Найти в Дзене
Православный чтец.

О РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ.. ЭММАНУИЛ.

Оглавление

Дорогие друзья, вот и праздник Рождества Христова. В этот светлый день ликуют небеса, потому что на землю пришёл Спаситель мира - Иисус Христос.

Рождество Иисуса от Девы Марии является одним из самых известных событий в Евангельской истории, а так же самым важным в жизни каждого верующего человека. Ещё за восемь веков до Рождества пророк Исаия предсказал: «…Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис. 7:14).

Эммануил — это мужское имя древнееврейского происхождения, которое в переводе на русский язык означает «с нами Бог».

В Православной Церкви Рождество Христово занимает особое место после Пасхи и отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю).

Вифлеемская звезда Храм Христа Спасителя коллаж автора
Вифлеемская звезда Храм Христа Спасителя коллаж автора

Как мы узнаём о Рождестве Иисуса Христа?

О рождении Спасителя рассказывают два евангелиста — апостолы Матфей и Лука. В Евангелии от Матфея это событие описано так:

«Когда Мария, мать Иисуса, была обручена с Иосифом, но они ещё не были женаты, она узнала, что ждёт ребёнка. Иосиф же, будучи человеком праведным, хотел тайно отпустить её, но когда он это замыслил, ему явился ангел Господень во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго. Она родит Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их. А всё это произошло, чтобы исполнилось сказанное Господом через пророка, который говорит: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: "с нами Бог". Иосиф поступил так, как велел ему ангел Господень, и принял жену свою. Но он не знал её, пока она не родила первенца своего, и он назвал его Иисусом".

В Евангелии от Луки рождение Иисуса описано так:

«Иосиф и Мария отправились из Назарета в Вифлеем, город Давидов. Мария была беременна. Когда они были там, пришло время ей родить. Она родила сына своего первенца и спеленала его, а затем положила в ясли, потому что не было им места в гостинице».

В чём смысл воплощения Сына Божьего?

Цель, ради которой Сын Божий стал человеком, была связана с реализацией предвечного замысла Бога о спасении человечества. Этот замысел предполагал духовное и физическое возрождение людей.

Духовное обновление христианина происходит на протяжении всей его жизни. Полное обновление верующих произойдёт в день всеобщего воскресения мёртвых. В Евангелии от Матфея говорится: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13:43).

Пророк Михей, живший в VIII веке до Рождества Христова, предсказал: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2).

Богочеловек Христос родился в Вифлееме как человек, но по своей божественной природе Он существовал от начала времён и до сотворения мира. Истина о спасении, достигнутом благодаря искупительной жертве Христа, полностью откроется лишь с наступлением вечной жизни. Однако и сейчас смерть, завершающая земные страдания, не представляет для христиан такой опасности, какой она была до победы Иисуса Христа над нею.

Как говорит святой Афанасий: «смерть сокрушена, крест стал её победоносным символом, она утратила свою силу и стала поистине мертвой. Немаловажным доказательством этого служит то, что все ученики Христовы пренебрегают ею: они смело идут навстречу смерти, не страшась её, и, осеняя себя крестным знамением и веря во Христа, попирают её, как что-то несущественное».

Святой Иоанн Златоуст объясняет: «Мы и сейчас испытываем прежнюю смерть, но не остаёмся в ней, а это не значит, что мы умираем окончательно. Подлинная власть смерти наступает тогда, когда человек уже не может вернуться к жизни. Если же после смерти человек вновь обретает жизнь, причём лучшую, то это уже не смерть, а успение. Смерть могла бы удерживать у себя всех, но Христос умер, чтобы освободить нас».

Попадая в Царствие Божие, человек обретает духовное царство, царство правды, истины и любви. Божие царство не привязано ни к конкретному месту, ни к определенной национальности, ни к какой-либо конкретной форме государственного или общественного устройства. Все люди без исключения могут стать и призваны стать его частью.

Иисус Христос пострадал за всех людей, и так же призывает Он всех испытать на себе блага своего царства. В Царстве Божием «нет ни эллина, ни иудея, обрезания и необрезания, варвара и скифа, раба и свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11). Это царство охватывает собой небо и землю (Еф. 1:10).

коллаж автора
коллаж автора

Как же мы узнали, когда родился Иисус Христос, если в Священном Писании нет точных сведений об этом?

Существует мнение, что Христос находился на земле ровно столько лет, сколько их было в числе, которое считается совершенным. Из этого можно сделать вывод, что, скорее всего, он был зачат в тот же день года, когда и пострадал — то есть в день Благовещения, который, согласно некоторым расчётам, совпадает с днём Распятия. А еврейская Пасха, на которую был распят Спаситель, в том году пришлась на 25 марта. Если отсчитать от этой даты 9 месяцев, то получится 25 декабря — день рождения Иисуса Христа.

Эту дату поддерживают и защищают святой Иоанн Златоуст и блаженный Августин. Таким образом, весьма вероятно, что празднование Рождества Христова приходится на то время, когда оно и произошло в действительности.

Как определить год рождения Христа?

Сегодня мы не можем точно сказать, когда именно родился Иисус Христос. Эту дату установил римский архивист и монах Дионисий Малый в 525 году. По его расчётам, Спаситель появился на свет в 754 году от основания Рима. Однако более поздние исследования показали, что расчёты Дионисия были ошибочными.

На самом деле Иисус родился примерно на пять лет раньше, чем предполагал архивист. Однако его расчёты легли в основу церковного календаря и с X века стали общепринятыми в хрониках государственных летоисчислений христианских стран.

Сегодня считается, что 749 год — наиболее вероятная и исторически обоснованная дата рождения Иисуса Христа. Она не противоречит ни Евангелию, ни светским хроникам.

Почему Рождество Христово в России отмечают 7 января, а на Западе — 25 декабря?

До XVI века Рождество Христово праздновали в один и тот же день как на Востоке, так и на Западе — 25 декабря. Однако в 1582 году папа Григорий XIII предложил ввести новый календарь, который получил название «григорианский». Он пришёл на смену юлианскому календарю.

Сегодня разница между старым и новым стилями, вызванная различием между юлианским и григорианским календарями, составляет 13 дней.

К концу XIX века новый календарь был принят почти всем западным миром, а многие православные страны Востока перешли на него в XX веке. В России григорианский календарь был введён большевиками в 1918 году, но Русская Православная Церковь осталась верна старому стилю. Сегодня вместе с Русской Церковью Рождество Христово по старому стилю отмечают Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона.

коллаж автора
коллаж автора

Почему волхвы-язычники пришли поклониться Иисусу Христу?

Согласно Евангелию, волхвы (мудрецы, маги) отправились в Иерусалим, увидев на небе необычное явление — соединение двух планет: Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб. Через некоторое время к ним присоединился Марс.

Согласно астрологическим представлениям, которым, возможно, следовали волхвы, Юпитер символизировал славного царя, Сатурн — переворот, а Марс — победу.

Откуда пришли волхвы, точно неизвестно. Есть предположение, что они были из Аравии или Персии. Возможно, они были знакомы с библейскими пророчествами о появлении Примирителя и Спасителя, в том числе с пророчеством о восхождении звезды: «Вижу Его, но ныне ещё нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля» (Числа 24:17). Эти пророчества могли быть известны мудрецам из Вавилона или Персии в период Вавилонского плена.

Имена волхвов, если в Библии об этом не говорится

В Евангелии не упоминаются имена волхвов, которые принесли дары младенцу Иисусу. Однако эти имена стали известны благодаря преподобному Беда Достопочтенному.

Существует предположение, что эти три волхва представляли три возраста и три ветви человечества: Мельхиор — старец, Каспар — юноша, Валтасар — возмужалый потомок Иафета.

Также есть мнение, что волхвов было больше трёх. Это предположение находит подтверждение в раннехристианском искусстве, в сюжетах, связанных с Рождеством Христовым и поклонением волхвов.

ВОЛХВЫ коллаж автора
ВОЛХВЫ коллаж автора

Рождество Христово у древних Христиан

В раннехристианской Церкви не было традиции отмечать Рождество как отдельное событие. К IV веку христиане праздновали Богоявление, которое включало в себя пришествие Господа в мир, Рождество, явление Иисуса в Храме и выход Христа на проповедь после Крещения в реке Иордан. Тема Рождества Христова была центральной в этом празднике.

Выделение Рождества как отдельного праздника, посвящённого воспоминанию и прославлению рождения Господа Иисуса Христа по человеческому естеству, произошло не сразу. Одна из целей этого шага, вероятно, была апологетическая: 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния, в языческом мире отмечался «праздник непобедимого солнца». Этот праздник сопровождался обрядом возжигания огней, и некоторые христиане принимали в нём участие. Блаженный Августин призывал отмечать в этот день Рождество Христово, «не как неверные ради солнца, но ради Того, Кто сотворил это солнце».

Петь ли рождественские колядки?

С древних времён празднование Рождества Христова было связано с народными традициями. Одной из них было пение колядок. Как правило, у этих песен нет конкретного автора, они не всегда отличаются высоким литературным качеством, но зато наполнены глубоким смыслом, искренностью и радостью.

Колядки — это небольшие истории о великом событии, которые прославляют главных героев той ночи, когда произошло радостное событие — родился Спаситель мира.

коллаж автора
коллаж автора

Рождественский символ — это ёлка?

В исторических документах первое упоминание о рождественской ёлке относится к 1419 году. Тогда во Фрайбурге местные пекари украсили дерево фруктами, орехами и выпечкой, чтобы порадовать детей. В России ёлку впервые попытались использовать для празднования Рождества при Петре I, но это было связано не с Рождеством, а с Новым годом.

Рождественские ёлки появились благодаря немцам, которые приехали в Санкт-Петербург в начале XIX века и стали украшать ими город. Сначала это было популярно только среди высшего общества, но к концу XIX века ёлка стала символом Рождества и для простых людей.

Сегодня рождественские и новогодние ёлки можно увидеть не только в России, но и в других странах, где живут православные христиане.

Интересно, что ель, как вечнозелёное дерево, может символизировать жизнь. В Библии Христос, Который есть жизнь (Ин. 14:6), сравнивает Себя с зелёным деревом.. (Лк. 23:31).

коллаж автора
коллаж автора

О Рождестве

«Бог приходит в мир не как всемогущий тиран, а как беспомощный и беззащитный Ребенок. Разве это не разрушает все привычные представления о Боге и не обличает все то, во имя чего атеисты требуют отказа от религии? Они постоянно говорят: «Человек – это звучит гордо!» А здесь все наоборот: Бог – это звучит смиренно. Нет ничего внешнего, что заставляло бы человека унизиться, подчиниться или сдаться. Ведь увидеть и признать в этом Ребенке Бога можно только свободно!

Рождество – это великое и радостное откровение о свободе человека. Бог приходит к нам не в силе, могуществе и славе, а в тайне смирения. Мы призваны не подчиниться Ему, а полюбить Его, принять в свое сердце и обрадоваться всей бесконечной красоте и глубине этого смирения. Но ни полюбить, ни обрадоваться, ни принять в сердце невозможно… без свободы. Поэтому христианская вера, выросшая из опыта, радости и света Рождества, есть вера свободная.

Можно пройти мимо этой пещеры, мимо этого Ребенка на руках у Матери, можно в темной ночи не заметить слабого света, мерцающего во тьме. Именно так не заметил тогдашний мир рождения Христа. Он продолжал поклоняться своим богам, своим властям, своим достижениям и своей культуре. И только те, кто были свободны от всех этих призрачных вер, заметили, поверили и обрадовались.

коллаж автора
коллаж автора

Сегодня, в рождественский сочельник, зажгите свечу, поставьте её на подоконник, осветите дорогу маленькому Иисусу в дом ваш и ваше сердце. Дайте Ему приют, согрейте Его своей любовью.. Пусть Он навсегда останется в вашей жизни и вашей душе, потому что Бог – это любовь..

« Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем..» Евангелие от Иоанна 15 : 5

С праздником дорогие друзья!!!

Друзья, если было полезно и понравилось, оцените пожалуйста, поставьте пальчик в вверх, это помогает каналу развиваться.

Оставляйте комментарии.

Все статьи канала здесь - Православный чтец.

Жмите на канал, и подписывайтесь, что бы не пропустить новые статьи.