Случай мадам Бобин
Такой случай действительно имел место в истории – в конце XIX века. В 1903 году о нем сообщил еженедельник Херефорд Таймс (Hereford Times).
А трагизм произошедшего стал поводом для пересмотра самого подхода к констатации смерти и организации похорон.
В то время свирепствовала желтая лихорадка, и когда беременная молодая француженка мадам Бобин, возвратившись домой из Сенегала, впала в кому, пришедший для удостоверения смерти врач решил, что это однозначно смерть от желтой лихорадки. Кстати, девушка была на последних сроках беременности. В пользу заключения говорил серовато-землистый оттенок кожи женщины, окоченение, отсутствие сознания. Как обычно, ко рту усопшей поднесли зеркало – и в ее смерти больше никто не сомневался. А существующая эпидемия была дополнительным неопровержимым аргументом для похорон.
Почему никто не догадался проверить сердцебиение плода и наличие шевелений – загадка. Время близилось к родам, сегодня ребенка бы наверняка пытались спасти.
А тогда – беременную просто похоронили, родственники были безутешны, но что поделать, лихорадка. Быть может, спешка была связана и со страхом распространения инфекции.
Дальше трактовки этой страшной истории расходятся. По одной версии, что-то неладное заметил могильщик на кладбище (смещение грунта). По другой – медсестру, присутствовавшую при заключении смерти, замучила совесть. Так как та до последнего подозревала, что плод все еще может быть живым. А возможно – даже говорила об этом врачу, констатировавшему смерть. Но доктору думал только о том, чтобы не заразиться, поэтому стремительно покинул дом умершей пациентки.
Медсестра не выдержала укоров совести, и все-таки вернулась поговорить с отцом мадам Бобин. Тот не только инициировал эксгумацию, но и сам в ней участвовал. Когда крышку гроба подняли, обнаружилось, что внутри два трупа: похороненной женщины и младенца у нее между ног. Последний жил некоторое время после рождения, но задохнулся, как и его мать, не имевшая возможности ничем ему помочь. Крышка гроба была исцарапана, руки женщины изранены. Страшно подумать, что пришлось ей пережить взаперти внутри тесного ящика!
И да, никакой желтой лихорадки у нее не было, женщина пострадала от другой болезни. После состоялся суд с установлением причин смерти.
Последствия для живых
Трагический случай с мадам Бобин, ошибочно признанной мертвой и похороненной заживо, заставил пересмотреть подходы к констатации смерти и процедурам погребения. В результате этого случая в похоронной индустрии и медицине были приняты следующие меры:
Внедрение "сигнальных гробов": в некоторых странах стали использовать гробы, оснащенные системами подачи сигналов, которые позволяли человеку, очнувшемуся в гробу, сообщить о своем состоянии. Такие гробы использовались богачами и раньше, но тут стали особенно востребованными.
Более тщательная проверка признаков смерти: врачи стали более ответственно относиться к констатации смерти, уделяя больше внимания длительному наблюдению за телом перед захоронением.
Разработка новых медицинских процедур: история мадам Бобин стимулировала обсуждение и разработку новых медицинских процедур, направленных на более точное определение состояния человека и исключение возможности ошибочного признания смерти.
Какие еще случаи известны?
На самом деле, вышеназванный случай далеко не единичен. Сегодня известно, что человек может впадать в пограничные состояния, очень близкие к состоянию смерти, но таковой не являющиеся. Прежде врачи не всегда могли (или хотели) различать такие состояния, и иногда действительно происходили похороны живых людей без злого умысла. (Потому что бывали и с умыслом – и, как правило, в отношении провинившихся женщин, - но это тема для отдельного разговора.)
Известны, к примеру, такие трагические истории:
История девочки из Южной Каролины
В середине XIX века у девочки, приехавшей погостить на остров Эдисто, случилась дифтерия, в результате которой малышка стала чувствовать себя настолько плохо, что в конце концов у нее исчезло дыхание и пропал пульс. Хоронить решили сразу же, опять-таки по причине страха перед распространением инфекции. Семья была богатой, и девочку похоронили в семейном мавзолее – запертом склепе. Склеп открывался только по случаю смерти кого-то из семьи, и в следующий раз его отперли через несколько лет. Увиденное шокировало: небольшой гроб был открыт, а скелет в платье лежал у самой двери, как будто все еще пытался выбраться из склепа.
История миссис Бланден
В 1674 году в Англии, в графстве Хэмпшир, миссис Бланден впала в глубокий сон после приема лекарства с маком. Ее признали мёртвой из-за отсутствия пульса и признаков дыхания. Женщину быстро похоронили, несмотря на возражения мужа, который в это время отсутствовал. Вскоре дети, игравшие у кладбища, рассказали о странных звуках, доносящихся из могилы. При эксгумации выяснилось, что миссис Бланден очнулась в гробу. На ее теле были обнаружены глубокие царапины – она пыталась выбраться. Женщина снова была признана мёртвой и захоронена. Через несколько дней коронер настоял на повторной эксгумации для осмотра тела. Вторая эксгумация показала, что миссис Бланден снова пришла в себя в могиле. На этот раз её рот был искусан до крови, а одежда разорвана. Несмотря на то, что у могилы был поставлен охранник, он не слышал ничего подозрительного.
История Октавии Хэтчер
В январе 1891 года семью Хэтчер из Кентукки постигло несчастье: от тяжёлой болезни скончался их единственный сын Джейкоб. Октавия Хэтчер, мать мальчика, тяжело переживала утрату, впала в депрессию, перестала вставать с постели. Спустя несколько месяцев, 2 мая 1891 года, она умерла во сне. Врачи диагностировали сонную болезнь. Из-за жары похороны провели быстро. Спустя какое-то время мужа Октавии, Джеймса, начали терзать сомнения. Он чувствовал, что похоронил жену заживо. Джеймс настоял на эксгумации. Оказалось, его опасения подтвердились. Подкладка гроба была изодрана, а руки Октавии – в крови: женщина пыталась выбраться из гроба.
Кто страдал тафофобией из знаменитых людей?
Страх похорон, а также боязнь погребения заживо – одна из базовых фобий человеческой психики
Как видим, раньше она была небезосновательна. Но некоторым людям реально портила всю жизнь. Очень часто тафофобией страдали творческие люди, впечатлительные и чувствительные. Поэтому она так распространена среди знаменитостей.
Николай Гоголь в обычной жизни был, мягко говоря, чудаковатым. Но его боязнь собственных похорон можно объяснить. В юности он болел малярийным энцефалитом. Последствия болезни сказались на здоровье: Гоголь часто терял сознание, после чего наступал глубокий непробудный сон. У него появился навязчивый страх, что один из таких снов окружающие могут счесть за смерть, и похоронить его. Отсюда – завещание: Гоголь завещал не хоронить его тело до тех пор, пока не станут заметными признаки разложения, и коротко объяснял причину.
Анна Безуик, англичанка, завещала собственное тело не хоронить, а забальзамировать. С тем, чтобы периодически проверять, не находится ли тело в летаргическом сне. Ее тело стало известным как «манчестерская мумия», и через сто лет его все-таки похоронили.
Марина Цветаева, чье творчество пронизано темой смерти, в предсмертной записке выразила свой страх быть погребенной живьем.
Артур Шопенгауэр, немецкий философ, известный своим пессимистическим взглядом на мир, также испытывал эту фобию. В его философских размышлениях нередко прослеживаются тревоги, связанные со смертью и небытием.
Альфред Нобель, изобретатель динамита, унаследовал этот страх от отца и даже разработал специальный гроб, призванный предотвратить преждевременное погребение.
Как избежать тафофобии? Возможно ли такое в реальности сегодня?
В XIX веке, когда описано большинство таких случаев, страх смерти был довольно распространенным явлением. Несколько факторов способствовали этому:
Отсутствие эффективной медицины. Многие болезни были неизлечимы, и люди часто умирали в молодом возрасте. Это создавало постоянное ощущение смертности.
Религиозные представления. Религиозные верования того времени часто включали в себя представления о загробной жизни, аде и других страшных вещах, что усиливало страх перед смертью.
Социальные потрясения. Революции, войны и другие социальные катаклизмы делали жизнь нестабильной и усиливали чувство тревоги перед будущим.
Кроме того, в XIX веке наблюдался рост интереса к оккультизму и спиритизму, что могло усиливать страх перед неизвестным и потусторонним.
Сегодня о человеке, смерти, ее причинах, различных предсмертных состояниях, известно гораздо больше. Конечно, случаи неверного установления смерти бывают и сейчас. Но, как правило, «чудесное воскрешение» происходит до похорон, в больнице.
А фобия похорон все равно никуда не делась. Но лечить ее рекомендуется вполне конкретными методами. Тафофобия, мешающая нормальной жизни, требует профессиональной помощи. Методы лечения включают психотерапию и медикаментозную поддержку. Считается, что высокая информированность о данной проблеме приводит к облегчению душевного состояния пациента.
Вы дочитали статью до конца и узнали удивительную историю мадам Бобин. Обязательно подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить другие интересные публикации и чаще туда заглядывайте, чтобы вас автоматически не отписали из аккаунта.