Продолжение. Ранее "Год в деревне. Бросай пить, вставай на лыжи!"
Если вам довелось читать «Манифест коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса, то, возможно, помните там такой абзац. «Буржуазия подчинила деревню господству города. Она создала огромные города, в высокой степени увеличила численность городского населения по сравнению с сельским и вырвала таким образом значительную часть населения из идиотизма деревенской жизни.»
Вот эту самую фразу про идиотизм деревенской жизни довольно часто цитируют в рассказах о жизни в деревне или о наивных попытках отдельных энтузиастов вернуться к жизни на природе, сбежав из города. Что такое деревенская жизнь, ну или сельское хозяйство, мы, в принципе, представляли. У жены бабушка, дедушка и многие родственники жили в деревне. Держали лошадь, корову, овец, кур, гусей. И, естественно, приезжая в деревню, она помогала им в уходе за живностью, работе на огороде и прочих деревенских хлопотах. Кстати, нашу старшую дочь после первого класса мы отвезли на каникулы к бабушке, и она около месяца привела в той самой деревне. Вернувшись домой, она была в полном восторге. С упоением рассказывала, что они целыми днями носились, где хотели и занимались, чем хотели. И, кроме того, приехала она с твердым намерением когда вырастет, выйти замуж за тракториста. Был там в деревне молодой, веселый тракторист, который ей очень приглянулся.
У меня опыта жизни в деревне не было. Поскольку дедушки и бабушки жили в городе. Но держали при этом кур, кроликов. Да и унас возле небольшого городского дома на четыре семьи был сад и огород. А среди важных событий была посадка и копка картошки. И мы, дети, конечно, участвовали в этом культовом мероприятии. Особенно мне нравился процесс сбора. Поскольку обязательно при этом на поле разводился костер, в котором эту самую картошку пекли. Ну и мы, конечно, наслаждались и самим процессом, и вкусом этих горячих, ароматных картофелин. А у деда был знакомый приятель цыган, по имени Адам, который держал лошадь. В день сбора картошки дед договаривался с ним, и он приезжал на лошади, запряженной в телегу, в которую нагружали мешки с картошкой. И мы с дедом и Адамом отвозили ее ь ее в погреб на хранение. Я сидел на мешках с картошкой и иногда мне давали вожжи, что наполняло меня восторгом и чувством гордости.
В школе, начиная где-то класса с шестого, нас периодически возили осенью на сбор картошки. У жены в школе также были поездки на уборку картошки, свеклы и моркови. А с первыми заморозками, в начале октября, начиналась уборка капусты. Когда они сами рубили ее тесаками. Перчатки, естественно, быстро намокали, а руки мерзли. Между прочим, жили они не в какой-то сельской местности, а в городе атомщиков.
А в школе летом у нас был «Лагерь труда и отдыха», когда месяц мы жили в деревенской школе и ходили занимались прополкой, рыхлением и прореживанием свеклы. Занятие, конечно, самое то для воспитания силы воли и характера. Когда ты встаешь на уходящую за горизонт грядку и должен тяпкой рыхлить под палящим солнцем каменную, ссохшуюся землю и выпалывать сорняки. При этом ездили все. Не прикрываясь всякими справками и освобождениями. В институте была такая же история. Кто не ездил летом в стройотряд, ехал на месяц на сбор картошки. Жили в школах, в которых было холодно и сыро. А когда начинались дожди, то передвигались по полю, с трудом вытаскивая сапоги из превратившейся в кашу земли. Как любил шутить один мой одногруппник, выходя утром в поле: «Скорей бы день кончался, да завтра на работу».
При этом домашнее огородно-дачное хозяйство всегда было основным источником овощей, фруктов, ягод и всяких продуктов их переработки. Я, вот, например еще в студенческие годы освоил производство домашнего вина из яблок, слив, черной и красной смородины. Кроме того, экспериментировал с разными наливками и настойками. Самой благородной из которых была рябина на коньяке. Ну а когда начал разваливаться Советский Союз и все начало сыпаться, для многих, и для нас в том числе, это подсобное хозяйство стало условием выживания. Доставляющим при этом еще и большую радость. Поскольку летом мы с детьми жили на даче. С нами таже постоянно проводили время родители, на окрестных дачах было полно детворы. И все как-то друг друга знали и общались. В общем, это была такая, очень позитивная, гармоничная и наполненная жизнь.
Но не отрицаю, что крестьянская и дачная жизнь – это все-таки две большие разницы. На эту тему есть пословица «Не было заботы – купила баба порося». Ну а если кроме порося в хозяйстве корова, телята, домашняя птица, которые требуют постоянного ухода, то тут уже особо в интернете не зависнешь, на диване не поваляешься и пива не попьешь. В чем мы в очередной раз убедились, отправившись накануне Рождества к знакомым деревенским жителям, которые как раз такое хозяйство и держат. И которым мы, кстати, отдали в свое время наших курочек. Причиной визита стал гусь, которого жена заказала к Рождественскому столу. Ну и заодно решили немного расспросить, как живется крестьянам в российской деревне в 21-м веке.
Встретила нас Надежда вместе с небольшим рыжеватым псом. И сразу предупредила, чтобы мы были с ним поосторожней. Потому как несмотря на то, что пес ростом не велик, но характер у него жесткий. Сначала звали его Дружок, но после того, как он перекусал половину деревни, его переименовали в Лорда. При этом оказалось, что мало того, что он драчливый, так он еще и по мужской части весьма силен. И показала потом его сына, который раза в два крупнее его и его маму, которая также женщина вполне в теле. На наш вопрос, как же это он так изловчился, Надежда пояснила, что сами были удивлены, потому как партнерша находилась в лежачем положении, а Лорд совершил при этом вот то самое действо. Впрочем, есть по этому поводу фраза, приписываемая разным авторам. Я первый раз ее услышал как цитату Ги де Мопассана: «В постели все женщины одинакового роста».
Дальше Надежда пошла показывать свое хозяйство. Коровы, телята, кролики, гуси, куры, петухи, индоутки, собаки, кошки. Показывает и рассказывает о своих питомцах Надежда с любовью. Предлагает сфотографироваться с красавицей-телочкой, которую зовут Кармелита. Показывает на гуся по имени Кеша, которому 16 лет. И рассказывает, что не смогли его зарезать, поскольку отличался он очень заботливым нравом. Если с кем-то из подворья случались какие-то неприятности, то он поднимал крик и звал на помощь. Ну или, например, если какая-то опасность или природный катаклизм, то норовит маленьких гусят спрятать под своими крыльями. В общем, видя такие благородные душевные качества, решили они не трогать Кешу, а позволить прожить свою жизнь, подавая пример гуманистического отношения к окружающим.
Спрашиваю, как давно они живут в деревне. Говорит, что приехала сюда с родителями больше сорока лет назад. Муж Андрей позднее. Раньше работали в совхозе. Потом его приватизировали, а им выдали земельные паи. Ну и в итоге получилось примерно тоже, что и у остальных граждан России, которые получили ваучеры. Паи эти крестьяне продали за бесценок. Ну а потом, когда вот решили прикупить гектар земли, чтобы выращивать траву для скотины, то заплатили новому собственнику в четыре раза больше, чем получили с мужем за все проданные ранее земельные паи.
Отношение к новым собственникам, которые скупили колхозные земли или приходят с какими-то проектами, у Надежды критическое. В сельском хозяйстве они мало, что понимают, а то что происходи,т скорее напоминает отмывку денег. Ну или такие, специфические проекты, как, например, разведение конопли. Патронируют эту сельскохозяйственную деятельность люди из соответствующих структур. Или вот пример недавно появившегося по соседству предпринимателя, который по соглашению с местной администрацией занялся посадкой яблонь. Заявил о создании пятидесяти рабочих мест, по факту работают 3-4 узбека. При этом заодно решил отхватить у них кусок земли, потому как через их территорию протекает небольшая речушка и есть озерко, воду из которого можно использовать для полива деревьев. Ну и стал он строчить жалобы в Роспотребнадзор, что нарушают они правила обращения с навозом, который попадает в водоем и приносит непоправимый ущерб природе. Замучили проверками, еле отбились.
Тут к нашему разговору присоединился ее муж Андрей. Который сходу стал поносить на чем свет стоит крестьянскую жизнь. Потому как это не жизнь, а сплошное мучение. Времени ни на что нет – не в парикмахерскую в город съездить, ни пива попить. Работаешь с утра до ночи. Ну а тем, кто считает, что в сельском хозяйстве можно денег заработать, нужно такую пословицу принять к сведению: «Хочешь быть богатым, а будешь горбатым». В общем, прямо по Марксу и Энгельсу про идиотизм сельской жизни и что нормальная человеческая жизнь у людей это в Москве. Пришел с работы и занимайся, чем хочешь. Хочешь водку пей, хочешь песни пой. Ну или то и другое одновременно.
Ну и еще про одну довольно неожиданную ситуацию рассказала Надежда. Даже местные, деревенские люди как-то отвыкают от деревенской еды. Вот сын, племянники, которые вросли в деревне, сейчас приезжают и отказываются пить домашнее молоко. Дескать, с запашком оно, мы лучше магазинного выпьем. Да и даже муж предпочитает магазинную сметану домашней. Сын, опять же, приехав в гости, отказался крольчатину есть. Дескать, мясо жирновато. В общем, как ни странно, основными покупателями продукции оказываются дачники-москвичи и прочие городские жители. Которые и домашнему молочку умиляются, и яичкам, и всякой живности. Покупают гусей, уток, кроликов.
В общем, как я сказал, неоднозначные впечатления. Надежде и Андрею, наверное, лет за пятьдесят. Хотя выглядят они старше. Тянут они это хозяйство скорее по привычке. А с каждым годом все это становится труднее. Молодежи такое занятие совершенно не интересно. Да и получается, что и покупать эту фермерскую продукцию все меньше желающих. К тому же сетевых магазинов в сельской местности все больше становится. Так что перестают местные жители не то, что коров, поросят держать, а даже и овощи выращивать. Дескать, зачем? Что я себе пару килограммов картошки не куплю в магазине? Так что процесс избавления от идиотизма деревенской жизни идет весьма успешно даже и среди тех, кто живет в деревне.
Ну а на смену вот этой самой не очень хорошо пахнущей или жирноватой крестьянской продукции уже идут инновационные продукты из сверчков, личинок мух и прочих чрезвычайно полезных ингредиентов. Вот не так давно вице-премьер Д.Мантуров призвал россиян изменить менталитет и начать есть продукты, изготовленные или из растительных белков, или с добавлением концентрата из личинок черной львинки, крупной мухи из Центральной и Южной Америки. Кроме того, как мы знаем, такая еда гораздо более экологична, поскольку черная львинка, в отличие от коров, не портит озоновый слой, выделяя метан, а навоз не загрязняет окружающую природу. А наше правительство вполне ответственно относится к глобальной экологической повестке.
Ну а пока нас еще не перевели на потребление этих полезных и экологичных продуктов, мы продолжим, насколько это возможно, питаться по старинке. Так что мы попрощались с Надеждой и Андреем, взяли домашних яиц, подготовленного для нас гуся и отправились домой.
Продолжение. "Год в деревне. Празднуем Рождество."