Алексей Абрикосов. Сладкая жизнь, горькая правда. На Первой торгово-промышленной выставке из рук императора Николая I он, сын крепостного крестьянина, Иван Степанович Абрикосов, получил награду – золотой перстень! С гравировкой тоста, произнесенного государем на приеме в Зимнем дворце: «За здравие трудящихся в пользу Отечества. 13 мая 1833 года. Честь нам».
Рождество 1882 года. По улицам Москвы разносится запах жареного мяса, пирогов, медового сбитня. Детвора томится в ожидании подарков и конфет, а в торговых рядах со сладостями творится ажиотаж. Все хотят купить глазированные фрукты от Абрикосова. По слухам, этот десерт ничуть не уступает оригинальному – французскому. Неизвестно, как русскому кондитеру удалось раскрыть секрет французов, но, говорят, не обошлось без подкупа, шпионажа и даже семейной драмы…
Борьба за души и кошельки
Яркие обертки, оригинальные начинки, аромат шоколада – все это пришло в Москву и Санкт-Петербург в середине 19 века вместе с иностранцами, которые стали открывать свои лавки и магазины. До того мы знали лишь варенья, да пастилы, да пряники, да мармелад. Но вот открылись кофейни Ciу, а потом стало возможно покупать детям шоколадки из волшебного автомата Жоржа Бормана (разумеется, это могли себе позволить лишь обеспеченные сословия), приобретать для дам сердца бонбоньерки Эйнема. Да, на стороне иностранцев были деньги и технические новинки. Но Алексей Иванович Абрикосов, сын Ивана Степановича, мечтал с ними потягаться!
Вторая половина 19 века – особая эпоха в развитии Российской империи. В кондитерских – бум. Купил кулек леденцов – почитал отрывки из «Мертвых душ» Гоголя, например. Конфетки и подслащивали жизнь, и учили уму-разуму. Обычные фантики не просто обертка, а нечто большее – их можно хранить, собирать, читать и даже коллекционировать. Этикетками от карамели стали обклеивать сундуки и шкатулки. А барышни любили «музыкальные» фантики, с нотами. На кондитерском рынке шла борьба за кошельки, но главное – души покупателей. Все соревновались друг с другом, так что глаза разбегались. Но наш рассказ будет об удивительной семье Абрикосовых – даже фамилия у них подходящая, какая-то сладко-кондитерская. Впрочем, фамилия эта была придумана, но не просто так…
Из крепостных
История этой семьи началась в русской глубинке, в Пензенской губернии. Степану Николаевичу было примерно 60 лет, он жил без паспорта и даже без фамилии – числился крепостным у помещицы. Правда, положение его было особенным – отвечал за производство на продажу в Москве сладостей: варенья, мармелада и пастилы из абрикосов. Фрукт редкий, капризный, вырастить его в местных краях – поди попробуй! Постепенно Степан Николаевич стал подумывать о том, чтобы встать на самостоятельные рельсы и начать свое кондитерское дело (перейдя на оброк). Как задумал, так и получилось.
Смог впоследствии купить вольные грамоты и открыть магазин.
Николай I оказывал колоссальную поддержку отечественным предпринимателям, в его эпоху на российское купечество были возложены самые высокие задачи – развивать и продвигать «свое», а не чужестранное.
В основу этого нового сословия (торговых людей и мелких предпринимателей) должны были встать именно крепостные крестьяне. Государь стремился, чтобы «наше» заменило иностранное, могло конкурировать и предлагать достойные товары и услуги.
Абрикосов (а он сам взял себе звучную фамилию – поскольку занимался выращиванием этого фрукта) был не единственным крестьянином, добившимся успехов. Фабриканты-крестьяне – это и Третьяковы, и Мамонтовы, Бахрушины, Прохоровы…
Но судьба переменчива. И впоследствии сын Абрикосова, Иван Степанович, разорился. Производство продали за долги, семья переехала в тесную квартиру из большого дома. Сыну Ивана Степановича Алексею пришлось бросить учебу в Московской практической академии коммерческих наук и пойти работать – открывать двери посетителям магазина…
Сама судьба!
Российский рынок для иностранцев был лакомым кусочком. Шоколад русские люди вовсе не знают, – были убеждены за границей. Кто первым успеет наладить производство и продажи, получит самую большую прибыль. В крупные города к нам хлынули продавцы-кондитеры, с огромной скоростью открывавшие свои лавки. Всех опередили супруги Сиу, выходцы из Франции, сколотившие состояние на парфюмерном бизнесе. В центре Москвы они открыли небольшое производство. 24 ноября 1885 года Сиу сварили первую чашку этого ароматного напитка в доме на Тверской, и к вечеру их выручка составила 122 рубля 70 копеек. Примерно такую зарплату получал заведующий больницей за год!
Алексей Абрикосов в ту пору не мог и мечтать о подобном. Но молодой человек не собирался всю жизнь прозябать в колониальной лавке, где работал бухгалтером, и отчаянно искал способ найти стартовый капитал для собственного дела. Там он познакомился с купцом Мусатовым, у которого была дочь на выданье. Это была сама судьба! Магнат Мусатов симпатизировал молодому бухгалтеру, видел в нем потенциал и решил отдать за него свою Агриппину. Впоследствии Абрикосов говорил, что Агриппину Александровну ему послал сам Бог.
Он не только вошел в богатую семью, но и был по-настоящему влюблен в невесту. Они прожили более 50 лет вместе, родили 22 ребенка, 18 из которых выжило. Без поддержки и любви жены не видать бы Абрикосову никаких успехов. На момент кончины Алексея Ивановича в начале ХХ века потомков Абрикосовых было более 147 человек.
Шоколадная мода
Да, хоть и с капиталом, а тягаться с иностранными кондитерами было почти невозможно. У них и деньги, и лучшие технологи, и опыт, и рецептура. А Алексей начинает практически с нуля. К тому же русские купцы и дворяне успели полюбить заморский шоколад. Популярность лакомства росла так стремительно, что вскоре потребовался учебник для начинающих «шоколатье».
Книгу с рецептами и советами написал швейцарец Мориц Конради. Вместе с братом они открыли в Санкт-Петербурге «Конфектную и шоколадную фабрику Морица Конради». Ее элитная продукция была рассчитана на русскую аристократию. Молодые люди из хороших семей дарили дамам сердца модную новинку – молочный шоколад от Конради. А специально для детей Конради выпускали конфекты серии «Кот в сапогах» с изображением на этикетках эпизодов из сказки. О такой дорогой упаковке начинающий кондитер Абрикосов и думать не смел! Конкуренты были сильные и серьезные. Он внимательно следил за всем, что они выпускали и производили.
Упаковка становилась предметом искусства. Например, ларец из-под конфет можно было использовать как красивую шкатулку, кроме того в такую коробку в виде ларца покупатель мог набрать сладостей по своему вкусу. Шикарный подарок! Знаменитым художникам поручались специальные юбилейные проекты – коробки от конфет к памятной дате войны 1812 года. А с помощью коробочки монпансье из фруктовых соков можно было познакомиться с девушкой, угостив красавицу во время прогулки по бульвару.
Любимым местом сладкоежек стал Арбат. Фердинанд Теодор фон Эйнем открыл там небольшую кондитерскую по производству шоколада и конфет. Новинку – твердый шоколад – можно было купить только в лавке Эйнема.
Алексей Иванович Абрикосов наладился поставлять сырье Эйнему и его напарнику. Но вскоре… стал их главным конкурентом!
Пора что-то придумать!
Эйнем сумел найти влиятельных покровителей, а своим главным коммерческим успехом был обязан Крымской войне 1853 года. И собственной расторопности. Он лично обслуживал именитых клиентов и однажды так удачно разговорил за чашкой шоколада высокопоставленного чиновника, что получил контракт на поставки варенья и сиропов на фронт в госпиталя.
Пока другие из-за войны терпели убытки, Эйнем богател и работал на репутацию – с каждого проданного фунта нового печенья он жертвовал 5 копеек серебром, из которых половина суммы поступала в пользу благотворительных заведений Москвы. А другая – в пользу немецкой школы для бедных и сирот. Чтобы тебя уважали конкуренты, чтобы заметили при императорском дворе, так или иначе нужно было участвовать в жизни города. Абрикосов это хорошо понимал.
Позднее за благотворительность в семье стала отвечать Агриппина Александровна. Она была женщиной властной, но великодушной. Все их дети получили хорошее образование, даже девочки.
В 1873 году Абрикосов преобразует свое небольшое производство в фабрику – к тому времени уже были все основания для расширения бизнеса. Вот и его фирменные магазины со сладостями стали открываться в центре больших городов, а «абрикосовские» варенье, пряники и конфеты узнаваемы. Крестьяне почитали за счастье устроиться к нему на фабрику. Слишком привлекательные были условия труда. Мастера, работавшие постоянно, имели личные квартиры, многие из них, скопив денег, открывали потом свое дело. Питание тоже предоставлялось бесплатное. Агриппина Александровна придумала устроить при фабрике бесплатный детский сад. На территории работал кинотеатр и магазин, где всю продукцию работники могли купить в 10 раз дешевле. Семья переехала в особняк при фабрике, у них открылось первое промышленное производство конфет.
Хорошие условия для трудящихся не были редкостью. Например, Сиу провели первыми электричество и построили общежития со всеми удобствами, открыли больницу. Кроме того, при их фабрике находилась собственная книгопечатня, парфюмерный цех… Конечно, люди были преданы хозяевам и дорожили своим местом.
Алексей Иванович задумал цель – получить звание поставщика Его императорского величества. Добился же этого Жорж Борман и поэтому получил право изображать российский герб на своих этикетках. Его производство славилось на всю Россию технологическими новшествами. Чтобы обойти конкурентов, нужно было что-то придумать – свое, непохожее на других.
Покуситься на секрет конкурентов
Да, иностранные кондитерские сверкали золотом и отливали мрамором, в них обслуживалась богема, в их кофейнях сидела модная молодежь, а Абрикосовы кофеен не держали. Зато дамы в шелках и бархатах заказывали с доставкой на дом вкуснейшие десерты от Абрикосова. А еще – «настоящие» яблоки или «натуральные» бананы, сделанные из марципана: тертого миндаля с сахаром. Это удивляло и восхищало покупателей! Из романа Ивана Шмелева «Лето Господне»: гости на приеме раздосадованы, что после горячего вновь подают горячее блюдо. Но это оказалось «удивлением от Абрикосова»: и котлеты, и горошек – марципановые.
Сын Алексея Абрикосова Иван придумал продавать сладости в розницу – дело пошло хорошо. Под его руководством в Москве и других городах открылась целая сеть фирменных магазинов, роскошно оформленные, с хрусталями и зеркалами, с вышколенными приказчиками. Цель – привлечь самую блистательную публику. Подстать магазинам была и реклама, которую продумывал и заказывал лично Иван Алексеевич. Например, ненавязчиво упоминалось в объявлении, что в таком-то магазине Абрикосовых продавщицами работают только блондинки. А в другом – только брюнетки. Покупатели мужского пола спешили проверить, так ли это на самом деле. А заодно приобретали у прелестниц сладости, чем повышали продажи.
Иван Алексеевич заметно изменил и упаковку – недаром сегодня коробочки от Абрикосова считаются коллекционными и даже выставлены в музеях. Самые изысканные – ларцы, обтянутые кожей. Абрикосовы первыми поняли, что коробка из-под сладостей может служить годами, напоминая о производителе конфет.
Иван Алексеевич подбил отца на главную авантюру – попробовать раскрыть секрет и рецептуру французских глазированных фруктов. Покуситься, так сказать, на главный заморский десерт, недоступный никому.
Миссия невыполнима?
Для достижения цели Иван разработал целый план. Для начала Абрикосов-старший объявил, что отходит от дел. Мол, сыновья займутся бизнесом, а сам он едет в Крым восстанавливать здоровье. Конкуренты отметили, что Алексей Иванович приобрел в Крыму небольшое имение, и насторожились. Почему же он в таком случае купил дом не на берегу моря, а в Симферополе? Абрикосовы пустили слух, мол, земля на побережье слишком дорогая.
На самом деле эта местность не слишком подходила для жизни, зато отлично – для размещения завода. К тому же там росли первоклассные фрукты. «Фрукта эта не в пример нашей, на русской равнине произрастающей, полна соком, а он такой насыщенный по вкусу, что и разбавлять его можно, приготовляя начинку для конфект! В таком месте — нужно и садовые плантации приобрести, и новые насадить, и фабрику отстроить!»
В Крыму Иван Алексеевич не просто выбирал фрукты для производства, но смог оценить и местные национальные особенности их выращивания. Но самой сложной миссией было… выведать заветный секрет.
Однажды приятель-кондитер позвал Абрикосова посмотреть, как готовятся каштаны – модный десерт. К неописуемой радости Ивана, принцип глазировки у них был тот же, что и у вожделенных французских фруктов. За большие деньги Иван смог перекупить одного из лучших мастеров по консервации и уговорил поехать в Крым к отцу. Абрикосовы приобрели самое современное оборудование – дробилки для измельчения сахарного песка в пудру, формовочные машины и линии для производства мармелада. А из Франции они привезли медные варочные котлы и сетки для просушки фруктов.
Тем временем нанятый Абрикосовыми выдающийся кондитер Терентий Григорьевич Новиков пытался опытным путем раскрыть сладкий секрет французов. Не один месяц Новиков экспериментировал, пока не добился почти идеального результата. Пробные партии были успешными, хотя кое-какие вопросы (технологические) еще оставались. Вся сложность заключалась в создании устойчивой сахарной «скорлупы» между нежным плодом и слоем шоколада. И вот тут помог привезенный Иваном Алексеевичем француз.
1 октября 1880 года заработала фабрика Абрикосовых в Крыму. Но понадобилось еще два года, чтобы наладить производство fruits confits – глазированных фруктов.
Итак, начиная с 1882 года они начали глазировать отборные персики, вишню, грецкие орехи, лимоны, привозимые из Италии, мандарины, апельсины, дыни и арбузы. Продукция паковалась в ящики и картонные коробки и отправлялась в Москву – в частности, в Елисеевский магазин. В силу уникальных вкусовых качеств крымских фруктов и ягод первая партия симферопольской «фрукты в глазури» продалась с таким успехом по всей России! Впоследствии Абрикосовым пришлось увеличили объем производства «конфект с начинкой», а «фрукта в глазури» была признана лучше, чем у европейских конкурентов.
Триумф и трагедия
Алексей Иванович мог гордиться! «Купили мы у разных производителей глазурованные фрукты для пробы. Сравнив с нашей, крымской, решили, что она против всех других – чудо как хороша!»
На упаковке Абрикосова и сыновей появились два российских герба, один из них с датой от 1882 года. Компании получали право размещать гербы за победы и награды на торгово-промышленных выставках. Да, он получил это право именно за глазированные фрукты!
Но триумф был омрачен страшной трагедией. 28-летний Иван Алексеевич простудился и вскоре умер от скоротечной чахотки. «Во время постройки выставки, ранней весной, на сквозняках в выставочных зданиях, он простудился и жестоко захворал, болезнь же была для него смертельна». Безумно любившая его жена покончила с собой. Слишком дорогой ценой дался Алексею вожделенный заморский рецепт. Пятерых осиротевших детей принял в свою семью его брат Николай. Своих детей у них с супругой было шестеро.
Для всех домочадцев Николай Алексеевич приобрел большой загородный дом. Но строгая мама выбор сына не одобрила. И Агриппина Александровна тоже приобрела имение для многочисленных внуков в селе Изварино. Это было отличное вложение денег и к тому же накладывало на потомков обязательство собираться в этом месте всем вместе и поддерживать отношения. Примечательно, что благодаря этой покупке близлежащие земли (а позднее аэропорт), получили название Внуково. Вот так история семьи Абрикосовых прочно связана с историей Москвы.
Русские корни киндер-сюприза
Сегодня шоколадное чудо – киндер-сюрприз – известно во всем мире. Но никто не знает, что именно Алексей Иванович Абрикосов в середине 19 века придумал делать полые шоколадные яйца с подарком внутри для того, чтобы можно было поздравить с Пасхой любого ребенка. Точно так же именно Алексей Иванович придумал украшать рождественскую елку полыми шоколадными шарами, внутрь которых вкладывались такие же подарки, как и в шоколадные яйца. Отсюда пошла традиция, когда дети после праздничной службы сами выбирали себе подарки и снимали с веток шоколадные шары.
Что ж, французскую идею глазировать фрукты перехватил Алексей Абрикосов, а у него, в свою очередь, иностранцы «увели» идею с шоколадными яйцами. Покупая ребенку очередной «киндер-сюрприз», приятно осознавать, что когда-то это лакомство было придумано не иностранными производителями, а Алексеем Ивановичем Абрикосовым!
- К СЛОВУ. Конечно, Рождество было самым напряженным и самым прибыльным периодом для кондитеров. За несколько дней до праздника в городах развешивались нарядные плакаты с изображением детей и животных – Алексей Иванович первым понял выгоду использовать детские образы в рекламе. Изображение же конфет или кондитерских изделий отсутствовало – акцент делался на родительских чувствах, любви, заботе. То есть на самых главных жизненных ценностях.
Забавно, что иногда один и тот же художник (а привлекали самых лучших!) оформлял упаковку для кондитеров-конкурентов, но делал это так, чтобы не повторяться. Например, чешский художник Альфонс Муха – знаменитый творец эпохи модерн – прославился своими плакатами и этикетками на весь мир, превратив их в отдельные произведения искусства.
Шоколадный сериал
Мальчишки-разносчики с лотка продавали абрикосовские конфеты, мармелад и пастилу, зазывая покупателей. А их и звать не надо было, все раскупали! Еще одна привлекательная для покупателей задумка Абрикосовых – призыв собирать коллекцию. Это была зоологическая серия с кратким описанием, каковы повадки животных, где они обитают и как охотятся. Или шоколад серии «бабочки». Люди охотно покупали и собирали фантики в кляссеры. Особенно любимы были конфеты с «практическим значением». Например, дети обожали конфеты от Жоржа Бормана из серии «Детский волшебник», где объяснялось, как показывать занимательные фокусы. А в серии детского шоколада Абрикосовых печатались стихотворения, которые писали женщины этой фамилии – жены, невестки, девушки, девочки. Они сочиняли милые рифмы, которые потом читали дети по всей огромной стране.
Шоколад «Зоологический»
Товарищество Эйнем пошло еще дальше по пути просвещения молодежи. Оно выпустило серию «Типы народов земного шара». Желающих собрать коллекцию было хоть отбавляй! С тем же восторгом публика встретила серию «Ловля и охота».
«Юбилейное»
В 1913 году торжественно и пышно отмечалось 300-летие Дома Романовых. Тогда впервые товарищество Сиу выпустило печенье «Юбилейное». Сегодня его ошибочно связывают с днем рождения Ленина или юбилеем революции… Кондитер Адольф Сиу придумал рецептуру, содержащую пшеничную муку, сахарную пудру, маргарин, молоко и яйца. По слухам, этот бисквит, преподнесенный правящей династии, так понравился императору, что фабрика Сиу получила звание поставщика двора Его императорского величества. Товарищество Эйнем к 300-летней дате выпустило серию элитных кондитерских изделий с многостраничными юбилейными красочными проспектами с изображением царских особ и кратким интересным рассказом. Этот год стал последним мирным годом в России… Вскоре кондитеры лишатся всего, их фабрики будут национализированы.
Патриотический шоколад
Первая мировая война тоже нашла отражение в упаковке. Изготовление патриотических оберток для конфет всячески поощрялось двором. Считалось, что они повышали боевой дух и уверенность в победе как на фронте, так и в тылу. Например, Жорж Борман в 1915-16 годах выпускал серию «Военная жизнь». На каждой плитке он размещал небольшую черно-белую фотографию с военным эпизодом. Получалось некрасочно, зато достоверно.
Ни Алексей Иванович, ни Агриппина Александровна до этих событий не дожили. Жена Абрикосова скончалась в 1901 году. Часть своих денег она завещала на устройство бесплатного родильного дома, который открылся через 4 года после ее смерти. Алексей Иванович отошел от дел и старался избегать общества. Перед смертью в 1904 году он оставил завещание всем своим потомкам: «У вас есть фабрики, магазины, заводы, мы обеспеченные люди. Но самое главное ваше богатство не в них. Это ваше образование. Что бы ни случилось с имуществом, вы всегда сможете заработать себе на кусок хлеба».
Фабрика Абрикосовых была национализирована, но потомки Алексея Ивановича не пропали. Не все, например, знают, что внук Алексей Абрикосов бальзамировал тело Ленина, внук Дмитрий – был последним послом царской России в Японии, внук Хрисанф стал секретарем Льва Толстого, правнук Андрей прославил свою династию на сцене театра имени Вахтангова, а правнук Алексей – в теоретической физике, став лауреатом Ноберевской премии!
- К СЛОВУ. Чехов писал своей жене из Ялты: «Спасибо за конфекты, только жаль, что они от Флея, а не от Абрикосова».
Абрикосовская фирма славилась на всю страну. Дмитрий Мамин-Сибиряк приводил разговор в провинциальном магазине:
– Нет ли у вас какого-нибудь здешнего варенья? – спрашивал Окоемов разбитного приказчика.
– Здешнего-с? Никак-нет-с… У нас есть лучшие сорта: Абрикосова-с. Шестьдесят копеек фунт…
– Из Москвы?
– Точно так-с…
Текст: Ольга Ключарева
Подпишитесь
Читайте еще: