Продолжение. Начало -"Год в деревне. Встречаем Новый год".
1 января. Итак, умеренность в еде и питье в новогоднюю ночь имели очевидно положительным следствием то, что утром мы проснулись вполне свежими и отдохнувшими. На градуснике было – 4, что вполне позволяло мне отправиться с Барбосом на лыжно-пешеходную прогулку. Ну а жене предстояло хлопотать на кухне и готовиться к приезду гостей, которые должны были приехать к обеду.
Лыжи мы любим. Во времена нашего детства это было постоянным и любимым зимним времяпровождением. Катались во дворах, по улицам, за городом. В небольшом провинциальном городке, где я жил, лыжня начиналась от центральной улицы и шла на окраину города, где спускалась к реке. И в этом месте получалось что-то вроде широкого горнолыжного склона. Это было любимым местом для катания с горок. Начиная просто от катания с ветерком, до устройства трамплинов и чего-то вроде слалома. Понятно, что все эти катания были на обычных лыжах, зачастую с простыми креплениями на ремешках. Зимой все выходные мы проводили там. И, надо сказать, что и взрослые регулярно совершали лыжные прогулки. Часто такие выезды были целыми семьями. В нашем домашнем музее вот до сих пор хранятся лыжи, на которых катался отец и обязательно при этом брал нас с братом с собой. Ну а в школе и институте это было обязательной частью физподготовки. Причем, достаточно серьезной, с обязательной сдачей норм ГТО. В общем, лыжи были и остались важной частью нашей жизни.
Но вот с началом нашей деревенской жизни с лыжами возникла некоторая проблема. В городе, например, есть организованная лыжня хорошего качества. И для классического, и для конькового бега. А в деревне нет. Но это же не повод не кататься на лыжах. Так что в течение 20 лет я занимался прокладкой этой лыжни. И, надо сказать, занятие это было весьма непростое. Так как зимы, как правило, выдавались снежными, и после сильного снегопада лыжи запросто могли уходить в снег сантиметров на 10-15. Так что прокладка лыжни в таких условиях выглядела как шагание на снегоступах.
Другой проблемой было то, что даже после того, как снег уплотнялся, посередине оставался высокий гребень. С ним я пытался бороться, приделывая к лыжам металлические г-образные конструкции. Которые должны были этот гребень срезать. Но не могу сказать, что это оказалось очень эффективным решением. Еще одной идеей сделать лыжные прогулки по целине более комфортными, было приобретение широких лыж. Я изучил этот вопрос, посмотрел всякие ролики и почитал рассказы, в которых любители лыжных путешествий отправлялись штурмовать на таких лыжах, например, Северный полюс. Да, были в продаже и такие лыжи. Но стоили они вместе с соответствующими ботинками и креплениями кругленькую сумму. Так что в итоге я купил себе и жене туристические лыжи "Tisa", которые были немного шире, чем обычные беговые. Впрочем, особенного облегчения в прокладке лыжни такое решение не принесло.
Ну а какая была альтернатива? Купить снегоход и прокладывать на нем лыжню? Если бы мы были поклонниками механизированных видов отдыха, то может быть и обзавелись бы снегоходом. Но тут получается вот такая интересная закономерность. Например, у наших соседей есть пара снегоходов. Ну и зимой они катаются исключительно на них, а на лыжи не встают. Аналогично летом они ездят на квадроцикле, а на велосипед не садятся. Так что я решил, что лучше я буду утаптывать лыжню после каждого снегопада старым дедовским способом, от чего буду только здоровее.
Ну вот так все эти годы я и поступал. Компанию в катании на лыжах мне составляли члены семьи, да бабушка с дедушкой из нашей коммуны. Причем, закончили кататься на лыжах они не так давно, уже в возрасте где-то лет под девяносто. Иногда на лыжне оказывались еще случайные лыжники. Но происходило это довольно редко, а три года назад вообще прекратилось.
А дело в том, что поле, на котором мы катались, огородили сеткой и на въезде поставили ворота. Собственно, процесс этот в окрестностях нашей деревни шел давно. И мы каждый год наблюдали, как какое-то очередное поле или лес оказывались за забором. Ну это такой процесс, весьма характерный для нашего государства. Школы, университеты, спортивные, культурно-развлекательные заведения надо огородить забором? Надо. Пляжи, водоемы надо? Надо. Ну а почему поля и леса не огородить? Вспомнилось, кстати, как мы, будучи в в сентябре в Адлере, отправились посмотреть местные горнолыжные курорты, где раньше бывать не доводилось. И на подъемнике от "Газпрома" обнаружили полный досмотр, как в аэропорту. С рамкой, просвечиванием вещей. Меня это удивило. Ни на одном курорте за границей такого я не наблюдал. На мой вопрос:"А зачем вы проводите досмотр?" женщина-контролер назидательно ответила:"Там, наверху, живут высшие слои нашего общества". Помните, была а СССР известная "Песня о Родине" "Широка страна моя родная..."? И слова там очень проникновенные были:
"От Москвы до самых до окpаин,
С южных гоp до севеpных моpей,
Человек пpоходит как хозяин
Hеобъятной Pодины своей."
Но сейчас эта песня как-то не на слуху. Наверное, потому, что живем мы в другой стране, и хозяева в ней другие.
Возвращаясь к огороженному полю, справедливости ради должен сказать, что в нашем случае проблемы с лыжными прогулками не возникло благодаря знакомству с владельцем этой территории. Так что нам разрешили продолжить катание на лыжах по привычному маршруту. Чему мы, конечно, очень порадовались.
Но, должен сказать, что возраст все-таки берет свое, и с каждым годом все сложнее становится одному прокладывать лыжню. И вот неожиданно мелькнул луч надежды, что эта проблема как-то разрешится. В феврале прошлого года наш президент объявил о старте нового нац.проекта «Продолжительная и активная жизнь». Говоря об этом, он вспомнил крылатую фразу: «Бросай пить, вставай на лыжи!» Воодушевленный, я позвонил в Отдел спорта районной администрации и поинтересовался, когда уже жители нашей деревни смогут последовать призыву нашего президента. Потому как встать-то на лыжи можно, но чтобы на них кататься, все-таки нужна лыжня. Мне сказали, что есть отличная лыжня в райцентре. Я заметил, что до райцентра от нашей деревни тридцать километров и поинтересовался возможностью организовать прокладку лыжни в нашей или какой-то соседней деревне. На это мне ответили, что средств на такое мероприятие у районной администрации нет и, кроме того, окрестные поля находятся не в муниципальной собственности, а в частной. Поэтому даже если бы деньги и были, никаких правовых оснований прокладывать по ним лыжню у администрации не имеется. В общем, получилось, как всегда. Наш президент выступает с важными, нужными людям инициативами, но вот местные чиновники эти инициативы саботируют. Ну и что остается делать гражданам, не имеющим возможность встать на лыжи? Получается, продолжать заниматься тем, чем они занимались.
Но вернемся к нашей лыжно-пешеходной прогулке с Барбосом. Нам нравятся такие прогулки. Когда мы с женой, ну или в данном случае я один, едем на лыжах, а Барбос носится по полю. Здесь ему раздолье. Кроме того, здесь множество разных интересных запахов. Поскольку в этих краях бегают зайцы, лисы, куропатки. Что мы неоднократно наблюдали, ну и на снегу хватает разных следов. И вот Барбос исследует эти следы, сует нос в снег, пытаясь выследить какую-нибудь мышь-полевку, что ему иногда удается и он начинает ее гонять по снегу, пока она куда-нибудь не юркнет. Периодически он убегает, чтобы исследовать какой-нибудь овраг или полазить в кустах. Благо в этом году после оттепелей снег осел, так что он довольно легко может по нему бегать. Хотя в низинах снега побольше. И тогда ему приходится передвигаться большими прыжками. Но ему это явно нравится. Ну и соответствует его природе. Дело в том, что Зенненхунд энтлибухер – это пастушья порода. Так что собаки этой породы должны много бегать, выполняя свои служебные обязанности. И с ними даже рекомендуется гулять не менее одного часа в день. Ну и желательно не просто гулять, а так, чтобы у них была возможность вдоволь набегаться. А в городе, сами понимаете, таких возможностей гораздо меньше, чем в деревне. В итоге, я пробежал на лыжах полагающиеся десять километров, а Барбос накрутил минимум пятнадцать. Ну и с чувством выполненного долга мы отправились домой, где мне вскоре предстояло встречать гостей, а Барбоса ждала опять хорошая порция угощения из головы лосося.
Продолжение. "Год в деревне. Крестьянская жизнь."