Забавный пример от зарубежного коллеги-консультанта.
Один из клиентов коллеги- сооснователь финансовой консалтинговой компании, который любит изучать любую тему, связанную с повышением производительности. У нас в стране таких «вагон и маленькая тележка»😎.
Клиент записался на несколько программ сертификации, продвигаемых его коллегами. Он всегда возвращался с этих семинаров полный энтузиазма и энергии, обычно с новой папкой для постановки целей в кожаном переплёте или организационной системой с цветовой маркировкой.
В начале одной из первых встреч по проекту клиент упомянул, что в прошлые выходные узнал кое-что интересное о постановке целей и что благодаря этому он собирается выработать новые писательские привычки (также модная тема и у нас в стране😎).
“Докладчик процитировал исследование, проведённое в Университете Вирджинии, которое доказало, что запись ваших целей и рассказ об этих целях другим - это научный подход №1 к решению сложных задач”, - сообщил он. “Он сказал, что только 3% людей делают это, но когда они это делают, то, скорее всего, достигают всего, что записывают!”
Коллега знал, что существует множество подходов, которые могут быть эффективными, и не любил ломать голову, если что-то работает, но этому клиенту - как и многим другим - продали программу за 10 000 $, которая, как он был уверен, не была основана на строгих доказательствах. Одна из «городских легенд», которую он узнал, была о том, как записывать свои цели и рассказывать о них людям, которая иногда называлась “Гарвардским исследованием 1950 года” и на которую ссылались как на “доказательство” во многих книгах, которые он когда-то считал были основаны на фактах.
“Не могли бы вы назвать мне имя докладчика и информацию, которой он поделился об этом исследовании?” -попросил коллега.
Несмотря на свой скептицизм, коллега был готов к тому, что окажется, что он ошибался (это подход адекватного человека). Он позвонил докладчику и спросил, может ли он поделиться с ним своими исследованиями.
Докладчик так и не перезвонил ему, и это, несомненно, потому, что “исследования”, которым он хвастался, не существовало. Но многие люди, управляющие бизнесом и ставящие цели перед своими сотрудниками, купились на его разглагольствования и поверили в них, так что ущерб уже был нанесён.
Мораль: «волшебных таблеток» (сертификаций, программ, методик) не существует. А вот научная теория постановки целей существует😎.