О том, как устроен и зачем создан виртуальный интерактивный архив города Богдановича мы побеседовали с Анной Негатиной, на момент реализации проекта директором Богдановичского краеведческого музея, и Антоном Кочубеем, директором художественно-мультимедийной студии Kochubey Media.
О проекте
«Личности в истории Богдановича» — это проект для Богдановичского краеведческого музея, состоящий из виртуального архива и интерактивного стенда для работы с сайтом.
На интернет-сайте размещена справочная система, в которой содержатся текстовые описания, галерея с документами, вырезками из газет и дополнительными фотоматериалами о жителях города.
Для работы с виртуальным архивом в Богдановичском краеведческом музее установлен интерактивный стенд, стилизованный с помощью контрастных панелей с архивными фотографиями и фактами из жизни города.
Расскажите, пожалуйста, как появилась идея проекта? Какие ресурсы потребовались для его реализации?
Анна: Город у нас небольшой, но интересный, с яркой историей. Здесь и мощные промышленные предприятия, и развитое сельское хозяйство. Уральский Марс с его комическим ландшафтом и уникальное Кашинское городище — это тоже про нас. Но самая большая ценность Богдановича — это люди. Многие прославили не только город, но и страну. У нас, например, родился всемирно известный художник Михаил Сажаев, олимпийский чемпион в конькобежном спорте Евгений Куликов, талантливый поэт Степан Щипачев, адмирал Виктор Кравченко… Есть и те, кто остались в тени: врачи и педагоги, заводчане, фронтовики.
Конечно, нам важно было рассказать жителям Богдановича об их предшественниках. Но как разместить экспонаты и информацию о каждом в маленьком пространстве музея? Так возникла идея создать проект, в котором все материалы можно показать на небольшой площади. Чтобы жители города приходили в музей и читали о своих бабушках, дедушках и более дальних родственниках. Важно было также расположить фотографии и архивные документы, газетные вырезки.
Пока мы думали, каким образом это реализовать, Министерство культуры Свердловской области объявило конкурс на грант. Мы приняли в нём участие и выиграли. Так мы получили средства для реализации нашей идеи.
Какой опыт работы с музеями есть у вашей компании? Какие особенности работы с музейными сотрудниками как заказчиками вы можете выделить?
Антон: Более восьми лет мы работаем над созданием музейно-выставочных стендов, музейных экспозиций под ключ и интерактивных решений для общественных пространств. В нашем портфолио есть решения для музея «Газпром трансгаз Екатеринбург», музея Уральских авиалиний, Кунсткамеры в Петербурге и многих других. С кейсами можно познакомиться на нашем сайте.
Конечно, за это время сложилась система взаимодействия с музейными сотрудниками. Особенность заключается в том, что они очень хорошо знают тему и предмет, с которыми работают.Вместе мы можем глубже проработать тему экспозиции, создать более осмысленный контент, найти интересные идеи.
При этом наша задача — адаптировать специализированный научный материал, который мы получаем от музея, на язык понятный широкой аудитории. Сделать его лаконичным и доступным. И это касается не только текстов, но и экспозиционного пространства, в котором каждый элемент должен работать на вовлечение посетителя. Сотрудникам музеев иногда хочется показать всю информацию и экспонаты, которые у них есть: за годы работы музеев их накапливается немало. Здесь важно не перегрузить внимание посетителя, сделать экспозицию не только информативной, но и увлекательной, правильно расставить акценты. Ведь наша глобальная цель, чтобы за короткий музейный визит материал стал понятен, а главное интересен посетителю, который, возможно, впервые о нем слышит.
Как строился процесс работы над проектом? Какие этапы он в себя включал?
Анна: Сначала было сложно, потому что мы не понимали, к какому конкретно результату мы в итоге придём. Мы рассказали коллегам из Kochubey Media свою идею и пожелания, и они предложили несколько вариантов, которые, конечно, превзошли наши ожидания. Предложения были современными, с очень интересной подачей.
Когда мы определились с общей идеей и определили этапы работ, сложностью было только выбрать цветовую гамму (смеётся). Мне изначально нравилась чёрная, а наше управление культуры было против: чёрный цвет ассоциировался у них с трагичностью. Долго дискутировали, обсуждали и, кажется, замучили коллег этой темой. В итоге выбрали тёмно-коричневый цвет. Потом работали над структурой, подбирали изображения. Ребята молоды, у них хватило терпения принимать многочисленные правки названий, картинок и прочего.
В качестве бонуса они предложили оформить целый угол в экспозиции, где будет расположен интерактивный стенд с экраном. И начался второй этап обсуждения: концепция стенда, подбор фотографий и подписей к ним. В итоге получилось круто, интересно и современно.
Ещё один этап, о котором нельзя не упомянуть: информационная система получилось дополняемая, материалы мы можем вносить сами. Но сотрудники Kochubey Media помогли нам внести в каждую из 8 категорий по 10 человек. Просто как пример, а также для презентации при открытии проекта. И опять начались дебаты (смеётся). Кто эти 10 человек? Почему они? Надо было сделать так, чтобы остальным не было обидно. Нужно было выбрать самых выдающихся.
Что было самое сложное в реализации проекта? Как вы справлялись с этими сложностями?
Антон: Одна из целей Богдановичского краеведческого музея — хранить историю города через истории всех его жителей. Нашей задачей было предоставить музею возможность рассказать эти истории и передать индивидуальность богдановичцев. Но как это сделать, когда в городе проживает около 30 тысяч человек?
Мы пошли современным путем: не стали вручную отбирать информацию, а предоставили жителям города возможность самостоятельно публиковать автобиографию или биографию своих родственников через специально разработанный портал. Текст с прикреплёнными материалами отправляется на модерацию сотрудникам музея, которые могут либо согласовать полученные материалы, либо отправить их на доработку.
Стенд обращается к порталу каждый день в определенное время. Если на портале есть новые согласованные материалы, стенд их загружает, и они появляются в стенах здания музея.
Что стало самым вдохновляющим за время работы над проектом?
Анна: То, что проект вызвал интерес не только у нас, но и у управления культуры города Богдановича. Нас поддержали: люди, которым мы звонили и просили информацию, активно участвовали в проекте, приносили фотографии, помогали уточнить даты, давали справочные материалы.
Например, у нас в проекте есть раздел, который рассказывает о наших современниках, которые чем-то выделяются в нашем городе. Они тоже активно участвовали в подборе материалов, а потом приводили в музей родственников и друзей, показывали наш проект.
Как посетители отреагировали на новый стенд? Оправдались ли ваши ожидания?
Анна: Посетителям очень понравилось, особенно – читать про самих себя. Если какие-то факты не совпадали, мы тут же исправляли. В целом все заходили и удивлялись, какое красивое оформление, как всё подано. Некоторые прям «зависали» там поначалу, особенно дети. Взрослым нравилось рассматривать фото своих знакомых – «а вдруг я тоже есть на этой фотографии?».
В целом приняли очень хорошо, очень позитивно. Приезжим показывали суть идеи, все воспринимали очень положительно и с восхищением.
На какие цифровые решения стоит обратить внимание музейщикам в 2025 году?
Антон: Время, когда самостоятельные мультимедийные решения впечатляли, проходит. После таких глобальных проектов, как музей «Россия: Моя история» или выставка на ВДНХ «Россия», сложно «зацепить» посетителя одними цифровыми технологиями. Надо фокусироваться на том, как именно мультимедиа помогают раскрыть тему музея и уникальность музейных экспонатов. Поэтому я бы рекомендовал обратить внимание на те современные решения, которые дополняют экспозицию, акцентируют внимание на экспонатах. Это ненавязчивые технологии, акцентирующие внимание на главном в музее — его уникальном предметном фонде. Они могут помочь связать экспонаты в единую экспозицию, создавать общую канву повествования и эмоционально погрузить посетителя в контекст.
Примером таких решений могут быть витрины с интегрированными технологиями, работа со светом и звуком, проекционные системы на сложные поверхности для создания атмосферы, нестандартные подходы к управлению контентом.
***
Источник:
Это статья профессионального медиа «Идеи для музеев». Обзор проектов, реализованных в музеях, в рубрике #ИдеиДляМузеев_кейс. Вопросы и пожелания по содержанию статей можно присылать в личные сообщения сообщества или на почту anna@ideasformuseums.com