Не так давно была у меня на консультации молодая женщина 23 лет, побывавшая до этого у трех кардиологов. С тихим отчаянием в глазах, с тихим, подавленным голосом, с дефицитом массы тела (рост 156 см, вес 38 кг), считающая себя серьезно больной.
История болезни такова: перенесла ковидную инфекцию, целый месяц не проходила постинфекционная астения, снизилась переносимость бытовых физических нагрузок - прежде всего, стало сложнее подниматься по лестнице на свой 5 этаж. Кто-то возьми да и посоветуй выполнить суточный монитор ЭКГ ("холтер"). На холтере обнаружили две ночных паузы за счет предсердно-желудочковой блокады 2 степени 1 типа. Такие паузы нередко встречаются у молодых людей, особенно если они занимаются физкультурой/спортом. Но даже если не занимаются - такие паузы в таком количестве и такой длительности (2,4 сек) не повод для тревоги.
Предыстория
Девушка всё своё детство была освобождена от физкультуры, т.к. у нее (страшное дело!)) находили предсердные экстрасистолы в количестве 2-3 тысячи в сутки, которые она не ощущала, но врачей они сильно настораживали. Периодически ее госпитализировали в детское отделение местной городской больницы (в средней полосе России), имитировали там какое-то лечение. Ярлык кардиологической больной прочно за ней закрепился. Конечно, эти действия были несоразмерными ситуации и похоже, не улучшали ситуацию, а только ее усугубляли.
Но в какой-то момент она решила круто изменить свою жизнь и пошла заниматься в тренажерный зал. Там она постепенно вошла во вкус, силовые тренировки позволили ей набрать порядка 10 кг мышечной массы, и из тщедушной и болезненного вида тростинки она превратилась постепенно (как я мысленно себе представил - ибо я ее в этом состоянии не видел) в настоящую спортсменку, комсомолку и красавицу. При этом она постепенно стала чувствовать себя всё лучше и лучше: появилась энергия, исчезла постоянная вялость и утомленность, она почувствовала уверенность в своих силах и в своем здоровье, которое оказалось не таким хлипким, как ей с детства внушали и родители, и врачи.
Врач-кардиолог, увидев на холтеровском мониторе эти две ночные паузы, сильно напугал девушку, сказал ей, что с сердцем дела совсем плохи, что может потребоваться установка электрокардиостимулятора, и что все силовые тренировки категорически следует прекратить, т.к. это опасно для сердца и "сердце можно угробить окончательно". Другие кардиологи, у которых пациентка побывала, тоже считали ситуацию серьезной, предрекали мрачные перспективы, а насчет возвращения к тренировкам все сходились на категорической их противопоказанности.
Тем временем постинфекционная астения прошла, но физическая работоспособность не возвращалась к исходной - по-видимому, потому, что пациентка стала себя всячески щадить и избегать любых нагрузок. Ведь она теперь была "серьезно больна".
При этом на эхокардиографии всё было хорошо: сократимость сердца нормальная, полости его не расширены, стенки не утолщены, клапаны исправны.
Однако тренировки были прекращены, снизился аппетит, вся нажитая непосильным трудом мышечная масса была растеряна, пациентка пребывала в тревоге и депрессии.
На очередном холтеровском мониторе пауз обнаружено не было (наверное, именно в силу прекращения тренировок и снижения избыточного тонуса блуждающего нерва, характерного для физически тренированных лиц), но и после этого ей не разрешали вернуться к физическим нагрузкам.
Она пришла ко мне уже за четвертым мнением. Что я мог ей сказать? Конечно же, я сказал, что такие паузы и в таком количестве не представляют для здоровья ни малейшей опасности, что они свойственны как раз физически тренированным людям, что длительное воздержание от тренировок было ошибкой, и что она может постепенно возобновлять свои силовые упражнения на тренажерах.
Редко приходится видеть такое преображение, каковое с нею произошло буквально на глазах: ушла сквозившая во всем облике подавленность своей мнимой болезнью, в глазах появился оптимизм, выражение лица стало более живым и жизнерадостным.
Где-то я встречал высказывание одного американского кардиолога о том вреде, который приносит чрезвычайная доступность инструментальных методов исследования. Когда к этим методам не прилагается разумная их трактовка. И когда неосторожными словами можно внушить человеку, что он глубоко нездоров. В данном случае ненужное выполнение холтеровского монитора и главное, неправильная трактовка обнаруженной (безобидной!) находки сильно испортили женщине жизнь, без всяких на то оснований.
О том, какие большие паузы иногда встречаются у физически тренированных людей - писал здесь:
Кстати, самый смешной комментарий за последнее время я получил именно под этой статьей:
Мой канал в Телеграм https://t.me/doctor_zafiraki