Для тех, кто совсем не интересуется «начинкой» автомобиля, генератор – нечто запредельное и неизвестное в конструкции их машины. Корпус, 4 колеса, сидение и руль – вот то, что доступно из «основы минимум», хотя сложно винить водителя в этом. Не все являются любителями посидеть в гараже, покопаться под капотом или с упоением рассуждать о преимуществах\недостатках той или иной модели. Ездит и ладно, не ездит – для этой проблемы есть СТО.
В принципе и те и те правы, каждому в этом мире свое. Но есть некоторые моменты, о которых лучше знать даже технически не подкованным водителям. О правилах эксплуатации, о том, что нужно делать ежедневно, чтобы сохранить автомобиль дольше в хорошем эксплуатационном состоянии.
Когда даже инженеры бессильны
Разрабатывая ту или иную техническую модель авто, инженеры готовы предусмотреть, кажется, все, чтобы минимизировать поломки даже при агрессивной езде новичка. Но и супернадежная техника не всегда устоит перед отдельными людьми, которые со своим транспортным средством не церемонятся вовсе.
Даже бывалые водители допускают ошибки, которые приводят к выходу из строя электрики, частично или полностью. Намерено или нет – любая поломка, а особенно массовая, ведет к серьезным тратам, особенно, если новое авто – это современный электрокар, напичканный электроникой под самую завязку.
Почему так происходит? Все дело в человеческом факторе, когда будущий водитель, в принципе не считает нужным вникать в особенности функционирования авто. Или в факте «и на старуху бывает проруха», если шофер со стажем делает досадную ошибку. Мало кто, преднамеренно, будет гробить машину, допуская оплошности, приводящие к большим тратам на ремонт.
За что отвечает генератор в автомобиле?
Итак, давайте немного пройдемся знаниями, чтобы понять, что же за зверь такой «генератор» и для чего он нужен в машине.
Генератор в автомобиле отвечает за преобразование механической энергии вращения двигателя в электрическую энергию, необходимую для зарядки аккумулятора! Это его основная функция. Фактически он поддерживает заряд аккумулятора во время работы двигателя, обеспечивая его готовность к следующему запуску.
За какие еще моменты отвечает генератор:
- Питание электрооборудования автомобиля в целом.
- За работу фар, габаритных огней, стоп-сигналов, подсветки приборной панели и т.д.
- Функционирование зажигания, или системы, обеспечивающей искру для воспламенения топливной смеси.
- За систему управления двигателем, в т.ч. электронный блок управления (ЭБУ), датчики, исполнительные механизмы.
- Генератор питает всю развлекательную «начинку» авто – радио, мультимедиа, навигацию.
- Отвечает за систему комфорта, климат-контроля, обогрев, кондиционер, электростеклоподъемники, центральный замок и т.д.
- За все иные точки-потребители электроэнергии, стеклоочистители, вентиляторы, прикуриватели, насосы и пр.
Простыми словами, генератор – это мини-электростанция, которая работает во время движения автомобиля и позволяет ему функционировать без разрядки аккумулятора. Ключевые его функции – поддержка заряда для нормального запуска двигателя и обеспечение всей электрической составляющей в автомобиле.
Принцип работы генератора в сильно упрощенном виде:
- Двигатель вращает приводной ремень.
- Ремень приводит во вращение ротор генератора.
- Внутри генератора создается магнитное поле.
- Вращение ротора вызывает индукцию электрического тока в обмотках статера.
- Сгенерированный переменный ток преобразуется в постоянный ток с помощью выпрямителя.
- Постоянный ток подается для зарядки аккумулятора и питания электрооборудования.
Таким образом, без исправного генератора автомобиль не сможет долго работать, так как аккумулятор быстро разрядится! Это, фактически, один из самых важных узлов в машине, который обеспечивает его электрическую работоспособность и надежность.
ТОП-5 ошибок водителя при эксплуатации генератора
Далее мы предоставим вам список вредных советов, как и что сделать, чтобы наверняка убить генератор:
- «Переплюсовка»
Невнимательность самого водителя, ошибка неквалифицированного мастера на СТО – это то, что 100% приведет к поломке генератора. Всего лишь нужно поставить клемму «+» на «-» или наоборот. Определить, что генератор почил навечно можно, по слабой вспышке внутри корпуса генератора и еле заметному дымку, который пойдет через вентиляционные отверстия. Плюс характерный запах горелой изоляции. Когда перегорает диодный мост в зоне риска оказывается и стартер.
Что делать? Заменить все перегоревшие детали. Без этого машина останется стоять вечно.
- Неправильное «прикуривание»
Помогать водителю, вставшему на дороге из-за «сдохшего» аккумулятора, конечно, нужно. Но делать это важно с умом. В попытках завести чужой автомобиль стоит не торопиться и правильно подключать клеммы «крокодила». Если нарушить последовательность подключения, особенно с работающим двигателем, можно гарантированно вывести из строя диодный мост. Вместе с ним «упокоятся в бозе» – стартер, реле-регулятор и все провода, не менее вероятно ЭБУ, магнитола и охранная система авто. Исключительное везение водителя – это только перегоревшие предохранители!
- «Перемыкание проводов»
Здесь особо страдают электромобили, напичканные электроникой под завязку. Чем выше чувствительность у электроначинки автомобиля, тем выше риск перепадов напряжения и короткого замыкания при неправильной эксплуатации электрокара.
Часто водитель, чтобы обнулить ошибки, возникающие в работе бортового компьютера, сдергивает плюсовую клемму с аккумулятора, когда машина работает. А равно для проверки работы зарядной системы или, просто по незнанию (глупости). В этом случае можно попрощаться со многими электронными системами, реле, предохранителями подогрева или головной оптики, а также регулятором напряжения электрооборудования автомобиля.
- «Гонки по лужам»
Этот момент относится к любителям преодолевать лужи, особенно на скорости. В момент форсирования луж, водой забрызгивается генератор, перегорают обмотка и прочие элементы. Когда бампер машины погружается в воду, он толкает перед собой волну, которая превышает фактическую глубину самой водной преграды. В итоге – вода переливается, либо проникает в моторный отсек через решетку радиатора, через колесные арки и в проемы под днищем, заливая все навесное оборудование.
Попав в выпускную систему, машина получает гидроудар и, заглохнув, уже просто плывет по течению.
Что делать? Генератор здесь меняется целиком, плюс остальные, вышедшие из строя элементы.
- «Любителям музыки посвящается»
Гонки тюнингованных машин и грохочущая на всю улицу музыка, может и выглядит круто, но внештатные, не предусмотренные заводскими настройками колонки и усилители, потребляют массу энергии. Заводской генератор на такое не рассчитан и подключение к штатной системе любых мощных потребителей дополнительной энергии – это возросшая нагрузка на генератор, высокая температура в обмотках и, как следствие, генератор может просто перегореть.
Что делать? Либо вместе с музыкальным тюнингом устанавливать более мощный генератор и менять провода, либо – удивив друзей громкой музыкой, однажды менять всю электроначинку автомобиля.
А знали ли вы об этих вероятных ошибках? Пишите в комментариях!