Найти в Дзене

Развивашки, которые помогли запустить РЕЧЬ

Когда у меня родился сын, я не знала ни одной колыбельной, и пела ему алфавит, цифры в прямом и обратном порядке. Когда надо было развлечь младенца, то показывала карточки с цифрами, называя их на русском и английском языках, читала различные статьи и новости и стишки на английском... Речи у ребенка не было до 4х лет. В детской карте от невролога под вопросом стояли ЗПРР, сенсо-моторная алалия, РАС. Это было предисловие. Сегодня хотела бы рассказать о тех развивашках, которые нам помогли в запуске речи. С 2х лет мой сын в АВА-терапии (см. прошлые статьи). Безусловно, за появление речи мы благодарны нашим педагогам. И это не логопеды. Это дефектологи и АВА-специалисты (логопед в нашей истории появится позже). Игрушки и развивашки - это уже то, что я подсмотрела на его занятиях. АВА-терапия подразумевает поощрение ребенка за выполнение заданий. В качестве поощрения в 2 года вместо жетонов на уроках использовались красочные деревянные пазлы-вкладыши, как на фото ниже. Ребенку эти вкла

Когда у меня родился сын, я не знала ни одной колыбельной, и пела ему алфавит, цифры в прямом и обратном порядке. Когда надо было развлечь младенца, то показывала карточки с цифрами, называя их на русском и английском языках, читала различные статьи и новости и стишки на английском... Речи у ребенка не было до 4х лет. В детской карте от невролога под вопросом стояли ЗПРР, сенсо-моторная алалия, РАС.

Эти карточки были нашими первыми друзьями
Эти карточки были нашими первыми друзьями

Это было предисловие.

Сегодня хотела бы рассказать о тех развивашках, которые нам помогли в запуске речи.

С 2х лет мой сын в АВА-терапии (см. прошлые статьи). Безусловно, за появление речи мы благодарны нашим педагогам. И это не логопеды. Это дефектологи и АВА-специалисты (логопед в нашей истории появится позже). Игрушки и развивашки - это уже то, что я подсмотрела на его занятиях.

-2

-3

АВА-терапия подразумевает поощрение ребенка за выполнение заданий. В качестве поощрения в 2 года вместо жетонов на уроках использовались красочные деревянные пазлы-вкладыши, как на фото ниже.

Подобных досок с вкладышами огромное множество. В мое детство таких не было
Подобных досок с вкладышами огромное множество. В мое детство таких не было

Ребенку эти вкладыши очень понравились. Домой я купила ему все, которые были возможны: с буквами, с цифрами, с видами транспорта, с животными, с едой и т.д.

Таким образом на занятиях этими детальками его поощряли за имитацию (он должен был собрать всю доску). А дома с помощью этих пазлов мы выучили все буквы алфавита , цифры, цвета, фигуры, животных, виды наземного, водного и воздушного транспорта и т.д.

Наш первый алфавит
Наш первый алфавит

Не имея речи в 3 года он у меня показывал все буквы/ цифры и всё остальное по запросу с помощью деревянных фигурок.

Потом подключили пазлы посложнее, - из фигурок, геометрических фигур (что-то типа тетриса) и из животных. Такие пазлы мы использовали как отдельную самостоятельную игру, так и в АВА-терапии (в качестве жетонов).

Таких видов пазлов у нас было много. Ребенок очень хорошо и надолго погружался в игру
Таких видов пазлов у нас было много. Ребенок очень хорошо и надолго погружался в игру

-7

Пазл из машин нам очень "зашёл". Он по сей день самый любимый. Сын мог часами напролет его собирать вновь и вновь.

Такое яблоко с червяками на магнитах тоже подсмотрела на занятиях.

-8

Дома я ставила яблоко на пол, ребенка сажала на стул, пальцами ног (сначала правой, потом левой) он зажимал палочку и вытаскивал червяков того цвета, который я называла.

Также, червяков можно использовать для счета и сортировки по цветам.

Для тренировки крупной моторики у нас был набор "рыбалка" на магнитах.

Еще нравилось нам такое упражнение: маленьких динозавриков на присосках я цепляла к полу, а ребенок без помощи рук должен был собрать их в коробку. Либо по полу рассыпала мелкие игрушки, а сын собирал их в корзинки по номерам (см. видео ниже).

Ещё из классных развивашек, которые хотела бы отметить, - это было деревянное лото.

-9

Сначала ребенок искал пары. Потом уже сам называл буквы и изображения на картинках.

Магнитные буквы. Удобны тем, что можно поместить их на холодильник или специальную магнитную доску.

Магнитные буквы
Магнитные буквы

Очень классно в наших занятиях в качестве поощрения/ жетонов работали обычные наклейки. У нас это были либо машины , либо динозавры.

Альбом наклеек
Альбом наклеек

Показала самое основное и ходовое в наших занятиях. Вообще, для развивающих занятий можно приспособить любые любимые для ребенка предметы или игрушки.

Многофункциональный планшет с магнитными пазлами
Многофункциональный планшет с магнитными пазлами

К слову сказать, карточки PEKS мы никогда не использовали.

В 3 года помимо занятий сын прошёл интенсив на запуск речи, и через несколько месяцев заговорил стихами из любимого мультфильма.

Какая его речь сегодня в 6 лет? Он хорошо запоминает стихи, различные фразы на других языках. Эхолалия есть. Словарный запас большой. Но сложно выстроить диалог. Я сравниваю его с человеком , который попал в другую страну, где все разговаривают на другом языке. Ведь чтобы вербально коммуницировать, нужно научиться думать на этом языке. Если, к примеру, меня сейчас поместить в англоязычную среду, то скорее всего я как мой сын буду общаться шаблонами и подвисать, перед тем как в уме составлю правильное предложение. Примерно также самая история. Поэтому постоянно занимаемся.

У нашего АВА-педагога единственный говорящий ребенок с РАС - это мой.

Поделитесь, как у ваших детей появилась речь!? Очень приятно получать отклик от родителей!

Еще кое-что о речи и крупной моторике: