Старинное село Колычево Домодедовского района получило свое название от знатной боярской фамилии, к которой принадлежал московский святитель Филипп Московский. Сохранившийся каменный Воскресенский храм был построен в 1697 году. С 1781 по 1802 год Колычево имело статус города и носило другое имя - Никитск. Стало быть, и Воскресенская церковь на три десятилетия превратилась в городской собор.
В конце XVIII столетия при Екатерине II в Российской империи проводилась губернская реформа. В 1781 году была учреждена Московская губерния, в которой устанавливалось 13 городов и столько же уездов. В основном за уездные центры брались древние города, однако было и несколько исключений. Большие торговые села Рогожи, Подол и Бронницы стали, согласно указу Екатерины, новыми городами: Богородском, Подольском и Бронницами. А село Колычево, ставшее городом Никитском, выделялось даже и в этом ряду бывших сел, так как особенно большим и богатым оно никогда не было.
Река Пахра делила Никитск на две неравные части. Большая часть города располагалась на правом берегу, а меньшая – на левой стороне реки, где находится деревня Шестово. Но город Никитск долго не просуществовал, по сути, он так и оставался небольшим селом. В 1802 году император Александр велел упразднить этот "несостоявшийся" к тому времени уже заштатный город. Правда, вокруг бывшего Никитска все же успели возвести земляные валы, следы от которых еще сохранялись в конце XIX века. Но сегодня в селе Колычево не сохранилось никаких старых построек времен "уездного города", кроме одной - каменной Воскресенской церкви.
Почему Колычево получило именно такое название - Никитск? Писатель Николай Иванчин-Писарев указывал, что это название придумала сама императрица Екатерина II, причем для этого даже изучила родословную бояр Колычевых. В старину Колычево принадлежало Никите Борисовичу Колычеву, сыну Бориса Хлызни-Колычева, который был родным братом московского святителя Филиппа. Вот что сообщал в своей "Прогулке по Коломенскому узеду" Иванчин-Писарев о селе Колычево:
В 1781 году оно было названо городом с примежеванием к нему особенного уезда из земель Коломенского. По некоторым соображениям это не состоялось. Но здесь кстати заметить, как Екатерина II изучала все подробности нашей истории, а также историю иерархии, даже генеалогию бояр. Она велела назвать его городом Никитским.
Московский митрополит Филипп – в миру Федор Степанович Колычев родился в 1507 году в знатной, приближенной к великому князю семье. С юности его готовили к государственной службе, но в то же время родители были для юноши образцом набожности и благотворительности. В итоге Федор выбрал монашеский путь. Сын боярина пришел в Соловецкий монастырь в одежде простолюдина и принял тяжелые послушания: колол дрова, рыл землю, таскал камни. В постриге он получил имя – Филипп, и так высоко зарекомендовал себя в обители, что в 1548 году стал игуменом Соловецкого монастыря. Как о человеке высокой духовной жизни узнал о нем и царь Иван Грозный.
По настоянию царя в 1566 году Соловецкий игумен Филипп занял престол Московского митрополита. Это была высшая церковная должность в государстве того времени. Но Филипп вовсе не был рад этому назначению:
Не разлучай меня с моею пустынею: не налагай бремени выше сил. Не вручай малой ладии бремени великого.
Так отвечал Ивану Грозному игумен Филипп. Царь думал, что избранник прекословит по своей скромности и смирению, но в этих словах слышалось и что-то зловеще-пророческое...
Сначала новый митрополит и царь ладили между собой, но после Ливонского похода все поменялось. Казни и расправы вспыхнули в стране с новой силой. Филипп начал открыто обличать царя, обращал к нему письма, в которых призывал отменить опричнину. Грозный презрительно называл их "филькиными грамотами". Несговорчивый митрополит не боялся обличать царя и лицом к лицу. Грозный приказывал святителю замолчать, но тот отвечал:
Наше молчание полагает грех на душу твою и наносит всеобщую смерть: худой кормчий губит весь корабль... никакие страдания не заставят меня умолкнуть...
Однажды Филипп отказался благословить Ивана Грозного после богослужения в Успенском соборе московского Кремля. Это стало последней каплей. По воле царя Филиппа лишили сана и сослали в заточение в Тверской Отроч монастырь. Через год известный своей жестокостью опричник Малюта Скуратов злодейски убил святителя Филиппа, желая сделать приятное Ивану Грозному, а, может быть, и по его тайному приказу. Святитель-мученик был погребен в Соловецком монастыре, где началось негласное его почитание как святого.
Почти сто лет спустя в 1652 году царь Алексей Михайлович и Новгородский митрополит Никон инициировали торжественное перенесение мощей убиенного святителя Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву. Так Алексей Михайлович символически хотел загладить вину царской власти, раскаяться за деяния его "предка" Ивана Грозного. Тогда же состоялась и официальная канонизация святителя Филиппа.
Память о связи подмосковного села Колычева и его округи с именем святителя Филиппа была так сильна в народе, что в 1890 году в соседнем селе Лукино в Крестовоздвиженской женской обители был заложен храм с приделом в честь святителя Филиппа Московского. Живший в то время последний отпрыск боярской фамилии барон Михаил Боде-Колычев пожертвовал в этот храм икону Спасителя и получил разрешение каждый год совершать крестный ход из этой монастырской церкви в село Колычево к Воскресенской церкви.
С 1864 года более полувека настоятелем Воскресенской церкви в Колычево был протоиерей Афанасий Николаевич Малинин. Можно сказать, что его настоятельство стало целой эпохой в истории прихода. Он заботился не только о духовном воспитании прихожан, но и об образовании - по инициативе священника и благотворителей Мещериных в приходе была открыта начальная школа. На празднование 50-летнего юбилея служения о. Афанасия Малинина в Воскресенской церкви служил известный священник и ученый-фенолог Николай Сироткин, бывший в то время благочинным Подольского уезда, а также священник уже упоминавшегося Крестовоздвиженского монастыря соседнего села Лукино Владимир Фрязинов.
Шел 1914 год - уже произошла первая революция 1905 года, началась Первая мировая война, и, видимо, предчувствовалась новая смута. В поздравительном слове священнику юбиляру чувствовались тревожные ноты, наступали новые реалии жизни духовенства в России:
А как трудно приходится священнику проходить в жизни свое служение! Сколько он услышит обидных бранных слов по своему адресу?! Как часто при исполнении обязанностей он рискует даже своей жизнью! И все это он несет из любви к пасомым...
Однако Афанасий Малинин не дожил до революции и гонений, скончался вскоре своего 50-летнего юбилея служения в Воскресенской церкви села Колычево.