24 ноября прошлого года в турецкой Анталье жёстко приземлился наш Суперджет, деформирован пилон двигателя, начался пожар. Все живы, поэтому случай уже практически забыт.
Предвидя иронию насчёт Суперджета: он где-то на 60 % российский, даже если считать по номенклатуре, а по массе набегут все 80. Наши там планёр, система кондиционирования (звучит просто, а ведь очень ответственная система, работающая под высокими давлением и температурой – на воздухе от двигателей), более простая половина двигателя – холодная... Но не суть. Борт RA-89085 АК «Азимут» заходил в сильный ветер.
Воздух – дорога самолёта. Что будет с автомобилем, если дорога внезапно поползёт вбок (весна, ледоход с асфальтоходом, это Россия...) или из-за лесопосадки ударит сильный боковой ветер? Придётся это парировать рулём. Точно так же приходится бороться с переменами ветра в полёте. Есть крайне опасное у земли явление сдвига ветра (windshear) – резкое изменение ветра, крайне опасно пропадание встречного ветра или порыв попутного – подъёмная сила крыла резко падает, самолёт проседает. Добавить газ, дождаться роста оборотов и скорости можно не успеть... Современные радары умеют видеть сдвиг и выдают голосовое и текстовое предупреждение – windshear ahead! Дальше решение принимает человек, а разумное решение тут одно – уйти на второй круг.
О принципах радиолокации – здесь:
Сработало предупреждение на RA-89085 или нет – неизвестно, однако самолёт грубо упал на полосу. На снимке ясно видно, что левый двигатель провис, а это повреждение пилона либо непосредственно от удара о полосу, либо под весом двигателя при ударе. Дальше – повреждение топливной магистрали и пожар. На записи видно, как низко стелется дым – сильный встречный ветер.
Вины самолёта здесь нет, да и вина экипажа под вопросом. Разрешение о заходе на посадку было принято – значит, формально условия подходили, а сдвиг ветра – именно та случайность, из-за которой полёты никогда не будут безопасны, пока самолёты летают за счёт скоростного напора на крыле.
Самолёт все эти два месяца находится в Анталье, не летает – и большой вопрос, поднимется ли ещё в небо. На видео видно обгорание фюзеляжа, и хотя вроде форма не поплыла – алюминий мог быть отожжён, что резко повышает его хрупкость. В нынешней ситуации нехватки запчастей для летающих бортов ремонт может быть просто нецелесообразен, тем более речь может идти о замене не только нескольких листов обшивки, но и деталей шпангоутов.
Так что, похоже, RA-89085 из «списков части» можно вычёркивать... Скорее всего, будет разобран на агрегаты и и продан на металлолом на месте, как это уже произошло с севшим в поле в Новосибирской области полтора года назад Эрбасом...
А на канале сегодня вышли ролик с диагностикой подшипников электровоза и видео про закрылки Ту-154 – вторая часть видеоприложения «Туполь изнутри» к циклу о Ту-154. Обновления также выходят в нашем Телеграме:
—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—