Найти в Дзене
Неспешно по миру

В поисках Аргали. Заповедные тропы России. Национальный парк «Сайлюгемский» Часть 3

В поисках Аргали. Заповедные тропы России. Национальный парк «Сайлюгемский». Аргали – алтайский горный баран. Это была ещё одна цель нашего вояжа, вернее, как цель – может повезет, а может и нет. Аргали очееень осторожные и пугливые. А какими бы были вы, если постоянно являлись объектом охоты, не только промысловой, но и трофейной. Ещё бы, аргали самые крупные представители всего бараньего рода в мире, вес которых может достигать 180 кг. Но главное это роскошные, изящно изогнутые, мощные рога самцов, достигающие 15% веса животного. Вот и посчитайте, сколько он таскает на голове. А как это смотрится! И били, и били, и хорошо били и добили до попадания в Красную книгу России и не только. Тринадцать лет назад на Сайлюгеме аргали было в районе 500 особей. Сейчас, а недавно завершился очередной учет, единая трансграничная группировка, обитающая на границе России и Монголии составила 7978 особей из которых на хребте Сайлюгема, а это собственно сама территория национального парка, а так же со
Оглавление

В поисках Аргали. Заповедные тропы России. Национальный парк «Сайлюгемский». Аргали – алтайский горный баран. Это была ещё одна цель нашего вояжа, вернее, как цель – может повезет, а может и нет. Аргали очееень осторожные и пугливые. А какими бы были вы, если постоянно являлись объектом охоты, не только промысловой, но и трофейной.

Ещё бы, аргали самые крупные представители всего бараньего рода в мире, вес которых может достигать 180 кг. Но главное это роскошные, изящно изогнутые, мощные рога самцов, достигающие 15% веса животного. Вот и посчитайте, сколько он таскает на голове. А как это смотрится! И били, и били, и хорошо били и добили до попадания в Красную книгу России и не только.

Тринадцать лет назад на Сайлюгеме аргали было в районе 500 особей. Сейчас, а недавно завершился очередной учет, единая трансграничная группировка, обитающая на границе России и Монголии составила 7978 особей из которых на хребте Сайлюгема, а это собственно сама территория национального парка, а так же сопредельные территории — 3588. Вот их то нам и хотелось поймать в объектив, но специальных мероприятий мы для этого не готовили, вроде «разведки боем»…

Проведя в засидках целую неделю, хотелось какого-нибудь движения. И вот два последних дня было решено провести в более активном режиме, поедем искать аргали.

Обычно рано утром аргали появлялись на вершине склона рядом с нашей базой
Обычно рано утром аргали появлялись на вершине склона рядом с нашей базой

Хотя казалось, чего их искать, ведь мы иногда могли наблюдать баранов прямо из нашего лагеря. Но все же, если есть задняя точка, да к тому же отсиженная, то её просто необходимо загрузить поиском приключений, поэтому мы решили поискать их на склонах ущельев Шибиты и Уландрык. Ближе было Шибиты и в первый день мы двинулись туда. Ни дождинки, ни снежинки – вертелось в голове – только ветер в облаках, нагоняет жуть и страх.

Иногда на склонах попадались интересные останцы
Иногда на склонах попадались интересные останцы

И действительно злой, и порывистый он шустро таскал по небесам клочья облаков, грозя подтащить что-нибудь посерьёзнее. Дорога знакомая, особо не торопясь движемся вдоль реки Чаган-Бургазы.

Вдоль реки Чаган Бургазы
Вдоль реки Чаган Бургазы
Долина реки Чаган Бургазы. Справа видна накатанная дорога
Долина реки Чаган Бургазы. Справа видна накатанная дорога

Проехав с десяток километров, мы заметили высоко в небе птицу которая, как нам показалась, что-то несла в лапах. Интересно, удачная охота? Сделав пару кадров, мы поняли, как ошибались.

Вырвавшийся на свободу беркут
Вырвавшийся на свободу беркут

Это был беркут-беглец. А то, что мы приняли за его добычу, была веревка с колышком, привязанная к одной из его лап. Здесь беркуты, особенно самки являются желанными объектами браконьерства. Их специально отлавливают и потом дрессируют, очень страшными и жестокими методами, подготавливая птиц для охоты. В Азии очень популярна охота с беркутом. Возможно вам встречались эффектные кадры, когда на лошади восседает всадник держа на вытянутой руке, одетой в специальную кожаную перчатку большую птицу. Вот это и есть охотник с беркутом. А этой птице удалось сбежать, но если она не сможет избавиться от веревки её ожидает практически голодная смерть, самостоятельно эффективно охотиться она не сможет…

Перебравшись через реку, мы оказались у нижней точки ущелья. Будем двигаться вперед и смотреть, возможно на склонах будут пастись аргали. А дадут ли они шанс, этот вопрос оставался открытым. Первый участок оказался довольно опасным и нам особо некогда было глазеть по сторонам, тут бы не свалиться в разбитое мощными весенними водами, а ныне пересохшее русло реки, представлявшее собой хаотичную свалку из различного размера валунов в довольно серьезном углублении. Жестко, но мы упорно лезем вперед. Ух, захватило дух, но всё, похоже можно выдохнуть.

При малейшей опасности аргали начинают медленно уходить, как правило вверх по склонам
При малейшей опасности аргали начинают медленно уходить, как правило вверх по склонам

Выбравшись на относительно ровные пространства мы сразу же, справа заметили группу аргали. Они нас тоже заметили и довольно быстро стали подниматься на противоположную вершину ущелья. Так! Аргали есть, но далеко, но есть!

Шибиты. Позади трудный подъем
Шибиты. Позади трудный подъем

Движемся дальше. Вскоре по ходу замечаем еще одну группу. Глянули через телевик. О, самцы — это уже интересно.

Это самая большая группа самцов, которая нам встретилась
Это самая большая группа самцов, которая нам встретилась

Мы двинулись дальше в надежде приблизиться, но нет, на съемку они явно не согласны. Бараны стали подниматься к вершине склона, а потом резко побежали вниз, вроде как на нас, но конечно по противоположной стороне. Несколько кадров и они скрылись в складке рельефа склона. Будем дальше искать удачу.

Ещё мгновение и аргали начнут скрываться из поля зрения
Ещё мгновение и аргали начнут скрываться из поля зрения

Вскоре мы поднялись на верхнюю точку этой местности отметку в 2800 метров. Виды отсюда конечно потрясающие во все стороны.

Вид на Курайский хребет с отметки 2800 метров
Вид на Курайский хребет с отметки 2800 метров
Гора Чёрная
Гора Чёрная
Где-то дождь, тут же солнце, в целом очень хорошая погода
Где-то дождь, тут же солнце, в целом очень хорошая погода

С одной стороны, в дымке проступал Курайский хребет, с другой поражали своей выразительностью гора Чёрная, отроги горы Саржематы и хребет Баян Чаган. Отметили свое присутствие кружкой горячего чая и решили верхом двигаться в сторону следующего ущелья — Уландрык, по которому потом мы хотели спуститься и как бы замкнуть круг.

Хребет Баян Чаган
Хребет Баян Чаган

Дорога вроде есть, да и аргали тоже двинули в ту сторону. Вперед! Поначалу дорога была нормальная и мы уже начали строить планы, как нам лучше подобраться к группе аргали, расположившихся справа вдалеке чуть ниже хребта. Однако свернуть не получилось так как все было завалено довольно крупными камнями. Едем дальше. Дорога становилась всё хуже и хуже. Со скоростью черепахи мы переваливались между небольшими ямками, камнями и прочими неровностями. Но где же нам сворачивать к ущелью? Как-то не похоже, что сюда кто-то поднимается. А дорога вообще как-то саморастворилась. Остановились. Слева вдалеке опять замаячили белые задницы удаляющихся баранов. Совсем не интересно.

Виктор стал внимательно изучать закаченную в планшет карту и вдруг, смеясь сказал – Мы с тобой чуть в Монголию не уехали! Дело в том, что по прямой до границы было всего лишь три с половиной километра. Перспектива стать нарушителями нам совсем не внушала оптимизма. Дороги тоже нет. Ладно, поползли обратно. Поворот в ущелье опять не показался, и как найти туда дорогу осталось не решенной задачей.

В этих местах зона активного скотоводства, поэтому часто можно встретить не только лошадей, но и стада яков, баранов, овец
В этих местах зона активного скотоводства, поэтому часто можно встретить не только лошадей, но и стада яков, баранов, овец
Облака на небе создавали интересную световую картину на земле
Облака на небе создавали интересную световую картину на земле
Вдали виднеется Курайский хребет
Вдали виднеется Курайский хребет

Выбравшись, мы сделали ещё один кружок, полюбовались видами и без приключений, и без аргали, вернее они нам иногда попадались, покатили в лагерь.

На обратной дороге в лагерь мы повстречали ещё одну небольшую группу
На обратной дороге в лагерь мы повстречали ещё одну небольшую группу

В целом то хорошо денек пробежал — природа прекрасна, аргали бегают, да и в плен не попали…

Вроде уже и подустали, но всё равно, как-то грустно, сегодня наша программа финиширует. Едем в Уландрык, ущелье, которое мы искали накануне.

Перед ущельем Уландрык
Перед ущельем Уландрык
Одна из стоянок местных чабанов
Одна из стоянок местных чабанов

День выдался очень солнечный, с одной стороны хорошо, тепло, а вот для фото совсем беда. Если вчера были облака, то сегодня чистое голубое-голубое небо. Добрались без особых приключений. Похоже вот и поворот в ущелье. Виктор пошел проверить этот ли поворот, а заодно оценить дорогу и вскоре вернулся с двумя новостями – дорога полная дрянь, но на склоне стадо аргали. Решили подняться без транспорта и попробовать их снять. Ребята, после вчерашней эту, вернее «это» дорогой назвать было нельзя — просто треш. Никакие аргали не стоили перспективы разбить машину и не просто разбить, а свалиться в каменные промоины с неясной перспективой, как её оттуда потом доставать. Воля в кулак, никоим образом не поддаваться духу приключений!

Организованное отступление
Организованное отступление

А аргали от нас опять не торопясь свалили! Поехали обратно. Снова поднялись по ущелью Шибиты, но совсем безрезультатно. ОК! Поняли, сверху намекали, что пора закругляться, да и усталость уже подкатилась, возможно больше моральная, чем физическая.

Бывает, что особенность красоты ландшафта выразительнее смотрится в классическом черно-белом изображении
Бывает, что особенность красоты ландшафта выразительнее смотрится в классическом черно-белом изображении

А день то был солнечный и похоже, самый теплый за прошедшие две недели. И я про это не просто так второй раз упомянул. Места эти изобилуют сурками, сусликами, пищухами. Как бы это не звучало, но они являются основной кормовой базой и земных и воздушных хищников. Но этот год был беден пищухой, да и выпавший снег загнал зверка поглубже в норы. Сурки вообще спать улеглись.

Пищуха монгльская
Пищуха монгльская
Не так то просто заметить пищуху, если она только выглядывает из норки
Не так то просто заметить пищуху, если она только выглядывает из норки

А тут солнце, тепло… Вот километрах в пяти от нашей базы мы и попали на «пищухино городище». Машина едет не спешно и мы видим, как маленькие сероватые комочки стремительно носятся по земле. Ну что ж нет белых грибов, давай сыроежки собирать. Открыли фотоохоту на пищух. Хороши, уже в зимней одежке —  пушистики такие. А пищухами их прозвали видимо по той причине, что они постоянно издают короткие отрывистые звуки похожие на писк. Так мы и сидели, слушая писк и наблюдая откуда они появятся. Закончили с пищухами, двинулись дальше и тут нам попался одинокий суслик.

Суслик тоже решил погреться на солнышке
Суслик тоже решил погреться на солнышке

Что, тоже выбрался погреться? Вот так бывает, не было ни гроша, да вдруг алтын.

Вот и день отъезда. Вроде всё собрано, пора в дорогу. Нет же, решили напоследок опять на гору подняться.

Алтайские узоры
Алтайские узоры

Поднялись и увидели довольно внушительное стадо аргали. Но как всегда, они нас увидели ещё раньше, поэтому опять издалека и опять отступление. Ну что ж! Хорошо завершилась программа. Но остались вопросы к аргали, а это значит, что похоже в Сайлюгемский парк нам опять суждено поехать…

Последний вечер перед отъездом
Последний вечер перед отъездом

Текст и фото: Алексей Романов

Фотограф, автор сайта ТревелЭксперт Алексей Романов
Фотограф, автор сайта ТревелЭксперт Алексей Романов

Подпишитесь

Читайте еще про Алтайские путешествия Алексея: