апгрейд не коснулся, однако выглядит она вполне добротно.
Из обсерватории нас пригласили на чай в один из жилых домов.
Обстановка здесь скромная, но уютная.
Обычные домашние цветы на 77-ом градусе северной широты - победа над холодом и темнотой арктической ночи.
Чай, сушки с вареньем, какой-то сериал по телевизору - все так обыденно, что кажется, мы не на краю земли, а заскочили на дачу к старому другу.
Погостили недолго - нужно было наверстывать время, потерянное из-за шторма у мыса Амундсена. Но все же, на обратном пути удалось немного побродить по окрестностям и, конечно, подойти к памятникам на возвышенности "центральной площади" метеостанции.
Полярная станция стоит на низком берегу, сложенном осадочными породами. Еще не так давно на черном плитняке практически ничего не росло, но из-за потепления климата, территория начала покрываться тундровой растительностью.
Кстати, насчет плитняка. Он здесь не простой, а золотой! Но золото это только блестит красиво - обманное)).
Пока мы прогуливались, Сергей Алексеевич изловил нам подарок. Идущий мимо берега арктический голец (супер-вкусная рыба!) здесь клюет на "раз-два".
Спасибо этому дому!
До свидания, море Лаптевых, здравствуй, Карское!
Возможно, вам также будет интересно:
Море ушло и неизвестно, когда вернется. Почему в море Лаптевых часто не бывает приливов и отливов.
Заброшенный арктический соляной рудник возле поселка-призрака Нордвик.
Все статьи, рассортированные по рубрикам, со ссылками:
Навигация по статьям канала "Путешествия с Финвалом".
Спасибо, что дочитали до конца. Если вам понравилась статья — порадуйте автора лайком или сделайте репост.
Не забудьте подписаться на канал!
Пишите комментарии к публикации, задавайте вопросы. Рада общению с Вами!
На чай нас позвали в жилой дом.
Все просто, строго, функционально.