Найти в Дзене

Никольская церковь в Домодедово. Родина духовника царицы

Никольская церковь одна из трех в Домодедовском районе, которая не закрывалась в советское время. Северный придел храма имеет редкое для Подмосковья посвящение – в честь Московских святителей Петра, Ионы, Алексия, Филиппа и Гермогена. Строительство величественного храма в подмосковном селе связывают с именами императрицы Анны Иоанновны и немецкого архитектора Иоганна Готфрида Шеделя. Первое упоминание храма в селе Домодедово встречается в переписных книгах 1646 года. Там говорится о деревянной церкви Рождества Христова с Никольским приделом. В 1658 году ветхая церковь была перестроена, и главный престол посвятили уже Николаю Чудотворцу. В 1731 году началось строительство каменной церкви, инициатором которого выступила сама императрица Анна Иоанновна. За работами наблюдал обер-гофмейстер С. А. Салтыков и духовник царицы троицкий архимандрит Варлаам (Высоцкий). Последний был уроженцем села Домодедово. Домодедовская волость в старину принадлежала московским князьям и царям. На лугах реки

Фото: Антон Саков
Фото: Антон Саков

Никольская церковь одна из трех в Домодедовском районе, которая не закрывалась в советское время. Северный придел храма имеет редкое для Подмосковья посвящение – в честь Московских святителей Петра, Ионы, Алексия, Филиппа и Гермогена. Строительство величественного храма в подмосковном селе связывают с именами императрицы Анны Иоанновны и немецкого архитектора Иоганна Готфрида Шеделя.

Первое упоминание храма в селе Домодедово встречается в переписных книгах 1646 года. Там говорится о деревянной церкви Рождества Христова с Никольским приделом. В 1658 году ветхая церковь была перестроена, и главный престол посвятили уже Николаю Чудотворцу. В 1731 году началось строительство каменной церкви, инициатором которого выступила сама императрица Анна Иоанновна. За работами наблюдал обер-гофмейстер С. А. Салтыков и духовник царицы троицкий архимандрит Варлаам (Высоцкий). Последний был уроженцем села Домодедово.

-2

Домодедовская волость в старину принадлежала московским князьям и царям. На лугах реки Пахры еще во времена Ивана Грозного пасли лошадей опричников, а позже Домодедовскую волость передали в ведение Конюшенного приказа. В начале XVIII века волость, включая село Домодедово, была пожалована петровскому фавориту Александру Меншикову. Когда в 1727 году он был лишен имущества и сослан, Домодедово вернулось в дворцовый приказ.

Царица Анна Иоанновна отнеслась к строительству храма на родине своего духовника с большим вниманием. По преданию, Анна Иоанновна лично вмешивалась в работу зодчих. С построенной в селе церкви сделали деревянную миниатюрную модель и отвезли царице, но государыня осталась недовольна видом колокольни. В спешном порядке уже законченная колокольня была разобрана до основания и на ее месте построена новая – более высокая и со шпилем. Императрица приказывала строить храм "без замедления, чтоб в том строении не случилось никакой остановки", но строительство все-таки затянулось. Только в 1741 году, уже после кончины Анны Иоанновны, храм был освящен.

-3

В 1840-е годы Никольскую церковь в Домодедово частично перестроили: была сооружена новая колокольная и теплая трапезная с двумя приделами. Южный придел освятили в честь Рождества Христова, а северный – в честь Московских святителей. В таком облике храм мы видим храм и теперь.

В книге "Святыни земли Домодедовской" описан любопытный факт, связанный с Никольским храмом. В 1912 году в селе Яковлево была построена деревянная Скорбященская церковь, которую приписали к Никольскому приходу в Домодедово. Храмоздателем был богатый крестьянин Иван Васильевич Голованов, и вот почему. Его жена и маленький сын чудесным образом выздоровели, когда врачи уже считали их безнадежными. Голованов принял это событие как милость Божию и на свои средства построил деревянную церковь в честь Божией Матери и ее чудотворной иконы "Всех скорбящих радость".

-4

Проект и строительство Никольского храма были поручены знаменитым архитекторам того времени. В 1730-е годы это были Иван Иванович Шейден (Иоганн Готфрид Шедель), Алексей Петрович Евлашев – автор проектов нескольких подмосковных церквей: в селе Ильинском Красногорского района и селе Вишняково Раменского района. В 1840-е годы возведением новой колокольни занимался архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин, известный участием в постройке Богоявленского собора в Елохово (Москва). Отдельного упоминания заслуживает немецкий зодчий Иоганн Готфрид Шедель.

Искусствовед И. Э. Грабарь посвятил Готфриду Шеделю целую главу в своей многотомной "Истории русского искусства". Он определял его значение следующими словами:

Творец Ораниенбаума и виновник второго расцвета украинского зодчества несомненно дождется когда-нибудь более подробного исследования, чем настоящая краткая заметка, впервые открывающее самое имя этого незаслуженно забытого артиста, крупнейшего после Шлютера среди немецких зодчих Петра Великого.

Шедель приехал в Россию в 1713 году по приглашению Александра Меншикова. Впоследствии немецкий архитектор получил имя на русский лад Иван Иванович Шейден и стал "придворным княжим архитектором". Он строил по заказу Меншикова грандиозные проекты в Санкт-Петербурге и окрестностях: дворец на Васильевском острове и загородные дворцы в Ораниенбауме и Кронштадте.

Пантелеимоновская церковь меншиковского дворца в Ораниенбауме
Пантелеимоновская церковь меншиковского дворца в Ораниенбауме

После падения Меншикова Иоганн Шедель переехал из Санкт-Петербурга в Москву, где участвовал в постройке Благовещенской церкви на Житном дворе в Московском кремле. В этот краткий московский период Шедель, вероятно, проектировал и церковь в селе Домодедово. В 1731 году немецкий зодчий переехал в Киев, где спроектировал множество построек в Киево-Печерской лавре, в том числе монастырскую колокольню. Шедель много раз просил российских правителей разрешить ему вернуться в Германию, но, подобно многим иностранным архитекторам, он так и не выбрался из почетного плена. Иоганн Готфрид Шедель скончался в Киеве.

Приделы, посвященные Московским святителям Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Гермогену, в Московской области есть только во Введенском Владычнем монастыре Серпухова и в Никольском храме села Домодедово. Память святителей московских церковь празднует 18 октября по новому стилю. Этот праздник в честь избранных митрополитов московских, живших в разные эпохи, был установлен в 1596 году. Сначала к их числу относилось только трое: Петр, Алексий и Иона. В 1875 году к этому лику был причислен митрополит Филипп, а последним в 1913 году – патриарх Гермоген.

-6

Митрополит Киевский святитель Петр в 1325 году по просьбе князя Ивана Калиты перенес кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело значение и для истории Русского государства, центр которого формировался теперь именно в Москве.

В миру Елевферий Бяконт - святитель Алексий стал митрополитом в 1354 году. В тот период Русская церковь оказалась расколота на две митрополии. Фактически было два центра в Москве и Литве, но номинально оба иерарха носили титул митрополитов "Киевских". Митрополит Алексий основал три монастыря в Москве: Чудов, Спасо-Андроников и Алексеевский. Он занимал кафедру во времена преподобного Сергия Радонежского и великого князя Дмитрия Донского.

Московские святители: Петр, Алексий, Иона, Филипп, Гермоген.
Московские святители: Петр, Алексий, Иона, Филипп, Гермоген.

Первым митрополитом, которого утвердил собор русских архиереев без согласия Константинопольского патриарха был святитель Иона. Ставленник греков на русскую кафедру Исидор участвовал в позорном Флорентийском соборе 1438 года, где предал православие и подчинился Римскому папе. Собор русских архиереев был возмущен предательством Исидора, отказался признавать его своим митрополитом и самовластно возвел на кафедру Иону.

В миру Федор Колычев - митрополит Филипп возглавил Русскую церковь в царствование Ивана Грозного. Он выступал против политики опричнины, обличал жестокого царя за то, что тот надевал монашеские ризы. Митрополит Филипп скончался мученически: был задушен в 1569 году Малютой Скуратовым в заточении в тверском монастыре.

Святитель Гермоген также погиб мучеником, но уже в период нашествия в Москву Лжедмитрия и польских захватчиков. Патриарх Гермоген призывал народ не предавать православной веры, не подчиняться латинству. Он был заморен голодом поляками в темнице в 1612 году. Известен он и тем, что, еще будучи митрополитом в Казани, способствовал прославлению одной из самых почитаемых русских икон – Казанской Божией Матери.

Два упомянутых святителя имеют отношение к той части Подмосковья, где расположено село Домодедово. Святитель Алексий, возможно, родился в родовой вотчине недалеко от современного Подольска, а одним из владений рода митрополита Филиппа было село Колычево ( Домодедовского района).

-8

Недалеко от Никольской церкви в селе Домодедово находится необычный памятный знак в виде кирпичной стены с двумя мемориальными досками и бесформенной горки белого камня. На первой доске написано:

Отсюда пошла земля Домодедовская.

На второй приведена цитата из древнего завещания князя Владимира Андреевича Храброго:

А жене своей княгине Елене дал…из княжьего удела Васильева… Домодедово со всеми лугами

Село Домодедово впервые было упомянуто документально в 1401 году.

-9

Село Домодедово расположено вблизи устья реки Рожайки, впадающей в Пахру. Город Домодедово находится примерно в пяти километрах от одноименного села, которое не входит в его черту. Это редкий случай, когда древний населенный пункт, давший имя и начало современному городу, так и не стал его историческим ядром. Чаще было по-другому: например, крупные подмосковные села Подол, Бронницы, Рогожи приобрели при Екатерине II статус уездных городов Подольска, Бронниц и Богородска. С городом Домодедово вышло сложнее: он получил имя не напрямую от села, а от станции линии Рязанско-Уральской железной дороги, открытой в 1900 году.

Есть две версии происхождения названия села. Согласно первой, оно возникло от клички первого поселенца "Домоседа". По другой, название произошло от ремесла жителей села – "домоделов", то есть строителей домов.

В завещании Владимира Андреевича Храброго упоминается его супруга, которая унаследовала село Домодедово после смерти князя. Елена Ольгердовна была дочерью знаменитого литовского правителя Ольгерда, который выдал ее за двоюродного брата Дмитрия Донского из политических соображений.

После смерти Гедимина в Великом княжестве Литовском начался краткий период смуты и раздробленности, конец которому положили братья Ольгерд и Кейстут. Ольгерд был женат на русской княжне и тайно исповедовал православие, а Кейстут оставался язычником.

-10

Кейстут стоял на страже Литвы от тевтонских немецких рыцарей, а православного христианина Ольгерда занимали связи с Восточной Русью. В 1368 году литовцы во главе с Ольгердом осадили на три дня Москву, но так и не решились штурмовать кремль. В 1370 году, выступая на стороне Тверского князя Михаила, Ольгерд вновь совершил попытку взять Москву, но встретив отпор Дмитрия Донского, отступил к Волоколамску. После этих неудачных для Ольгерда столкновений с Московским князем было заключено перемирие, подкрепленное династическим браком: двоюродный брат Дмитрия Донского серпуховский князь Владимир Андреевич женился на дочери Ольгерда Елене.

А жене своей княгине Елене дал из княжеского удела Васильева Домодедово со всеми лугами...