В январе 2025 года исполняется 80 лет со дня выхода на экраны первой части исторической драмы Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный". В преддверии этого события мастера киноконцерна "Мосфильм" завершили реставрацию легендарного фильма. Эта серия, воспевавшая идею великодержавности, охватывает юность Ивана, венчание на царство, Казанский поход, смерть Анастасии и завершается крестным ходом к Александровой слободе. На экране сменяются царские палаты, бескрайняя татарская степь, пышный свадебный пир, поле брани, русская слобода в снегу
Идея фильма принадлежала Иосифу Сталину, он же лично следил и за съёмками. Это был государственный заказ, который поступил не только Эйзенштейну. Алексею Толстому, например, заказали пьесу, а Дмитрию Шостаковичу — оперу. Режиссер не сразу ответил на предложение — он размышлял неделю. К работе над сценарием Эйзенштейн приступил перед самым началом войны. Он изучил летописи, фольклор и труды по истории. Съемки начались в 1943 году в Алма-Ате — туда эвакуировали «Мосфильм». Несмотря на войну и урезанный бюджет, в «Иване Грозном» удалось воссоздать богатые палаты Кремля и боярских дворов.
Декорации строили из подручных материалов. Когда закончилась фанера, щиты стали изготавливать из местного кустарника — чия. Из него плели циновки, штукатурили их и только потом расписывали .По просьбе Эйзенштейна в декорации Успенского собора добавили фреску «Страшный суд .
Эскизы костюмов режиссер делал сам. Он также лично контролировал и пошив одежд. По его распоряжению помогать Эйзенштейну должны были все эвакуированные в Алма-Ату музеи. Московский областной краеведческий передал для фильма несколько рулонов парчи и бархата XVIII и XIX веков, подлинные церковные облачения из своих коллекций
Съёмки фильма «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна проходили во время Великой Отечественной войны на студии ЦОКС в Алма-Ате. Больших павильонов в городе не было, и правительство Казахской ССР выделило режиссёру местный Дом культуры
Некоторый реквизит привозили специально из Москвы: златотканые ризы, огромные подсвечники, алтари, большие золотые светильники и Евангелие для сцены у гроба Анастасии Романовой доставили из Музея безбожника. Недостающие предметы искали в Казахстане. Сергей Михайлович с художником Шпинелем разбирался в реквизите, отбирал нужное и часами объяснял значение каждой вещи для картины. Мелочей для него не было, всему, чему суждено было попасть в кадр, он уделял исключительное внимание, каждая деталь реквизита играла в фильме свою роль, имела свой «голос» в кадре».Все эпизоды картины снимали ночью, так как днём электроэнергия шла на заводы, работающие для фронта. Для сцены, в которой народ просит царя вернуться в столицу из Александровской слободы, в качестве массовки привлекли солдат, эвакуированных с фронта.
В фильме снялись звезды отечественного кинематографа середины XX века Николай Черкасов (Иван Грозный), Людмила Целиковская (Анастасия Романовна), Михаил Жаров (Малюта Скуратов), Павел Кадочников (Владимир Старицкий) и другие.
Николай Черкасов (Иван Грозный) Режиссёр Сергей Эйзенштейн пригласил Николая Черкасова, который ранее исполнил главную роль в фильме Эйзенштейна «Александр Невский», сыграть Ивана IV.
В ходе съёмок Черкасову пришлось «примерить» более десятка вариантов грима для разных возрастов своего героя. На преображение ежедневно уходило по три часа. Во время съёмок, после того, как был отснят кадр и звучала команда режиссёра «Стоп!», Черкасову было трудно сразу остановиться и замолчать, и он постоянно какое-то время продолжал играть. Эйзенштейн пытался уговорить Черкасова не тратить энергию впустую, но не мог. В итоге, он смонтировал фильм «Захваты после „стоп“, или Куда идёт творческая энергия народного артиста», в который включил кадры игры Черкасова, которая продолжалась уже после команды режиссёра её прекратить.
Актёру предстояла сложная задача: показать, как менялся Иван Грозный в разные периоды жизни.
Людмила Целиковская (Анастасия Романовна) Людмила Целиковская была выбрана на роль царицы Анастасии Романовны в фильме «Иван Грозный». Сначала эту роль предложили балерине Галине Улановой, но она отказалась, так как съёмки вступали в противоречие с её танцевальной карьерой. Тогда Михаил Жаров, утверждённый на роль Малюты Скуратова, попросил режиссёра попробовать Целиковскую. В результате Сергей Эйзенштейн выбрал именно её
На съёмках у актрисы пострадали глаза. Ей наклеивали большие ресницы, поэтому, играя роль, она не могла глаза закрыть. А софиты светили так, что выжгли ей глазные хрусталики. Потом пришлось проходить долгий курс терапии. Если внимательно посмотреть кадры из фильма, можно заметить, что мёртвая царица в гробу улыбается. Это получилось случайно: актрисе было так смешно, когда ей сделали нашлёпку, выпрямляющую её курносый нос, что она еле сдерживалась от смеха. Сергею Эйзенштейну это показалось интересным, и он включил кадр в картину.
Роль Елизаветы I в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» не была исполнена Сергей Эйзенштейн хотел позвать своего друга, режиссера Михаила Ромма. К сожалению, сниматься ему запретил Комитет кинематографии — там не могли допустить, чтобы Глава художественных фильмов играл женщину.
Роль Ефросиньи Старицкой в фильме «Иван Грозный» исполнила Серафима Бирман Эйзенштейн позвал Фаину Раневскую. Однако пробы так и не назначил. «Может быть, Вы меня отлучили от ложа, стола и пробы? Будет мне очень это горестно, т.к. я люблю Вас, Грозного и Ефросинью!» — писала Раневская.
Утверждать актрису на эту роль не рекомендовал министр кинематографии Иван Большаков: «Семитские черты Раневской очень ярко выступают, особенно на крупных планах».
Костюмы Ивана Грозного спустя много лет «перекочевали» в другой фильм — в 1973 году вышла комедия «Иван Васильевич меняет профессию», где царь в исполнении Юрия Яковлева носит ту же одежду.
В феврале 1947 года Сергея Эйзенштейна и Николая Черкасова, который сыграл Грозного, вызвали в Кремль. Сталин указал на ошибки, в частности ему не понравился образ Грозного: его он сравнил с нерешительным Гамлетом. Эйзенштейн спорить не стал и с правками согласился. Однако внести их не успел: режиссер умер в 1948 году от инфаркта.
Николай Черкасов вместе с режиссером Владимиром Петровым хотели доработать и выпустить вторую серию фильма. Но посмотрев материал, они поняли, что фильм дополнить нельзя — можно только переснять заново. В 1958 году вторую серию выпустили в черновом варианте Эйзенштейна.
Съемки завершили в 1944 году, а 20 января 1945 года первую серию «Ивана Грозного» показали в кинотеатре «Ударник». Фильм имел ошеломляющий успех.
Практически сразу фильму присудили Сталинскую премию I степени. Картина была удостоена приза жюри за лучшую операторскую работу (операторы Эдуард Тиссэ и Андрей Москвин) на кинофестивале в Локарно (Швейцария) в 1948 году. По итогам референдума критиков, проведенного английским журналом Sight and Sound в 1962 году, картина признана седьмой в десятке лучших фильмов в истории киноискусства, а в 1978 году «Иван Грозный» был назван восьмым среди ста лучших лент всех времен.
За год картину посмотрели 900 тыс. человек.
P.S Вторая часть "Ивана Грозного" начинается как продолжение первой с прославления единовластия, и повествует о событиях 1560 1569 годов: создание опричнины, подавление боярской оппозиции, расправы и казни. Резко контрастируя с первой серией, вторая является, по сути, обличением деспотизма и государственного террора. Царя уже ничто не оправдывает, он предстает как человек, раздираемый страстями, сам становится их жертвой и заливает кровью страну.
Вторая серия подверглась Резкой критике со стороны Сталина. Мысль о неотвратимости расплаты за победу в борьбе за власть не могла быть высказана в советском кинофильме конца сороковых годов.
Выпуск картины был запрещен Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 августа 1946 года. Официальная версия гласила: "Режиссер С. Эйзенштейн во второй серии фильма "Иван Грозный" обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку Клукс Клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером слабохарактерным и безвольным, чем то вроде Гамлета".
В Иване, его друге Малюте и опричниках увидели почти не прикрытое метафорическое изображение Сталина, Берии и людей из КГБ. Конкретно же фильму были адресованы следующие упреки: отсутствие народа в развитии сюжета; слишком большое значение, уделяемое придворным интригам; формализм.
Тем не менее, худсовет Министерства кинематографии фильм оценил, однако последний и решающий приговор поступил из Кремля. Вторая серия вышла на экраны России и всего мира лишь в 1958 году.
Спасибо за внимание мой дорогой читатель.
Ставим лайк и подписываемся на канал КиноМагия погружение в мир искусства , что бы не пропустить интересные публикации Вам не трудно, а мне приятно.
Также будет Вам интересно: