Проект SJ-100 представляет собой аналог МС-21-310рус — нового самолета, в котором отечественные системы заменили зарубежные. Более 97% иностранных компонентов, включая двигатели SaM146, были заменены на около 40 различных систем и агрегатов, что позволило ускорить процесс импортозамещения.
январь
В Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского успешно завершился этап исследования поведения ближнемагистрального самолета SJ-100. Специалисты проанализировали характеристики потока воздуха в посадочной конфигурации самолета в трубе малых скоростей АДТ-101.
Имитация воздействия поверхности земли на движение воздушного судна была осуществлена с помощью специального экрана, что позволило создать реалистичные условия для экспериментов.
Эксперименты включали изучение отклонений элементов механизации, тормозных щитков и секций интерцепторов при посадке с выпущенными шасси. Анализ обтекания проводился с использованием весовых испытаний и визуализации воздушного потока. Рекомендации, основанные на данных, полученных в результате продувок, позволили уменьшить интенсивность вихрей, оставляемых крылом при посадке.
Испытания модели SJ-100 в трансзвуковой аэродинамической трубе Т-106 были завершены, после чего были проанализированы взлетно-посадочные режимы и крейсерские скорости полета. Получены материалы, дополняющие банк аэродинамических характеристик взлета и посадки с гондолями двигателя ПД-8.
Исследователи из ЦАГИ провели сравнение эффективности модели самолета с модифицированными элементами механизации и базовой конфигурацией, определяя аэродинамические характеристики.
Анализ интерференции взаимного влияния крыла, пилона и мотогондолы на параметры аэродинамики проводился с применением метода мини-шелковинок для визуализации обтекания. В результате исследования было установлено отсутствие нежелательных аэродинамических эффектов в области установки мотогондолы ПД-8.
февраль
В Самаре состоялось выездное заседание управляющего комитета по внешней кооперации ПАО «Яковлев», возглавляемое заместителем генерального директора ОАК по гражданской авиации Андреем Богинским. На встрече на предприятии «Авиаагрегат» холдинга «Технодинамика» обсуждались вопросы внешней кооперации по программе SJ-100.
Были рассмотрены планы по обеспечению сертификации самолета и началу его серийного производства, представленные производителями отечественных комплектующих. Участники также обсудили комплектацию самолётов опытными и серийными агрегатами и системами SJ-100.
Андрей Богинский обратил внимание руководителей предприятий на важность организации процессов сертификации комплектующих изделий. Специалисты ПАО «Яковлев» запланировали дополнительные выездные аудиты предприятий кооперации до конца марта, направленные на детальное исследование рабочих процессов во взаимодействии с поставщиками второго и третьего уровней.
март
Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» им. А.Г. Ромашина объявило о готовности к массовому производству элементов остекления для самолета SJ-100 и комплектующих из полимерно-композитных материалов для двигателя ПД-8.
апрель
В апреле опытный образец самолета SJ-100 (97021) завершил программу заводских доводочных испытаний в Комсомольске-на-Амуре и совершил перелет на аэродром ЛИИ им. В рамках этих испытаний на предприятии был налажен выпуск десяти элементов остекления кабин экипажа и защиты внешнего светового оборудования для импортозамещенного "Суперджета", а также 38 компонентов из полимерных композиционных материалов для двигателя ПД-8. Для организации производства его комплектующих на предприятии созданы два новых участка и проведена техническая модернизация.
26 апреля днём с заводского аэродрома Дзёмги в Жуковском стартовал борт под номером 97006. Вместе с ним следовало ещё одно воздушное судно из семейства "Суперджетов". После остановки для топливозаправочных работ и отдыха экипажей на аэропорту Толмачёво, самолёты приземлились в Жуковском 27 апреля.
Самолёты, участвующие в программах сертификации, проходили лётные испытания с использованием франко-российских двигателей SaM146. Важнейшие системы воздушных судов, включая БРЭО, шасси, вспомогательное энергетическое оборудование, интегрированную систему управления и поставку электроэнергии, являются российскими.
май
В мае 2024 года в Жуковском начались наземные отработки опытного самолета SJ-100 (бортовой номер 97021), которые стали частью подготовки к сертификационным летным испытаниям. 20 мая генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский посетил авиационную базу и ознакомился с процессом отработок шасси, а также провел совещание по планированию предстоящих полётов.
Инженеры «Яковлева» проверили работу отдельных элементов шасси на земле, а также осмотрели их выпуск и уборку. Общий перелёт, в котором командовали лётные квалификации Леонид Чикунов и Дмитрий Деменёв, составил около 6 тысяч километров.
Перед сертификацией необходимо тщательно проверить герметизацию салона, прочность дверей и люков самолета, а также убедиться в быстрой эвакуации в случае чрезвычайных ситуаций. Специалисты должны убедиться в работоспособности приборов и органов управления в кабине пилотов, а также в подвижности управляющих систем, таких как элероны, рули направления и высоты, закрылки и предкрылки.
июнь
10 июня первый опытный образец SJ-100 с бортовым номером 97021 поднялся в воздух после перелета из Комсомольска-на-Амуре и прохождения наземных проверок. Эти полёты проводятся в рамках программы импортозамещения, и первый из них включает проверку новой отечественной топливной системы самолёта.
июль
В июле борт 97021 совершил четвёртый полёт для сертификации новой топливной системы, которая заменила систему от компании Zodiac. Продолжительность полёта составила 2,5 часа, в течение которых было оценено функционирование оборудования на 15 различных режимах.
Заместитель генерального директора ОАК по гражданской авиации и генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский сообщил, что в течение следующих пяти лет предстоит выполнить около 200 полётов. На протяжении полёта также проводилось испытание системы автоматического регулирования давления, результаты которого оказались успешными — полёт прошёл без инцидентов, все системы функционировали надлежащим образом.
август
В августе борт 97021 совершил четыре полёта на высотах 1000, 6000 и 12200 метров в Подмосковье. Экипаж состоял из лётчиков-испытателей Леонида Чикунова, Михаила Трубникова и Вадима Широких, а также ведущих инженеров по лётным испытаниям Дениса Велижанина и Геворга Мацакяна.
Материалы лётных испытаний будут переданы на обработку в сертификационный центр. На 1 августа 2024 года программа заводских и сертификационных испытаний SJ-100 выполнила около 30 полётов из 200 запланированных за первый месяц полётов.
В Комсомольске-на-Амуре завершены частотные испытания опытного SJ-100 с бортовым номером 97003 в Производственном центре «Яковлева». Это важный этап в процессе сертификации, который обеспечивает надежность самолёта и подготавливает его к следующим испытаниям, уже в воздухе.
Третий опытный «Суперджет» с бортовым номером 97003 — это первый полностью отечественный борт без иностранных комплектующих. Частотные испытания, завершившие подготовку к первому полёту, обеспечивают защиту от аэроупругости и гарантируют прочность машины.
Антон Долгополов, научный сотрудник ФГУП «ЦАГИ», объяснил, что модальное испытание представляет собой проверку собственных колебаний двигателя. В ходе испытаний мы анализируем данные с датчиков в реальном времени и оцениваем колебания двигателей. Процесс испытаний включает три этапа проверок.
Начинали с изучения колебаний лайнера в условиях свободного полёта для проверки сборки, соединений агрегатов и работы рулей. Затем тестировали систему управления, реакцию датчиков и автопилот. Наконец, на третьем этапе испытывали шасси.
сентябрь
Во время Восточного экономического форума (ВЭФ-2024) во Владивостоке ОАК и ГТЛК заключили соглашение на поставку 238 российских самолётов, включая 132 SJ-100, 65 Ил-114-300 и 41 Ту-214, начиная с 2027 года. Минпромторг ожидает разрешения на проведение лётных испытаний для ПД-8, чьи наземные испытания подходят к завершению. Глава Минпромторга, Антон Алиханов, сообщил об этом в интервью телеканалу «Россия-24», добавив, что два самолёта будут использоваться для лётных испытаний.
октябрь
Во время встречи в Совете Федерации Сергей Чемезов, генеральный директор компании «Ростех», обнародовал свои планы по изменению названия самолётов Superjet 100, разработанных изначально в рамках международного сотрудничества. Имя RRJ было предложено корпорацией Boeing при сертификации, а SSJ100 было присвоено самолёту по пожеланию французских и итальянских участников проекта за несколько недель до авиасалона в Фарнборо в июле 2007 года.
Руководитель Ростеха подчеркнул важность использования отечественных технологий для создания нового самолёта. Он отметил, что Superjet New будет собран исключительно российскими экспертами, а также получит новое название. Предложено, что название может быть связано с именем А.С. Яковлева, учитывая, что его конструкторское бюро работает над проектом. Параллельно обсуждается вариант предложить общественности участвовать в выборе названия.
ноябрь
В холодный ноябрьский день, несмотря на отсутствие значительных изменений в эксплуатации самолета SJ-100 в рамках комплексной системы управления (КСУ), в процессе испытаний возникают нештатные ситуации, которые успешно разрешаются благодаря тесному сотрудничеству между лётчиками-испытателями, инженерами ОКБ и разработчиками замещающих систем.
Во время одного из заводских доводочных полётов в Комсомольске-на-Амуре был обнаружен неожиданный эффект влияния радиовысотомера на функционирование КСУ, что стало серьёзной проблемой. В этой сложной ситуации лётчики-испытатели смогли предотвратить ухудшение обстановки и совершить безопасную посадку самолёта.
Инженеры на земле успешно справились с этой проблемой, и разработчик КСУ оперативно внёс исправления в программное обеспечение по рекомендации нашего конструкторского бюро. Этот случай лишь один из многочисленных примеров поддержки в контуре лётно-испытательного комплекса — разработчик систем, как отметил начальник Лётно-испытательного комплекса филиала ПАО «Яковлев» — «Региональные самолёты» Вадим Широких, подчеркнув, что такое сотрудничество непрерывно развивается.
Вадим Широких также поделился информацией об успешном выполнении одного из наиболее сложных режимов — полёте с выработкой всего топлива из баков правой и центральной групп.
декабрь
Неназванный представитель ОАК сообщил изданию «Ведомости», что к декабрю 2024 года в производственном центре ПАО «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре находится более 20 самолётов SJ-100 в разной степени готовности.
Лётчик-испытатель поделился, что в ходе лётных испытаний наблюдались такие моменты, как полёт в зоне ожидания, маневрирование с предельными углами крена и тангажа, а также автоматическое отключение одного двигателя из-за полной выработки топлива. Итоговые данные о топливе в баках показали значительное уменьшение невырабатываемого остатка благодаря новой конструкции этих баков.
ПАО «Яковлев» и Московский институт электромеханики и автоматики завершили разработку алгоритмов системы автоматического управления для самолёта SJ-100. Этот проект включает в себя автоматическое и директорное управление полётом, а также управление тягой двигателей.
Планеры собираются, комплектующие изготавливаются, и сертификационные полёты проводятся одновременно в условиях сжатых сроков. Основная задача — быстрее вывести импортозамещённые самолёты на рынок.
Новые алгоритмы обеспечивают исполнение разнообразных задач, включая управление при взлёте и автоматическое управление на всех этапах полёта. Основное преимущество данной разработки заключается в возможности автоматической посадки в соответствии с категориями IIIB ИКАО, где предусмотрено автоматическое управление при приземлении и выравнивании, а также поддержание направления движения вдоль осевой оси взлетно-посадочной полосы.
Процесс сертификации SJ-100 включает в себя статистическое моделирование автоматических посадок по категориям IIIA и IIIB ИКАО с использованием математических моделей. В процессе исследований требуется провести более 2 миллионов посадок с различными начальными условиями.
***
В 2023 году самолёты SSJ100 перевезли около 9,4 миллионов человек, что составило приблизительно 9% общего пассажиропотока России. За этот период количество полётов на SSJ100 увеличилось на 19,5% до примерно 134400 рейсов. Число инцидентов, вызванных отказом оборудования, снизилось на 2,5%.
Сейчас в реестрах перевозчиков авиакомпаний зарегистрировано 154 «Суперджета». В 2024 году в отдельных авиакомпаниях уровень исправности парка SSJ100 достигал 100%, а общий уровень исправности самолетов этого типа не падал ниже 75%.
Разработчик компании "Яковлев" будет проводить модификацию дизайна шасси, учитывая рекомендации организации Росавиация. Исходя из прогноза по безопасности эксплуатации подобных аппаратов вне установленных лимитов, производителю рекомендуется усовершенствовать текущую конструкцию шасси.
2025 год
Согласно заявлению Росавиации, после проработки разработчиком рекомендаций и прохождения необходимых тестов, инженерные решения будут интегрированы на новых самолётах SJ-100. После этого будет выпущен сервисный бюллетень о модернизации летательных аппаратов, находящихся в эксплуатации.
Подготовка к началу испытаний двух опытных самолётов SJ-100 находится в стадии завершения в Комсомольске-на-Амуре. Эти самолёты имеют номера бортов 97012 (з/н 95157) с установленными двигателями ПД-8 и частичной заменой импортных комплектующих, а также борт с з/н 97003 с двигателями ПД-8 и полной заменой импортных комплектующих.
Проведение первых полётов запланировано на первые месяцы 2025 года. После завершения заводских испытаний, самолёты будут передислоцированы в Жуковский, где начнутся сертификационные полёты. Получение сертификата типа на самолёт, созданный в рамках программы SSJ-New с импортозамещением, планируется на декабрь 2025 года.