Найти в Дзене
CineLand

Абсурд в плохом смысле: каким получился фильм Ф. Ф. Копполы «Мегалополис»

Легенда мирового кино, обладатель шести «Оскаров», автор «Крестных отцов» и «Апокалипсиса сегодня» Фрэнсис Форд Коппола вернулся в кино после более чем 10-летнего отсутствия и выпустил новый фильм — фантастическую драму «Мегалополис» по своему собственному сценарию. Актерский состав в ленте очень даже звездный — Адам Драйвер, Джанкарло Эспозито, Натали Эммануэль, Обри Плаза, Шайа ЛаБаф, Лоренс Фишбёрн и другие. Анонс тоже интригует — в вымышленном американском городе Новый Рим способный останавливать время архитектор Цезарь проектирует идеальный мегаполис будущего, где все будут счастливы. В качестве основного материала он выбирает им же изобретенный волшебный мегалон. Однако против проекта, да и самого героя, выступает мэр города Цицерон. Все высокие ожидания (тут уж у кого — как, у меня они были) разбиваются в пух и прах о суровую реальность. Точнее, о сомнительное будущее, в которое совершенно не органично оказалось вплетено прошлое. Коппола стремится представить свою картину (кстат
Оглавление

Легенда мирового кино, обладатель шести «Оскаров», автор «Крестных отцов» и «Апокалипсиса сегодня» Фрэнсис Форд Коппола вернулся в кино после более чем 10-летнего отсутствия и выпустил новый фильм — фантастическую драму «Мегалополис» по своему собственному сценарию. Актерский состав в ленте очень даже звездный — Адам Драйвер, Джанкарло Эспозито, Натали Эммануэль, Обри Плаза, Шайа ЛаБаф, Лоренс Фишбёрн и другие.

Анонс тоже интригует — в вымышленном американском городе Новый Рим способный останавливать время архитектор Цезарь проектирует идеальный мегаполис будущего, где все будут счастливы. В качестве основного материала он выбирает им же изобретенный волшебный мегалон. Однако против проекта, да и самого героя, выступает мэр города Цицерон.

Все высокие ожидания (тут уж у кого — как, у меня они были) разбиваются в пух и прах о суровую реальность. Точнее, о сомнительное будущее, в которое совершенно не органично оказалось вплетено прошлое.

Коппола стремится представить свою картину (кстати, снятую за его же $120 млн — студии вкладываться не рискнули) как эпопею об упадке новой Римской империи, но весь замысел теряется из-за слишком высокого ритма повествования, совершенно упускающего важные, пусть и мелодраматичные объяснения мотивов и чувств персонажей, а также из-за массы белых пятен в сюжете и линиях героев, которых с каждым поворотом становится все больше. Фильм лишен всякого напряжения, а у персонажей напрочь отсутствуют ставки.

Вообще, герои получились такими не жизненными, странными, что подключиться к кому-либо из них дольше, чем на одну сцену, попросту не получается. Даже за главным героем любопытно следить лишь примерно первые полчаса — как он останавливает время, работая над своими произведениями, и весьма странным образом переживает смерть жены. Но чем больше узнаешь Цезаря — тем больше теряешь интерес и к его жизни.

-2

Прошлое, перенесенное в авторский мир будущего, смотрится совершенно не гармонично и не убедительно. Все эти характеры и страсти с трудом можно представить в предложенных реалиях. Да и их пафосные речи, редко подкрепленные конкретными действиями, звучат не убедительно, а с внезапными вставками из современности и вовсе диковато.

«Это начало дискуссии. Просто диалога недостаточно. К следующему этапу подводят вопросы, но без первоначального диалога не обойтись. Сам город не материален, но они говорят о нем впервые. И дело не только в разговоре о нем, но в необходимости разговора. Он необходим как воздух и вода… Тебе не кажется, что тут срач?», — говорит Цезарь своей подружке Вау Платинум. Нет, это забавно, но только первые пару раз.

Создается впечатление, что всеми этими слабо считывающимися метафорами и нанизанными друг на друга смыслами автор «Мегалополиса» попытался завуалировать массу всего — этакий взгляд изобретателя-идеалиста на политические процессы, происходящие в современной Америке, и его попытки восстановить мир в глобальном смысле, — но немного перестарался.

-3

По итогу «Мегаполис» — это скорее двухчасовые отрывистые размышления о будущем и прошлом, о морали и нравственности, о власти и жертвах ради ее обретения. История, над которой автор работал аж с 1970-х, прописана невнятно, линии не убедительны, и все это перегружено огромным количеством деталей, хаотично набросанных на мир, понятный только самому автору.

Кинематографичного сюжета в привычном нам понимании здесь нет — все кое-как держится на эффектном визуальном ряде и актерах, безусловно, талантливых, но главное — узнаваемых. Без учета прошлых заслуг и они бы слились в невнятную массу.

Хотя Плаза, пожалуй, выделяется. Если все актеры держатся на возвышенной, пафосной волне, не имя ничего общего с настоящими людьми, то Обри на их фоне смотрится куда более жизненной и убедительной. Да и линию и даже арку ее героини кое-как можно вычленить из этой красочной вакханалии.

-4

Новая картина Копполы подается как «поучительная легенда», а буквально с первых кадров звучат слова о необходимости сберечь «великое американское наследие». Подвергать сомнениям заслуги американцев в целом не хочется — страна действительно многое подарила миру: разработки, бизнес-подходы и очень много хорошего кино, например (про политику не будем, у нас тут про искусство). Но с «Мегалополисом» создается впечатление, что сберегать-то и нечего: есть красивая дорогая картинка и такой манящий мир, который на деле оказывается пустышкой.

Как отметил один из зарубежных кинокритиков, фильм «существует, чтобы раздражать: голливудскую студийную систему, прессу и архитектурных критиков. В этом он преуспел превосходно. Каждое выступление в нем отмечено абсурдом и свободой». Все так, но остается вопрос — зачем?

Кто бы мог подумать, что в мире, где есть Сарик Андреасян и огромное количество ужасных адаптаций сказок, полный разнос получит Фрэнсис Форд Коппола 😁

Читайте также:

Новый масштаб, старые проблемы: что не так с продолжением «Игры в кальмара»

Честно о закулисье большого кино: каким получился сериал «Франшиза»

Глянец умер, да здравствует глянец: о чем сериал «Первый номер» с Цыгановым