Найти в Дзене
Тихий океан 1/72

Поликарпов По-2 ВВС КНДР в Корейской Войне. Часть II. Приказано выжить.

Итак, первая часть статьи о молодых, перспективных, но немножко не опытных северокорейских ВВС закончилась фактическим исчезновением последних к августу 1950 года благодаря обстоятельствам непреодолимой силы (авиации США): смешанной авиадивизии (чем и являлись ВВС КНДР), по мат-части более соответствовавшей авиакорпусу, а по подготовленному летному составу – скорее полку, такой противник был никак не по зубам. Безусловным бриллиантом «неизвестной войны» со стороны «северных» американской стороной признается именно По-2, первый самолет, условно реализовавший принцип «Stealth», без ферритов и прочих выкрутасов. Спорить мы не будем, да и «Корсар» на боксарте «Шмера» по делу: из двенадцати заявок на сбитые «кукурузники» (три за ЗА) больше всего (тоже три) приходятся именно на F4U. «Воскрешение» ВВС предусмотрительно планировали заранее: еще до Инчхонской катастрофы штаб ВВС был перенесен от греха подальше, в район городка Яньцзы на северо-востоке Китая, где и началась подготовка пополнени

Итак, первая часть статьи о молодых, перспективных, но немножко не опытных северокорейских ВВС закончилась фактическим исчезновением последних к августу 1950 года благодаря обстоятельствам непреодолимой силы (авиации США): смешанной авиадивизии (чем и являлись ВВС КНДР), по мат-части более соответствовавшей авиакорпусу, а по подготовленному летному составу – скорее полку, такой противник был никак не по зубам.

Безусловным бриллиантом «неизвестной войны» со стороны «северных» американской стороной признается именно По-2, первый самолет, условно реализовавший принцип «Stealth», без ферритов и прочих выкрутасов. Спорить мы не будем, да и «Корсар» на боксарте «Шмера» по делу: из двенадцати заявок на сбитые «кукурузники» (три за ЗА) больше всего (тоже три) приходятся именно на F4U.

«Воскрешение» ВВС предусмотрительно планировали заранее: еще до Инчхонской катастрофы штаб ВВС был перенесен от греха подальше, в район городка Яньцзы на северо-востоке Китая, где и началась подготовка пополнения. Для обучения использовали самолеты По-2, Як-18 и Як-11, а группа товарищей, для начала 48 человек, была отправлена на обучение в СССР. Как и в случае с ВВС Китая, «продвинутой» летной подготовкой занимались советские коллеги находящиеся на территории Китая: 84-ый ИАП на Як-9П и 304-ый ИАП на Ла-9, причем с «Лавками», которые считались более сложными на взлете и посадке чем «Яки», история затянулась до ноября 50-го. По доброй традиции, советская сторона передала матчасть корейским коллегам: «Яки» остались ветеранам, 56-му ГИАП ВВС КНА, а Ла-9 достались новому-старому, до этого учебному 58-му полку, ставшему истребительным. Не менее успешно был восстановлен и 57-ой корейский ШАП на Ил-10, а «Ким-объединитель» запросил у Сталина подготовку более двухсот пилотов, сердечко ИВС растаяло и было получено «добро» еще на три новых полка, оснащенных МиГ-15 и Ту-2.

-2
Як-9П 56-го ГИАП. Декларируется, что фото сделано на пограничном аэродроме Уйджу. Вероятно не ранее 1951 года.

В общем, очередного появления северокорейцев на воздушном поле боя особо долго ждать не пришлось, тем более, что ситуация обязывала. 15 сентября 50-го года янки провели классическую крупномасштабную высадку в тылу противника, в порту Инчхона и северокорейская армия откровенно «посыпалась». 7 октября противник перешел 38-ю параллель, а 19 октября вошел в Пхеньян. На повестку дня во весь рост встал вопрос существования такого государства, как КНДР. И все бы так и вышло, если бы к делу не подключился Мао Цзэдун со своими «китайскими народными добровольцами». Причем в качестве воздушного прикрытия «китайской армии спасения» были именно северокорейские «Яки» из 56-го Гвардейского, базировавшегося на аэродроме в районе Синыйджу (фактически на берегу пограничной реки Ялу, только с корейской стороны) и, по мере скудных сил, пытавшиеся прикрывать войска: основной целью немногочисленных отечественных «командированных» была защита мостов через Ялу, а китайские коллеги справедливо сами себя записали в небоеготовые. «Второе явление Яков американскому народу» произошло 1 ноября 1950 года (в этот же день в Корее дебютировали советские МиГ-15).

-3
Фотография полностью соответствует описываемой ситуации и тут бы понагнетать и написать, что это «Як», павший в борьбе с империалистами (как часто и делают), но нет. Это венгерский Як-9П 1949 года, только с ранним типом ОЗ, поразительно напоминавшими северокорейские.

Получалось правда не очень и уже после первого дня боев, а именно, после штурмовки аэродрома Синыйджу «Шутинг Старами», самолеты, во избежание, перебросили на китайскую территорию, в район впоследствии знаменитого в узких кругах Андуна (Andong): залетать тогда за «ленточку» американцам совесть не позволяла было запрещено командованием. Северокорейские геройства продолжались не долго, до середины ноября, Красного дня календаря, когда полк был выведен на восстановление. Успехи были относительными, даже в публичном поле объявлялось всего о пяти сбитых бомбардировщиках» (B-26 и B-29). У американских же коллег все было менее скромно: 10:0 не в пользу «Яков». Причем главными «обидчиками» выступали старенькие «Мустанги». К январю 1951 года 56-ой полк получил новых, свежеподготовленных пилотов и новинку (для полка), Ла-9, правда численность авиачасти не превышала двадцати машин. Ситуацию, учитывая соотношение сил, такое пополнение никак не меняло.

-4
Полу-подтвержденные северокорейские победы в воздухе данного этапа странным образом датируются противной стороной и включают южнокорейский корректировщик L-5, сбитый 2 сентября 50-го и F-51D (насколько известно, с/н 44-73255) 39 -ой эскадрильи (на фото машины вроде как этого подразделения, ну что есть) сбитый 28 сентября. Пилот, ст.лт. Д. Питчфорд погиб. (1St.Lt Donald L. Pitchford, 39th FIS). В причинах потери «Мустанга» какие-то форменные враги демократии указали «Yak», но поборники чистоты нравов быстро все прояснили: это не «Yak», а «Flak». Как дело было на самом деле, мы с котом (музой литературного процесса) не знаем, но интересно другое. Машина с таким «серийником» по неполживому KORWALD была списана без указания причины... 15 октября, то есть почти через две недели после события.

Что бы там не происходило в воздухе, зимой 50-51 годов, при активном, а вернее решающем участии «китайских добровольцев», фронт покатился обратно, были освобождены и Пхеньях с Сеулом, что позволило северокорейской авиации вернуться в «родные пенаты». 56-ой Гвардейский ИАП был переброшен сначала на границу, в Синыйджу, а потом и под Пхеньян: 15 января группа B-26 над городом была безуспешно атакована одиночным «Яком». Естественно вынужденной особенностью действий авиации «северных» была малочисленность формаций последних: янки отмечали атаки хорошо, если звеньев «Яков», а не одиночных машин, что резко контрастировало с американским массированием. Весной 51-го на ТВД отметились Ла-9 из 58-го ИАП: по крайней мере одна эскадрилья была переброшена в район Вонсана: 28 мая одиночный B-26 там был атакован «Ла-7».

-5
Фотографию данной «Лавки» обычно относят к 1950 году, а машину приписывают либо к 58-му ИАП, либо к «877-му ИАП», которого в природе, как авиачасти, никогда не существовало.

Последними известными действиями северокорейских поршневых «дневных» истребителей считаются столкновения последних не с кем-нибудь, а с «Сейбрами» в районе все того же Синыйджу. На земле пилотами F-86 заявлялось о восьми уничтоженных на земле «Яках», одного Ил-10 и трех сбитых 20 июня 51-го Ла-9. Насколько известно, в октябре месяце того же года все «поршневые» подразделения были отведены в тыл, в Манчжурию. Но это был не конец «винтовой» истории. К концу 51-го года 56-ой «Таеджонский гвардейский» полк, пройдя соответствующую подготовку, был переквалифицирован в «ночной», заодно получив Ла-11 из советского 351-го ИАП, перевооружающегося на МиГ-15. Инструкторами естественно выступали наши пилоты. Целью должны были стать американские ночные «охотники за грузовиками» , B-26, F4U и Ко, а уже 7 января 52-го, в ночи, «Корсар» F4U-5N из VMF(N)-513 был безрезультатно атакован «покрашенным в темный цвет Яком».

-6
Есть мнение, что на ночные, уныло-серые Ла-11 был в полевых условиях нанесен примерно вот такой вот камуфляж. Мнение есть. Доказательств нет, зато свежо и неизбито. А американцы тем временем стали отмечать если не атаки, то присутствие истребителей-ночников, причем далеко за линией фронта, вплоть до Пхеньяна, спасибо большому радиусу действия «Лавки-11».

Что касается штурмовой авиации, известно о единственном сравнительно крупном вылете: 20 июня 1951 года восемь северокорейских Ил-10 под прикрытием шестерки «Яков» были отправлены с вроде как уже неоднократно уничтоженной авиабазы Синыйджу на штурмовку южнокорейских позиций на острове Шинми-До. Маршрут был проложен на редкость удачно и еще до пересечения береговой черты «северные» напоролись на группу F-51D. По американским данным было сбито 4 Ил-10 и 1 Як-9, одному «Мустангу» из 39-ой эскадрильи (39th FIS) подоспевшие МиГ-15 из нашего 176-го ГИАП устроили «фаталити», оторвав левое крыло, потом появились «Сейбры», пошла жара и северокорейцы сочли за благо ретироваться. После такого, мягко говоря, невнятного выступления «классических штурмовиков», было принято волевое решение передать штурмовые задачи на хрупкие плечи пилотов 58-го ИАП, оснащенного Ла-9: командование ОВА небезосновательно считало, что куда более скоростной и маневренной «Лавке» будет куда проще отбиться по крайней мере от сравнимых по ЛТХ «Мустангов», причем никакой бомбовой нагрузки на Ла-9 не предусматривалось. Только пушки. Сказано – сделано, пилоты прошли обучение по штурмовым действиям и в октября 51-го две эскадрильи 58-го ИАП прибыли в многострадальный Синыйджу, хотя о реальных боевых вылетах традиционно ничего неизвестно.

-7
Ил-10 57-го полка (других кандидатов на принадлежность нет), снятый на ФКП «Мустанга» в июне 51-го года. «Илы» присутствовали в составе ВВС КНА до самого конца войны, однако на территории Китая и до боевого использования дело видимо уже не доходило.

Если говорить о бомбардировочной компоненте «Северных», то таковая формально существовала (почти «виртуальная» 4-ая БАД, состоящая из двух полков, 36-го и 37-го БАПов), однако до боевого применения снова дело не дошло: летчики на территории СССР проходили подготовку на Ту-2 и единственным зафиксированным янки случаем встречи с такой северокорейской машиной стала заявка американцев 30 января 1953 года на сбитую «Тушку». К этому времени уже во всю шло перевооружение бомбардировочных полков на технику совершенно другого уровня, Ил-28: насколько известно, у Кима-старшего было огромное желание за «гуманитарные бомбардировки» Пхеньяна нанести ответные «визиты вежливости» в Сеул, но в дело вмешалась политика: Мао был категорически против, опасаясь ударов по своей территории.

-8
На начало 1953 года в ВВС КНА, размещенной на территории Китая числилось около сорока Ил-28 в составе 4-ой БАД, причем с вполне подготовленными экипажами. Насколько известно, американцы опасались массированных ночных ударов, однако осторожность и предусмотрительность победила вечное «а давайте бахнем». На фото Ил-28Р, на боковичке машина иногда датируется вообще 70-ми годами прошлого века.

А теперь минутка Бюрократа. В январе 1951 в авиации «Сил Добра» произошли важные (нет) организационные изменения. С подачи Мао Дзедуна, было организовано совместное с северокорейцами объединение, известное в дальнейшем как Объединенная Воздушная Армия (ОВА), окончательно оформившаяся осенью того же года. Даже на момент создания, объединенные силы, размещенные в Китае, выглядели внушительно : восемь китайских авиаполков, пять из которых были вооружены МиГ-15 и две северокорейских авиачасти (56-ой ГИАП на Як-9/Ла-9 и 57-ой ШАП на Ил-10). На практике, неотвратимая мощь красиво смотрелась только на бумаге и объединенные ВВС скорее были «потешными»: уровень подготовки китайских коллег, и пилотов, и командного состава, оценивался примерно как «ниже некуда», к тому же Ким Ир Сен … фактически отказался отдавать своих летунов под общее командование: любые совместные действия должны были согласовываться с корейцами. Ну а советская сторона вообще была сама по себе, отказавшись присоединиться к «перспективной инициативе». Злые языки клевещут, что решение об отказе было принято лично Сталиным: в ОВА «первую скрипку» играли китайцы и ИВС не очень представлял, как люди, прошедшие горнило Великой Отечественной, вроде Красовского с Лобовым, будут подчиняться ребятам, только пару лет назад увидевшим современную авиатехнику.

-9
Чтобы скрасить унылость повествования, просто красоты в Ленту. 20 июня 51-го года пилоты Ла-9 (тогда у них Ла-11 просто не было) действительно оптимистично заявили два сбитых «Сейбра», но были нюансы...

От нечего делать, «безлошадное» формирование занялось связью, снабжением и аэродромным строительством, а к ноябрю 51-го года, когда китайская сторона посчитала, что уже готова для воздушной войнушки, ОВА наконец стала вполне действующим боевым формированием оптимистов. В ноябре же дело дошло и до совместной китайско-северокорейской авиа-операции: сравнительно удачной попытке освобождения островов в архипелаге Пансон (Pansong), фактически закончившейся 30 ноября совсем неудачным налетом китайских Ту-2 на остров Тахва-до (Taehwa-do). Отметились и корейцы: 14 ноября вроде как «Яки», которых у китайцев попросту не было, проштурмовали упомянутый остров, а следующей ночью по «южным» отработали группой По-2.

-10
Тут незаметно подкралась и история «реактивной эры» северокорейской авиации... Данный Миг-15 в 1951-52 годах принадлежал 60-му ИАП ВВС КНА, дожил до начала 53-го года, когда и был разбит. Красный нос и полоса перед хвостом - элементы быстрой идентификации, от которых впоследствии отказались: клевещут, чтобы пилоты «Сейбров» при случае путали со своими. Как это работало - неизвестно.

Все началось в марте 51-го, когда на китайскую авиабазу у города Аньшань прибыла т.н. «специальная группа» из примерно семидесяти курсантов-новичков с налетом около 70 часов на учебных Як-18 и Як-11, разбавленных небольшим количеством летчиков, уже имевших боевых опыт на Як-9П. К полетам на реактивной технике, Як-17УТИ и МиГ-15, приступили в середине апреля 51-го. В этом же месяце было сформированы два «реактивных» полка, 59-ый и 60-ый ИАП, включенных в 1-ю ИАД и получивших в сентябре 54 хорошо ушатанных Миг-15 из 151-ой советской ГИАД. В ноябре местом базирования «северных реактивщиков» стал новый аэродром Уйджу, располагавшийся в полукилометре от пограничной реки Ялу с корейской стороны и сделанный по науке: бетонная ВПП с «рулежками», капонирами плюс прикрытие зенитной артиллерией.

-11
Ким Ир Сен с сыном (впоследствии тоже ну очень серьезный мужчина) осматривают «МиГ» в Уйджу и дают ЦУ. Нижнее фото - так же оформленный борт из музея Пхеньяна. На сопроводительной табличке случай с ЦУ описан.

Идея была интересная, перспективная, но были и мелкие недостатки. Средний налет северокорейских пилотов на «МиГах» не превышал 50 часов, что резко контрастировало с уровнем североамериканских «друзей». К тому же, из-за языкового барьера взаимодействия с советскими пилотами практически не было. По этой же причине корейцы (как и китайцы) полноценно не пользовались нашей системой боевого управления и воздушного наведения (т.н. CGI), использующей радиолокаторы П-3М, П-20 и П-8, создав свою, практически «самостийную», основу которой составлял радар П-3М, располагавшийся в Уйджу. Первый боевой вылет корейских МиГов приключился 8 ноября 51-го года, а 15 ноября в районе Пхеньяна произошло первое столкновение с «Сейбрами», закончившееся ничем: северокорейцы совершенно резонно «сделали ноги», да и янки особо не были против. Хотя и обиделись, иначе как объяснить целый ряд ночных рейдов B-26 с B-29 на Уйджу, отправивших авиабазу на перманентный ремонт: после налетов 24/25 ноября в ВПП насчитали почти 500 воронок от бомб.

-12
«Северные МиГи», в который раз, во избежание (так-то сложно было догадаться, чем дело закончиться), отправили на сохранение, за «ленточку», на аэродром у Лангтао, где и без них было нескучно: два советских полка 324-ой ИАД и 3-я китайская ИАД. На фото, судя по построению машин в ряд, дело происходит в Китае: американцы, там где могли дотянуться, таких шуток не понимали. Элементов быстрой идентификации уже нет.

Насколько известно, учитывая особенности базирования и подготовки, использование корейских МиГов по активности и эффективности ничем не отличалось от такового у китайских коллег. За исключением масштабов ( у КНДР хорошо, если пара одновременно воюющих неполных полков против шести-восьми в лучшие месяцы у китайцев ) и «высоких отношений» с американскими флотскими летунами, причем в зонах, куда ни китайские, ни советские пилоты не залетали. Началось все 9 сентября 1952 когда корейцы из 59-го ИАП безрезультатно атаковали пару «Корсаров» из VMA-312 в районе Нампхо, а на следующий день сбили F4U из той же эскадрильи. 4 октября в районе северокорейского аэродрома Йонпо четыре МиГа атаковали семь «Корсаров» из эскадрильи VF-884 - опять один в минус. Через три дня на землю отправился еще один F4U-4, на этот раз из VF-193. 12 октября компанию с «убиенными» разделил южноафриканский «Мустанг» из 2-ой эскадрильи SAAF.

-13
Ларчик успехов открывался просто. «Засадное действо» было специально спланировано, происходило на восточном побережье Северной Кореи, где встретить «МиГи» банально не ожидали, а наведение специальных групп «охотников» на американские (и не только) ударные группы осуществлялось по радару, хорошо припрятанному в районе Сучона, вынудив янки выделять на сопровождение флотские F9F. На фото, F-51D 2-ой эскадрильи ЮАР (2nd Sqn SAAF). А сбит был борт с серийным номером 44-74577.

В февраля 53-го к действу присоединились самолеты 2-о ИАД: ветераны 56-го ГИАП и 58-го ИАП, поменявшие «Яки» и «Ла» на МиГ-15бис, базируясь в местном авиационном «Неризиновске»: аэродромном узле Андуна. Учитывая скудность достоверной информации, что о количестве боевых вылетов, что о потерях, что об успехах по ЖБД, ввиду отсутствия доступности к таковым, о реальных достижениях, кроме вышеприведенного, на самом деле много говорящего примера, судить-рядить сложно, однако на счет именно северокорейских пилотов относят еще один F-80C (с/н 49-531), сбитый 27 ноября 1951 года, который записывают и на нашего майора Д.П. Оськина, F-51D ROKAF, потерянный 15 декабря 51-го, но отнесенный на счет зенитчиков и по крайней мере один, а то и пару F-86E, сбитых 20 июля 53-го года, на которые есть и другие претенденты.

-14
Редчайшая, с трудом найденная фотография самого известного пилота КНДР (в середине, не перепутайте, мало ли чего).

Ну и как обойти вниманием феномен, сформировавшийся как способ ведения боевых действий во время «второго пришествия» ВВС КНА в октябре 51-го года и названный изобретательными янки «Bedcheck Charlie» (хрень, которая не дает спать), или «night time harassment» (речь о ночных беспокоящих атаках, а не о глупостях всяких эпохи #MeToo). Идея была мягко говоря не новая, успешно реализованная Учителями из страны банного дела, водки, гармони и лосося в Великую Отечественную: ночными атаками одиночных самолетов конечно серьезный ущерб мог быть нанесен только в случае откровенной удачи, но личный состав противника, включая средства ПВО, держались в напряжении постоянно. Большим плюсом идеи была возможность использования имеющихся под рукой устаревших аэропланов, способных базироваться на маленьких полевых площадках и действовать в условиях превосходства противника в воздухе (в нашем случае, тотального). В дальнейшем выяснилось, что медленные, низколетящие самолетики было крайне сложно обнаружить и с помощью наземных РЛС, и с помощью бортовых, даже таких совершенных, как «секретная» AN/APG-33, установленная на F-94C.

-15
В нашем случае, палочкой-выручалочкой изначально выступили воистину легендарные По-2, изначально находившиеся в составе 58-го «учебного» полка, но сведенные в «1-ую группу ночных бомбардировщиков», по численности соответствующую эскадрилье.

Осенью 51-го, на базе группы был сформирован 3-ий полк «ночных безобразий» (3-ий НБАП): добавили 2-ю эскадрилью, оснащенную Як-18. Кроме основной, хорошо замаскированной «секретной базы» у города Саривон имелись многочисленные грунтовые площадки, в том числе поблизости от линии фронта, способные принять два-три самолетика. А осенью 52-го произошло неожиданное усиление. В 3-ем НБАП завели еще одну, третью эскадрилью и оснастили её … Ла-11 переданными из 56-го ГИАП, перевооружающегося на реактивные «МиГи». Машины предназначались для «ночных штурмовок», в 1953 году, насколько известно, применялись достаточно активно, а одна «Лавка» была заявлена сбитой 30 января 53-го экипажем F-94C.

-16
Так же, решительно невозможно оставить в стороне полумифическую историю боевого применения в Корее летающих лодок Бериев МБР-2. Использование «Амбарчиков» никак не подтверждается советско-российской стороной, ножки растут из американских отчетов: 6 мая 51-го шесть летающих лодок было замечено американским самолетом-разведчиком у побережья в районе Хаеджона. Считалось, что летающие лодки использовались в транспортных целях у береговой линии, хотя в ночь с 15 на 16 июня вроде как такой «пепелац» обстрелял из пулеметов американскую авиабазу Кимпхо.

Американцы отнеслись к новой угрозе со всей серьезностью, в окрестностях авиабазы Кимпхо и города Каннын на возвышенностях были размещены радиолокаторы AN/TPS-1B с максимальной дальностью обнаружения воздушных целей в 140 км. Кроме специализированных ночных истребителей (морпеховских F4U-5N с F7F-3N из эскадрильи VMF(N)-513, армейских F-82G из 68-ой эскадрильи), использовали «суррогаты», вооруженные 12.7-мм пулеметами T-6D «Тексан», а в случае обнаружения «фанерного противника» перенацеливали на оного всё, что было под рукой, как это было с B-26 из 8-ой бомбардировочной эскадрильи (8th BS(L)), экипаж которого 23 июня 51-го года заявил уничтожение По-2 над Сеулом. Северокорейским ответом был переход на маловысотные рейды, некомфортные ни для американских ночных «сараев», ни для имевшихся радиолокаторов.

-17
Есть достаточно распространенное мнение завистников, что не меньшую, а может даже большую роль в ночных безобразиях второй половины войны играли Як-18, в частности, именно паре таких самолетиков приписывают самые удачные попадания Войны 16 июня 1953 года.

Позднее к процессу подключили и «АВАКСы», AD-4W, и С-47, сбрасывающие осветительные бомбы и конечно ночных реактивщиков, F3D с F-94C. Успех вот это вот всё приносило относительный, ибо проблема никуда не делась, к тому же, на ниве боротьбы с «кукурузой» было потеряно два F-94 (один 3 мая 53-го рухнул, пытаясь выровнять скорость с По-2, второй, 14 июня просто врезался в жертву). А «Тихоходы и Ко» по мере сил использовались активно, если и не нанося серьезный ущерб, то постоянно держа противника в напряжении и удостоив своим вниманием такие «культовые» места как Сеул, Сувон, Кимпхо и остров Чо-До, на котором размещались американские радиолокаторы, способные «видеть» Андунский аэродромный узел.

-18
Вот до чего доводят «бесполезные и бестолковые кукурузники». Доработанный Douglas AD-4W «Skyraiders»: изначально самолет ДРЛО, но с новым радиолокатором, AN/APS-31, и двумя 20-мм пушками. В 1953 году в эскадрилье VMC-1 числился один такой «ночной истребитель», экипаж которого 17 июня 53-го заявил победу над По-2.

Куда-то, по мелочи, «ночные северяне» попадали часто, но не обошлось и без откровенных удач. Первый серьезный успех пришел 28 ноября 50-го когда одиночным По-2 на аэродроме под Пхеньяном была накрыта линия запаркованных «Мустангов» 35-ой и 36-ой эскадрилий 8-ой истребительно бомбардировочной группы (8th FBG, 35th FBS, 36th FBS). Одиннадцать машин получили повреждения, три из которых янки пришлось уничтожить при отступлении. 17 июня 1950 года пара По-2, ведомая лейтенантом Ла Вонг Йонгом отбомбилась по авиабазе Сувон: один F-86A «Sabre» (49-1334) сгорел, еще восемь получили повреждения, четыре - серьезные.

-19
На самом деле, в известной базе KORWALD этот один из самых известных «Сейбров» не указан. Разве это потеря? Конечно нет.

23 июня одиночный «Кукурузник» там же повредил еще пару «Сейбров». 31 декабря 50-го на АБ Кимхпо был поврежден еще один F-86. 23 апреля 1953 года опять на Кимпхо было повреждено пять RF-80A из 45-ой эскадрильи (45th TRS). Ну и конечно «массированный» налет (более 15 машин, включая Ла-11) 16 июня 53-го, когда в порту Инчхона удалось сжечь склад с 200000 (двести тысяч) литров топлива и устроить потрясающий фейерверк.

На этом история неожиданно подошла к концу, выводов не будет, осталось немного прояснить вопрос, откуда берется информация по тематике, учитывая закрытость северокорейского общества.

Вы будете смеяться, но многое в «интернетах» и не только взято из воспоминаний Но Гым Сока, 19 сентября 1953 года, уже после войны, угнавшего МиГ-15бис в Южную Корею. Мало того, что у «летёхи», которому на момент событий было 20 годиков, абсолютная память, так и познания с компетенциями уровня высшего руководства ВВС, а не всякие глупости вокруг «хотелок» хозяев и тридцати сребреников, как можно было бы подумать. Кстати, расстрелы офицеров ВВС КНА - тоже его «вспоминалки».

Первый неполживый источник активно эксплуатирует Дуглас Дилди в своей книге по предмету «Fury from the North». Пара достаточно выдержанных статей 2012 года в Air Power сменились (по тексту) «Сталинским режимом», «ВТОРЖЕНИЕМ Китая в Северную Корею» и «непреклонной силой, доминированием, проч». Все это было бы конечно хорошо для года этак 83-го, но когда Osprey посрамлен... На самом деле, не все так страшно, ушки заказчика конечно торчат на все 100%, но в любом случае, автор этой писанины в Дзене более полного фолианта по ВВС КНДР не знает.

Полным антиподом выступает книга Сяомина Чжана «Red Wings over the Yalu» в которой пропаганда практически отсутствует, но и ВВС КНДР упоминается постольку-поскольку: работа о ВВС КНР.

Вот собственно и все.
Всех с прошедшим и наступающим Праздником.

Использована информация из открытых источников.

Некоторых авторов их (источников) не помешало бы отправить на северную часть Корейского полуострова для полного прояснения ситуации.