Найти в Дзене

Родина святителя Алексия и образ Николы Пахринского под Подольском

Недалеко от места впадения речки Лопенки в Пахру находился древний Васильевский погост. В XIV веке эти земли принадлежали отцу московского митрополита Алексия (Бяконта). По одной из версий, именно здесь появились на свет будущий святитель, а также его сестры – преподобные инокини Иулиания и Евпраксия. В конце XIV века в окрестностях Васильевского погоста был найден чудотворный образ Николая Чудотворца. Долгое время он хранился в местной Никольской церкви. После упразднения церкви на погосте, икону переместили в Знаменский храм села Захарьино. В 1299 году из разоренного кочевниками Киева переселился в город Владимир киевский митрополит Максим. Вслед за ним последовали на север многие русские бояре, священники и простолюдины. Одним из таких переселенцев был черниговский боярин Федор Бяконт. Он поселился на окраине Владимирского княжества в Москве, которая при князе Данииле Александровиче только становилась центром русских земель. В 1304 году у боярина Федора и его жены Марии родился сын

Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Недалеко от места впадения речки Лопенки в Пахру находился древний Васильевский погост. В XIV веке эти земли принадлежали отцу московского митрополита Алексия (Бяконта). По одной из версий, именно здесь появились на свет будущий святитель, а также его сестры – преподобные инокини Иулиания и Евпраксия. В конце XIV века в окрестностях Васильевского погоста был найден чудотворный образ Николая Чудотворца. Долгое время он хранился в местной Никольской церкви. После упразднения церкви на погосте, икону переместили в Знаменский храм села Захарьино.

В 1299 году из разоренного кочевниками Киева переселился в город Владимир киевский митрополит Максим. Вслед за ним последовали на север многие русские бояре, священники и простолюдины. Одним из таких переселенцев был черниговский боярин Федор Бяконт. Он поселился на окраине Владимирского княжества в Москве, которая при князе Данииле Александровиче только становилась центром русских земель. В 1304 году у боярина Федора и его жены Марии родился сын, которого нарекли сразу двумя именами: Елевферием и Симеоном. Существовал такой обычай называть в честь святого выпавшего на день рождения, и святого - на день крестин. Крестным отцом мальчика стал сам московский князь Иван Данилович Калита. Этот мальчик и был будущий святитель Алексий Московский.

-2

Московский князь пожаловал Федору Бяконту вотчины у бывшей Ордынской дороги недалеко от нынешнего города Подольска. Около своего села Васильевского боярин Федор возводил оборонительные сооружения и контролировал переправу через Пахру. Также он собирал пошлины на таможенной заставе и встречал послов.

Образ святителя Алексия (Бяконта) на часовне Васильеского погоста
Образ святителя Алексия (Бяконта) на часовне Васильеского погоста

Соседние деревни Бяконтово, Плещеево, Ордынцы тоже были связаны с семьей святителя Алексия Московского. Историк С. Веселовский писал:

Километрах в семи от Подольска находится ныне небольшая деревня Бяконтово, а ближе к Подольску, в четырех километрах, на Пахре, другая небольшая деревня – Плещеево. В начале XIV века эти селения были вотчинами Федора Бяконта, а затем его сына Александра Плещея.

Александр Плещей или Плечей, прозванный так за свои широкие плечи, был младшим братом святителя Алексия.

Знаменская церковь в Захарьино
Знаменская церковь в Захарьино

Священник Николай Евграфович Сироткин в историческом очерке "Захарьино-Знаменское Подольского уезда" тоже указывал на эту связь. По мнению Сироткина, Ордынцы "было вотчиною самого св. Алексия митрополита Московского", деревня Бяконтово - "вотчиною родителя св. Алексия", а сельцо Плещеево "вотчиною дяди св. Алексия". В 1814-1815 годах Ордынцы и Бяконтово были исключены из прихода села Васильевского вошли в приход Захарьинской церкви. В 1826 году к церкви в Захарьино перешло и Плещеево.

Священник Николай Киселев предположил, что именно на берегах Пахры и Лопенки родился святитель Алексий. Когда ему было 12 лет юноша расставлял силки для птиц и услышал голос:

Алексий, зачем понапрасну трудишься? Отныне будешь ты ловцом людей.

Когда уже Алексий стал московским митрополитом (формально носил титул митрополита "Киевского и всея Руси"), Алексий не раз проезжал по Ордынской дороге мимо родных мест. Возможно, он останавливался в вотчине братьев в Васильевском, молился в местном храме.

В старину здесь стояла церковь святителя Василия Великого. Но в конце XIV века храм на Васильевском погосте был обновлен и назван уже в честь святителя Николая Чудотворца. Это было связано с чудесной находкой. Местные жители обнаружили вблизи соседнего села Стрелково плывущий против течения Пахры резной образ святителя Николая. Его вытщили из воды и поместили в Васильевской церкви на погосте. Чудотворный образ с тех пор почти 300 лет хранился в церкви Васильевского погоста. Он получил имя Николы Лопенского и Пахринского.

В конце XVIII столетия Никольский храм на Васильевском погосте обветшал и святыню передали в Знаменскую церковь села Захарьино. В 1815 году деревянный храм на погосте был вовсе разобран. На его месте построили каменную Никольскую часовню. В Знаменскую церковь села Захарьино перенесли и престол с антиминсом из упраздненного храма на Васильевском погосте. Чудотворная икона Николая Чудотворца находилась в Захарьино до 1940 года. К сожалению, святыня была утрачена. Примерно в то же время была разобрана и каменная часовня на Васильевском погосте.

Никольская церковь в Стрелково
Никольская церковь в Стрелково

В память о чуде на реке Пахре в 1705 году в соседнем селе Стрелково на средства Андрея Матвеевича Апраксина был отстроен еще один каменный Никольский храм. Там почитался свой "список" резного Николы Пахринского.

Сегодня на Васильевском погосте на месте разрушенной в советские годы каменной часовни поставлена новая деревянная часовня. Она приписана к Никольской церкви в Стрелково. Здесь планировали построить храм святителя Алексия в память о погребенных солдатах, погибших у реки Пахры в 1812 году. Был воссоздан и резной образ Николы Пахринского. В 2005 году новый образ поместили в Знаменской церкви в Захарьино, где до 1940 года хранился первообраз.