Найти в Дзене
Россия - Заграница

Год в деревне. Празднуем Рождество

Продолжение. Ранее: "Год. в деревне. Крестьянская жизнь."

Положа руку на сердце, в России Рождество, скажем так, идет следом за Новым годом. Во многих смыслах. Во времена СССР все праздничные события происходили на Новый год. Подарки детям, праздничные застолья. Собственно, праздник продолжался один день, вернее ночь. 31-го декабря был рабочий день, 1-е января выходной, а 2-го уже на работу. Так что именно этот день был самым концентрированным выражением праздника. Про Рождество вспоминали просто как о какой-то фольклорной, ушедшей в прошлое, традиции. Знакомой большинству по книге Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», ну или по одноименному фильму.

Но, по мере возрождения религиозной жизни, праздник стал приобретать присущее ему изначально значение. Кроме того, в 1991 году впервые 7 января был объявлен выходным днем. Ну и отмечание этого праздника стало становиться некоторой новой традицией. Хотя, конечно, Новый год выступал, да и продолжает выступать, Рождеству определенным антагонистом. Начиная с того, что Рождеству предшествует Рождественский пост. И надо проявлять определенную сдержанность, сохраняя душевное спокойствие и молитвенный настрой. Ну а какая тут сдержанность на Новый год? Корпоративы, всяческие концерты, застолья, дискотеки т.д.

Или вот такой аспект, как подарки. В каких-то странах подарки исторически их делаются именно на Рождество. Помните известный рассказ у О’Генри «Дары волхвов», когда Делла продала свои волосы, чтобы купить Джиму в подарок на Рождество цепочку для его фамильных часов, которыми он очень гордился и дорожил, а Джим продал часы, чтобы купить Делле в подарок набор гребней для ее роскошных волос? В общем, у них там Рождество, когда именно вот такие чудесные истории могут случаться. Ну а у нас все подарки дарят именно на Новый год.

Но есть, конечно, воцерковленные люди, которые и пост соблюдают, как приготовление к празднику, и ценят в Рождестве именно его религиозное значение - приход Спасителя в этот мир, ну и сам праздник отмечают, как положено. 6 января идут в храм на Царские часы и Литургию Василия Великого, потом на Великое повечерие. Ночью посещают Божественную литургию и 7 января также идут утром на службу, а потом еще и на Вечернее богослужение. И, сами понимаете, каких-то шумных гулянок этот праздник не предполагает.

Мы в течение многих лет ходим на Рождество на ночную службу. Раньше ходили в небольшой храм, построенный в 1701 году. Расположен он в небольшой деревне рядом с моим родным городом. И уникален тем, что никогда за свою историю не закрывался. Ну а поскольку находился за городом, то там не возбранялось даже во времена СССР проводить крестные ходы. Так что, будучи школьниками, мы бегали туда смотреть на это запретное мероприятие. Запретное, поскольку дежурили там учителя и прочие представители общественности и контролировали, чтобы никто из будущих строителей коммунизма не употребил "религиозного опиума." Так что приходилось прятаться за церковной оградой, благо ночное время позволяло это сделать.

Ну а потом, уже в более зрелом возрасте, возникла потребность ходить в храм. В нем же повенчались с женой, там же крестили детей. У того храма была, да и сейчас осталась, еще одна уникальная особенность. Это совершенно особенный приход, который подобрался стараниями батюшки. Сказалось, по всей видимости, в этом не только его личные качества, но еще и то, что он был большим поклонником греческой православной церкви. Часто туда ездил, в том числе и на Афон. А у греков церковный приход – это такое, почти семейное сообщество. Все друг друга знают, общаются. После служб устраивают совместную трапезу. Ну и здесь батюшка создал такую общину. Дополнительным местом притяжения стал деревенский дом с большой территорией. В доме готовили еду, а на территории организовали игровые площадки для детей. Так что прихожане приходили на службы целыми семьями. И при этом многие семьи были многодетными. Так что очень интересное сообщество получалось. От младенцев до стариков. С детьми приходили и на ночные службы – на Рождество и Пасху. Поскольку первоначально этот церковный дом был небольшой, то прямо в церкви на полу для детей устраивали спальные места. Ну и если кто-то не мог выстоять службу, то укладывался на эти лежанки, а к причастию всех спящих поднимали. Ну вот и наши дети так росли. И, надо сказать, что для них это не было какой-то обременительной обязанностью. Скорее, некое даже интересное событие. Ну а тем более, что детей было полно. А в большом коллективе, сами понимаете, скучать не приходится.

Однако с посещением храма была одна проблема – добираться приходилось по грунтовой дороге, которая шла по полю. А зимой эту дорогу частенько заметало. Ну и если до начала службы ее прочищали трактором, то обратно приходилось ехать по нечищенной дороге. А поскольку службы были длинными (батюшка присоединял к ночной литургии еще и утреннюю службу), то возвращаться приходилось уже где-то в четыре утра. И хорошо помню, как однажды на Рождество случилась сильнейшая метель, да и мороз был градусов под двадцать. Служба закончилась, и мы вместе с маленькими детьми сели в Дэу Нексия и двинулись домой. С нами еще несколько машин. Немного отъехали от храма и встали. Дороги не видно, снега намело по колено. Так можно сесть, что никакой трактор потом не вытащит. А по полю около километра до того места, где дорога уже более-менее начинается. Сбегали в храм, взяли пару лопат и пошли: кто лопатами, кто ногами снег отгребать. Метель, холодно, темно, да и страшно, потому как с маленькими детьми. Но отступать некуда. Но в тоже время мысль поддерживала, что в Рождество ничего плохого случиться с нами не может. Так вот с молитвой Иисусу Христу и Богородице и пробились. А Рождество это особенно запомнилось.

Обосновавшись уже на новом месте, стали мы прихожанами храма, который расположен километрах в десяти от нашего дома в другой деревне. Построен он был в 1815 году. Но, в противоположность нашему, был он закрыт в 1930 г., а настоятель храма был расстрелян. За прошедшие годы здание основательно разрушилось. По просьбе местных жителей в 1990 г. храм передали епархии. Но восстанавливать его начали спустя только 18 лет, когда нашелся, как говорит батюшка, благодетель, который взял на себя основные расходы. И восстановили его за 2 года.

-2

-3

Удивительно, потому как восстанавливали на частные средства. Поскольку у Епархии на восстановление средств не было. Может, конечно, и были, но, сами понимаете, приходов много, а Епархия одна. Одному дашь денег, другие тоже просить будут. Поэтому тут обычно возникает частно-церковное партнерство. Митрополит дает благословение на восстановление храма, ну и потом, когда все готово, приезжает его освятить, подарить икону, а также как-то отметить труды особо отличившихся спонсоров. Так и в этот раз было. Должен сказать, что большую роль в восстановлении храма сыграл и батюшка. Молодой человек, родом из этого района, живший до поры до времени обычной жизнью, а потом вот решивший пойти по пути христианского служения. Так что пришлось ему начать свое служение с восстановления храма и собирания прихода. Ну а это, сами понимаете, процесс тоже не быстрый и не простой. Потому как местные деревенские жители – это все-таки люди, зачастую придерживающиеся материалистического взгляда на жизнь. Ну и хлопоты по хозяйству являются таким, вроде как уважительным оправданием, почему в храм ходить не получается. Но приход, все-таки образовался. И такой, устойчивый и разноплановый. Подтянулись люди из окрестных деревень. И не только деревенские, в смысле из крестьян. Потому как в современных деревнях много тех, кого называют дачниками. Хотя они, как и мы, зачастую уже стали местными резидентами. Кто-то даже из Москвы перебрался жить на природе. Так что сообщество получилось весьма разнообразное. Ну и батюшка со своей семьей тоже постарался создать атмосферу доброжелательного общения и поддержания отношений. Те же совместные трапезы по большим праздникам. При активном, конечно, участии паствы.

Вообще, от личности священника очень многое зависит. Становится ли храм, условно говоря, домом или является чем-то вроде казенного учреждения. Вот собрались мы как-то съездить в храм в соседний райцентр. Постоять на литургии, исповедаться, причаститься. Небольшой провинциальный город с давней историей, храм тоже старинный, батюшка в возрасте. Приезжаем, начинается служба. Народу довольно много. На исповедь выстраивается очередь. Батюшка начинает исповедовать. Первым на исповеди оказался молодой мужчина, который достал телефон, на котором, как я понял, он записал свои грехи и предъявил священнику. Тот прочитал и грехи отпустил. Такая цифровизация исповеди меня озадачила. В принципе, обычная практика, когда человек выписывает свои грехи на бумажку и отдает священнику. Делают так, чтобы, например, не забыть какие-то свои прегрешения. Но, сами понимаете, одно дело когда человек говорит о своих грехах, переживает их, вынужден какое-то эмоциональное усилие сделать, чтобы о них сказать священнику, другое – когда написал и отдал на прочтение. Ну а на телефоне – это уже совсем что-то новое. Собственно, тут уже и до онлайн процедур недалеко. Зашел в приложение, открыл вкладку «исповедь», написал грехи, получил отпущение и пошел дальше своими делами заниматься. Ну и еще более удивило, когда мы увидели, что этот молодой мужчина пошел и переоделся в церковную одежду. В общем, какой-то он еще и служитель храма оказался. Так что, получается, что это не веяния грешного мира, а прямо церковная инновация.

Стоим в очереди, обращаю внимание, что все исповедники стоят с бумажками. Подходят, отдают, священник читает, отпускает грехи. Процесс идет быстро. Мы стоим без бумажек, и священник на нас как-то внимательно поглядывает. Хотя стоим мы от него довольно далеко. Шепотом делюсь с женой своим наблюдением. Что все тут с записочками стоят. Жена отвечает, что ничего тут особенного нет. Без записочек не возбраняется исповедоваться. Тут случается неожиданное. Священник бросает исповедника, идет быстрыми шагами к нам и устраивает разнос. «Вы-, говорит, - явились в храм не готовыми к исповеди. И вместо того, чтобы взять и записать свои грехи на бумаге, стоите и болтаете. А потом придется на вас время тратить.» Ну и отправился дальше чужие грехи отпускать. Переглянулись мы с женой и, не сговариваясь, двинулись к выходу. Зачем у занятого человека время отнимать. В общем, как гласит знаменитая русская пословица: «Каков поп, таков и приход.»

Но вернемся в наш Рождественский сочельник. Утро было замечательным. Небольшой мороз и солнце. Так что я поспешил отправится на лыжную прогулку, потому как после обеда обещали уже плюсовую температуру и дождь. Ну а жена занималась приготовлениями рождественского стола. Меню формировала она сама, сохраняя его в секрете. Но озвучила, что будет оно традиционно русским.

-4

Созвонились с дочерью в Австрии. И она сказала, что собирается сходить на рождественскую службу в кафедральный православный собор Святителя Николая в Вене.

-5

-6

Нас это несколько удивило, поскольку на следующий день у нее должен был быть экзамен в университете, но и порадовало. Тем более, что в том, что Святитель Николай никак не мог помешать сдаче экзамена, а мог только помочь, мы не сомневались. На эту тему, кстати, как-то знакомый священник рассказал мне в свое время церковный анекдот. «Назначил Господь собрание всех главных святых. Все собрались, нет только Святителя Николая. Ждут, собрание не начинают. Начинают роптать. Что же это такое. Совсем этот Николай Чудотворец потерял уважение к коллегам и Господу. Тут прибегает Святитель Николай. Весь мокрый, взъерошенный. «Простите-, говорит-, шел на собрание, а тут увидел кораблекрушение и люди тонут. Пока всех вытащил на берег, время и прошло.»

Ну и, между прочим, отмечу вот такой момент. С некоторых пор в сознание наших соотечественников вполне успешно внедряется мысль, что все праведники живут в нашем Богохранимом Отечестве. А все грешники, соответственно, за его границами. Так что к праведникам уверенно относят себя и те, кто и в церковь-то никогда не ходит, и заповеди Христовы не соблюдает. Но вот как-то получается, что и в других царствах-государствах может православный человек о спасении своей души порадеть.

Ну а к полуночи мы отправились на рождественскую службу.

-7
-8

-9

Храм светился, людей собралось много, но без толчеи и скученности. Радостные лица, люди улыбаются, здороваются, троекратно целуются, поздравляют друг друга с праздником. Батюшка исповедь начал. Как полагается. Никого не торопит, всех выслушивает. Ну и потом сам службу повел. Прошла она легко, торжественно, радостно. Часам к двум ночи уже все закончилось. Батюшка всех поздравил и пригласил разговеться за рождественским столом, который накрыли тут же в храме. Но мы, правда, оставаться не стали, потому как были с мамой жены, а она человек пожилой и уже ей тяжело бы было задерживаться.

Так что праздновали мы уже Рождество 7 января. Жена озвучила рождественское меню: Кулебяка с капустой, Расстегаи с рыбой, Кулиги с грибами, Щи из квашеной капусты, Гусь с яблоками, Пряники (козули), Узвар (напиток из сушёных яблок, груш, чернослива с мёдом). Решили разделить его на две части - обед и ужин.

-10
-11

Некоторые пояснения. Кулиги - традиционное блюдо в Пермском крае. Напоминают открытые пироги. Начинка может быть грибная или картошка. Готовятся из пресного теста и, соответственно, получаются плотными. В них нет сахара. Так что они хорошо подойдут как дополнение, например, к щам.

-12

Козули – архангельские пряники в форме животных. Готовятся из пряничного теста (смесь пшеничной и ржаной муки) с добавлением пряностей (корица, кардамон, гвоздика, анис). Для глазури используется клюквенный сок.

-13

Оба эти блюда нам пробовать не доводилось, так что это было такое, приятное открытие.

Но самой обсуждаемой темой за рождественским столом стала совершенно неожиданно другая кулинарная тема. Как я уже упоминал, в состав рождественского меняю входил гусь с яблоками. Такое, самое главное блюдо.

-14

Причем жена решила приобрести для его приготовления и сопровождения не только обычные яблоки, но и моченые. И отправилась на рынок, где многие годы покупает такие продукты у одной семьи. Купила обычные яблоки, моченые, соленые помидоры. И тут продавщица спрашивает: «А не хотите моченый арбуз?» А жена помнила, что мама рассказывала, что у них в деревне в Курской области мочили арбузы. И детьми они эти арбузы зимой уплетали. Ну и решила сделать маме рождественский подарок – купила моченый арбуз.

И вот вечером накрыли праздничный стол. Жена вынесла рождественского гуся, которого мы купили у Надежды в соседней деревне, и говорит маме: «А еще у меня есть для тебя одно угощение, которое ты давно-давно не пробовала.» Мама попыталась угадать, но безуспешно. И тут жена торжественно объявляет: «Моченый арбуз! Вкус, знакомый с детства!» Мама ахнула. В итоге все остальные блюда для нее оказались на втором месте. Главным и основным стал моченый арбуз.

-15

Ну а основной темой для разговора за столом – мочения и соления. (Оговорюсь, что когда стал потом смотреть какие-то рецепты по данному направлению, то обнаружил, что употребляют для этого процесса разные определения - мочение, соление, квашение. Но мама сказала, что у них называли это именно мочением, так что буду придерживаться этого термина). Мама вспоминала, как мочили арбузы. У них в деревне была своя небольшая бахча. На мочение отбирали небольшие арбузы. Мочили две бочки, в каждой 15-17 арбузов. Заливали водой, добавляя сахар и соль, и сверху на крышку клали гнет. Яблоки мочили тоже в бочках, перестилая слои ржаной соломой. Особая тема – мочение помидоров. Делалось это так. Собирались не вполне созревшие бурые помидоры. Так чтобы мякоть была плотной. Брались небольшие бочки – примерно на три ведра. Дно устилали листьями смородины, вишни. Укладывали помидоры, пересыпали солью с разрезанными зубчиками чеснока, набрасывали зонтики укропа. Потом опять слой листьев и помидор. Выдерживали 3 дня, потом заливали родниковой водой и под гнет.

С помидорами случилась такая любопытная ситуация. Мама работала в ОРСе (это, если кто не знает, Отдел рабочего снабжение) А директор ОРСа был кумом Первого секретаря Курского обкома КПСС. И вот как-то товарищ Первый секретарь, да ещё при этом и член ЦК КПСС, заехал к куму в гости, и они отправились на охоту. А накануне на работе было какое-то мероприятие, и мама привезла из деревни к столу вот эти самые помидоры и несколько вилков квашеной капусты. Ну и начальник прихватил их с собой на охоту. Ну а наутро после охоты для поправки тяжести в голове товарищ Первый секретарь откушал капусту и помидоры и сказал, что вкуснее ничего не пробовал и хочет, чтобы к его столу непременно поставлялись такие разносолы. И вот сидит мама на работе, прибегает секретарша начальника и говорит, что срочно нужен рецепт этих помидоров и капусты. Мама говорит, что делает это все ее мама в деревне. Секретарша звонит начальнику. Тот говорит: «Берите мою машину и срочно в деревню за рецептом.» В общем, с тех пор в ОРСе было организовано вот такое спецпроизводство для руководителя областной парторганизации и важных гостей. Вот так, дорогие сограждане, жила раньше партноменклатура. Ни в чем себе не отказывала. Ни в квашеной капусте, ни в помидорах.

У меня тоже остались детские воспоминания на тему мочения, квашения и соления. Во дворе дома, где мы жили, был большой погреб, служивший нам также зимой горкой, а летом игровой площадкой. В нем наша и соседские семьи хранили зимние запасы. В том числе, бочки с квашеной капустой и солеными огурцами. Помню подготовку бочек к сезону. Когда их выкатывали из погреба, чистили, заливали водой, чтобы дерево набухло, и вода не протекала, осаживали обручи, запаривали. Хотя у нас, как и большинства других провинциальных городских жителей, был свой огород, но капусту и огурцы на зимнюю заготовку закупали в колхозах. Поскольку со своего огорода набрать одновременно несколько ведер огурцов или несколько мешков капусты не представлялось возможным. Огурцы солили в сентябре, а капусту привозили в начале октября. Кочаны чистили, папа повязывал голову платком и начинал шинковать капусту. Мама терла морковь. Ну а потом капусту и морковь укладывали в бочку. В капусту закладывали также яблоки – антоновку из своего сада. (Вот, кстати, скажите, почему в данном случае капуста называлась квашеной, а яблоки – мочеными?) Ну и зимой все это богатство постоянно присутствовало у нас на столе.

В общем, празднование Рождества и посиделки за праздничным столом стали поводом вспомнить времена нашего детства. Вспомнить дедушек, бабушек, родителей. Как мы тогда жили, что было у нас на столе. Радостные и грустные воспоминания. Впрочем, грустить в Рождество не полагается. Все-таки это день, когда в мир пришел Спаситель.

-16

Продолжение. "Год в деревне. Крещение. Крестился я в Киеве, во Владимирском соборе..."