Найти в Дзене
Тихий океан 1/72

Яковлев Як-9П ВВС КНДР в Корейской Войне. Начало.

Война в Корее 1950-53 годов стала первой, после Второй Мировой пробой сил новых-старых ведущих мировых игроков (недавних союзников), уже обладавших ядерным оружием, которое добавляло «перчинки» в и без того высокие отношения. Важным элементом ведения боевых действия (а по мнению американских партнеров, решающим) было широкое использование авиации, зачастую новой, реактивной эры, причем на фоне «воздушных грандов» не потерялись и Воздушные силы Северной Кореи, оставившие короткий, но запоминающийся след. «Фронтменом» статьи стал Яковлев Як-9П. Во-первых, кто-то им все равно должен был стать, а потом, это наверное самый известный северокорейский боевой самолет начала Войны, тем более, что выбор крайне не велик. История ВВС страны началась в середине 1946 года, когда при советских авиачастях, размещенных в Корее стали создаваться первые учебные подразделения (т.н. авиа-кружки), в которых с помощью наших инструкторов началась подготовка местных кадров. «Летающими партами» выступали поликар

Война в Корее 1950-53 годов стала первой, после Второй Мировой пробой сил новых-старых ведущих мировых игроков (недавних союзников), уже обладавших ядерным оружием, которое добавляло «перчинки» в и без того высокие отношения. Важным элементом ведения боевых действия (а по мнению американских партнеров, решающим) было широкое использование авиации, зачастую новой, реактивной эры, причем на фоне «воздушных грандов» не потерялись и Воздушные силы Северной Кореи, оставившие короткий, но запоминающийся след.

«Фронтменом» статьи стал Яковлев Як-9П. Во-первых, кто-то им все равно должен был стать, а потом, это наверное самый известный северокорейский боевой самолет начала Войны, тем более, что выбор крайне не велик.

История ВВС страны началась в середине 1946 года, когда при советских авиачастях, размещенных в Корее стали создаваться первые учебные подразделения (т.н. авиа-кружки), в которых с помощью наших инструкторов началась подготовка местных кадров. «Летающими партами» выступали поликарповский По-2 и яковлевские УТ-2 с Як-18. Процесс шел мягко говоря не просто по причине банального отсутствия подходящего «человеческого материала», что было вполне закономерно для полу-аграрной страны, более тридцати лет находившейся под японской оккупацией. На подготовленные японцами местные авиа-кадры (а таковые были) рассчитывать тоже не приходилось, ибо последние (кадры) по большей части «сделали ноги» к южанам.

-2
С японским наследством вообще не задалось. Достоверно известно только о немногочисленных учебных Tachikawa Ki-9, Ki-36/55 и едва ли не единственном транспортном Ki-54. На фото как раз Tachikawa Ki-54 северокорейских ВВС с прикольным хвост-артом, захваченный американцами на авиабазе Кимпо в октябре 1950 года.

Хотя обычной практикой стала отправка корейских пилотов на обучение в СССР, как и участие советских корейцев в процессе на местах, а первые полеты на транспортных Ли-2 совместные советско-корейские экипажи стали совершать уже в 1947 году, проблема «кадрового голода» остро стояла и на начало войны-1950. В общем, вполне обоснованно «журавлей в небе» никто ловить не собирался и планов громадьё по ВВС, принявших более-менее законченный вид в 1948 году, ограничивалось одной смешанной авиадивизией.

-3
Учебный Tachikawa Ki-36 северокорейцев. Тоже брошенный на аэродроме. Или Ki-55, так не разобрать. Поскольку такими глупостями, как допуск к архивам КНДР не занимается, большая часть фотоматериалов (и не только) представляет из себя фото захваченных образцов, как и эта данная, конкретная «Ида» («Ida» -наименование самолета в кодировке американцев периода ВМВ).

Сказано-сделано. Техникой обеспечил дядюшка Джо, поставив более сотни Як-9 (включая не менее 15 «спарок» Як-9В и 12 «обычных» Як-9, использовавшихся в учебных целях). Большинство же составляли самые совершенные Як-9П, сведенные в 56-ой ИАП, плюс учебные подразделения : на начало войны 79 машин. Ударную компоненту представлял 57-ой ШАП с т.н. «учебным полком»: на июль 50-го имелось на круг 93 Ил-10 (всего из СССР доставили 107 штурмовиков, из которых тринадцать - учебных Ил-10У). Третьей, последней, но очень важной частью 1-ой (и единственной) авиадивизии ВВС КНДР был 58-ой учебный , а скорее смешаный полк: 13 По-2, 24 Як-18, 6 Як-11, а также несколько УТ-2, С-47/Ли-2 и даже представители «проклятого прошлого»: несколько Ki-9, Ki-55 и Ki-54.

-4
Для компактных ВВС КНДР понятие «учебный самолет» было достаточно условным. По крайней мере американцы отмечали присутствие «школьников» в составе боевых групп противника. Что уж говорить о феномене, который партнерами был метко назван «Bedcheck Charlies». На фото учебный Як-18. А может и не учебный. Вроде как 1952 год.

В преддверии будущего «объединительного похода» особое внимание уделили базированию. Хотя поближе к 38-ой параллели и построили четыре полноценных ВПП, основу составляло «проклятое наследие прошлого»: Северной Корее от японцев досталось девять аэродромов, из них три крупных. Особое значение имели аэродромные узлы Пхеньяна и Вонсана, где у бывших хозяев имелись полноценные ремонтные мастерские, а нынешние хозяева, кроме ремонта авиатехники, проводили и подготовку техперсонала. Естественно под мудрым руководством людей с балалайками и медведиками.

-5
Непреходящую ценность представлял доставшийся практически целым авиазавод компании Showa под Пхеньяном, где во Вторую Мировую не просто осуществляли ремонт любого уровня, но и выпускали запчасти-компоненты для авиапромышленности метрополии. Вероятно именно там местными, в учебных целях, из двух разбитых «Хаябус» была собрана одна целая. Правда в нелетном состоянии. Фото нет. Боковичёк по воспоминаниям.

За техобслуживание техники отвечало два профильных батальона общей численностью более 2500 человек. А вот с летным составом было не очень: советскими советниками число корейских пилотов оценивалось в более чем двести человек, правда полностью боеготовых было чуть более тридцати, которых распределили по одной эскадрилье Яков и двум - Илов. Понятно, что три эскадрильи никак не соответствовали размаху планируемой операции, но что имели, то имели. Тем более потенциальный противник (ВВС Южной Кореи) выглядел, мягко говоря, куда более бледно.

-6
На июнь 50-го южнокорейские ВВС состояли из двух учебных «эскадрилий», базировавшихся в районе Сеула и включавших три NA T-6D «Texan», восемь Piper L-4 «Cub», пять Stinson L-5 «Sentinel» и нескольких древних Tachikawa Ki-9. На фото вверху южнокорейский «Тексан», внизу Ki-9.

На чем основывалось бодрое предположение, что к внутрикорейскому «междусобойчику» не подключится главный «демократизатор», авиа-компонента которого была представлена Дальневосточным Командованием (FEAF) и 5-ой Воздушной Армией USAAF, имевшими в Японии, на Филиппинах и Окинаве более трехсот боевых самолетов, не очень понятно. Возможно, смотрели на судьбу континентального Китая, где в 1949 году Чан Кайши был, если называть вещи своими именами, банально «слит». По крайней мере песенники-былинники говорят, что в «Управлении Добрых дел» (СССР), от которого много чего зависело, глав-волшебник с трубкой, бывший до этого против кипучих инициатив Кима-объединителя, в 1950 году поменял отношение к вопросу. В общем, 25 июня 50-го года, утром, позавтракали и начали…

-7
Как «в лучших домах», северокорейцы начали с завоевания превосходства в воздухе, нанеся ряд ударов по наиболее важным авиабазам «южных» (Сувон, Кимпо), мимоходом зацепив и американцев (видимо очень зря). Причем штурмовками активно занимались и истребители Як-9П. Жертвами БШУ первых дней войны стали семь уничтоженных на земле корейских Piper L-4 с NA T-6, тройка американских транспортников Douglas С-54 и по одному NA F-82G и Douglas B-26B. На фото уничтоженный Яками 25 июня на авиабазе Кимпо C-54 «Skymaster», принадлежавший MATS (Military Air Transport Service).

Ну а у самой большой проблемы в воздухе (и не только) для «северных», американской стороны, уже 27 июня было разрешение сбивать, все что летает, вплоть до 38-ой параллели (то есть, таки вписались). Чем и воспользовались: в тот же день пилотами «Твин Мустангов» 68-ой эскадрильи было заявлено три победы, из которых более-менее подтверждается одна (Як-11). А 29 июня все ограничения на удары и по территории Северной Корее были сняты. В таких условиях для КНДР решающее значение имел фактор времени: бороться с разогнавшейся военной машиной США северокорейцы естественно не могли.

-8
У янки полноценно действовать с территории Японии из истребителей могли только North American F-82G «Twin Mustang», которых в боеготовом состоянии на ТВД было менее 20 штук. А у многочисленных Lockheed F-80C «Shooting Star» время нахождения над целью измерялось хорошо, если получасом. И это без внешних подвесок. На фото F-82G 68-ой эскадрильи (68th F(AW)S) лейтенанта Уильяма Хадсона вроде как одержавший первую победу в Корейской войне.

Решение было простое и очевидное: использовать имевшиеся в большом количестве в резерве истребители North American F-51D «Mustang» и лучше, если с базированием на территории Южной Кореи. Начали с малого. Уже через два дня после начала войны, десять «Мустангов»-буксировщиков мишеней были заново вооружены и переданы из состава 5-ой ВА США в 51-ю временную эскадрилью (51st Provisional FS) Причем на самолеты нанесли южнокорейские ОЗ. Дебют состоялся 29 июня: четверка «условно-корейских» F-51D заявила четыре сбитых Ил-10 над Сувоном.

-9
Вообще то «Мустанги» планировали передать в южнокорейские ВВС (RoCAF), для использования в перспективе местными пилотами (программа «Bout One»), но в 1950 году из этой затеи ничего путного не вышло вроде как из-за языкового барьера и неготовности южнокорейцев, часть из которых служила во Второй Мировой в японской авиации, к боевой работе на F-51. На фото машина командира 51-ой эскадрильи, майора Гесса (Maj. D. Hess).

Ну а пока американцы раскачивались, на земле происходили катастрофа, по масштабам сравнимая, наверное, с Дюнкерком. Причем в пользу «Северных», чья немногочисленная ударная, а вернее штурмовая авиация по сводкам местного Совинформбюро сеяла опустошение и разрушение на позициях и коммуникациях незадачливых противников, у которых на этот счет (опустошений и разрушений с воздуха) информация практически отсутствует. Если коротко, с объективными данными с обоих сторон не очень. Упоминается только обстрел 10 июля четверкой Яков подразделений 19-го пехотного полка янки под Чхонджу.

-10
Единственный полноценный ударный самолет КНДР начала войны – Ильюшин Ил-10. По всем канонам жанра, авиация следовала за наступающими частями и сразу после захвата Сеула, семь Ил-10 и столько же Як-9 были переброшены на свежезахваченную авиабазу Кимпо. Как и штаб главкома ВВС КНА (Корейской Народной Армии) Ван Йонга (Wang Yong), сорокалетнего генерала, прошедшего подготовку в СССР. Считается, что только в июне-начале июля Илы совершили около 90 боевых вылетов. Так же в плюс штурмовикам ставят атаку в Желтом Море 23 августа британского эсминца «Комус» (HMS «Komus»), правда без особых последствий.

Для северокорейской авиации ситуация в воздухе никогда не была простой, а в июле все стало кардинально меняться в худшую сторону. В Южную Корею была переброшена 40 –я эскадрилья 35-ой группы (35th FIG), поменявшая свои «Шутинг Стары» на «Мустанги». На таких же машинах работала 77-я австралийская эскадрилья (77th Sqn. RAAF – 26 F-51D). Оба подразделения трудились штурмовиками. К западному побережью Кореи ветром прибило два авианосца (британский «Триумф» (HMS «Triumph») и американский «Вэлли Фордж" (CV-45 «Valley Forge»). По аэродромам стали работать классические бомбардировщики, B-26 и B-29, хуже того, 22 июля на борту авианосца «Боксер» (CV-21 USS «Boxer») в Японию приплыли 145 «Мустангов»…

-11
«Мустанги» собирались с бору по сосенке по всей стране и изымались из частей Национальной Гвардии.

Аэродромы янки бомбили едва ли не с начала войны (Только авиабазу Хэджу под Пхеньяном бомбили неоднократно (например 29 июня - 9 B-29 и 18 B-26, 3 июля – англо-американская «палуба»)), а апогей вероятно наступил в конце июля – начале августа, когда были нанесены массированные удары по большинству сколько-нибудь крупных ВПП. И 20-го же июля была заявлена и последняя победы USAAF «летнего» сезона (следующая была только в ноябре). «Затишье в воздухе» объяснялось просто: оставшиеся машины северян были банально переброшены подальше, к границе с Китаем у Яньчжи. Собственно на этом, начальная, самая активная и известная фаза участия ВВС КНДР в Корейской Войне и закончилась.

-12
Наиболее активно используемым типом ЛА (из двух) был несомненно Як-9П. C 25 июня до конца июля пилоты 56-го полка совершили более 220 боевых вылетов. Было заявлено о 39 победах, а за воздушные бои июля 50-го в районе Южнокорейского Тхэджона полк получил звание Гвардейского. Бои в воздухе там действительно имели место быть, на земле успех был полный: была разгромлена и частично попала в полон 24-я американская дивизия. Только вот противная, звездно-полосатая сторона не настолько преисполнена оптимизма по поводу действий «Северокорейских соколов».

Обычно, на счет Яков относят всего четыре чистые победы, одержанные в июле 1950 года: B-29 (с/н 44-69866), сбитый 12 июля над Сеулом, пару корректировщиков L-4 и L-5 сбитых в районе Тхэджона 12 и 13 июля и подбитый 19 июля там же и впоследствии списанный F-80C (49-698). Дальше начинается персональный взгляд разнообразных историков, причем не обязательно отечественных. С одной стороны, к американской трактовке потерь действительно есть вопросы, ибо когда причиной уничтожения реактивного «Шутинг Стара» называется «огонь танка», то как-то слабо верится «в эту латынь», да и пустые определения вроде «Lost to enemy action» или «Written off due to battle damage» добавляют поле для маневра. С другой стороны, записывать в жертвы Яков почти все, упавшее не на взлете, тоже, так себе идея (встречается, между прочим).

-13
Вверху, идущий 10 июля 50-го на аварийную посадку «Шутинг Стар» (с/н 49-537) 49-ой истребительно-бомбардировочной группы. Слева, вверху, у корня крыла хорошо видны повреждения. Самолет был списан. Внизу: «Твин Мустанг» (с/н 46-364), 29 июня расстрелянный Яками на авиабазе Сувон. Есть мнение, что первопричиной посадок были повреждения, полученные обеими машинами в воздушных боях.

Кроме двух вышеупомянутых красавцев в западной литературе на счет северокорейских истребителей относят С-54D «Skymaster», расстрелянный на посадке 30 июня в Сувоне и пару «Инвейдеров», B-26 (44-34379 и 44-34263), в разное время поврежденных в воздушных боях, ушедших на аварийную и брошенных на земле. Представители отечественной историографии (северокорейцы стоически молчат) скромничают куда меньше. В жертвы истребителей «правильных корейцев» относят еще по одному B-29, C-54, AT-6 и F-82, четыре B-26, пять F-80C и целых шесть F-51D, включая «Мустанг» 51-ой эскадрильи под управлением занятного персонажа, подполковника RoCAF Гуэн-Сеок Лии (Lt.Col. Lee Geunseok), сбитого 4 июля 50-го года при штурмовке подразделений КНА у Аняна.

-14
Южнокорейские менестрели эпично описывают историю пилота: В 1934 году персонаж был отправлен в Японию, где закончил летную школу. За время войны в Китае в составе 64-го Сентая, записал на свой счет восемнадцать китайских аэропланов. В конце 41-го, уже в составе 77-го Сентая пополнил личный счет еще пятью «британцами». 25 декабря 41-го над Бирмой был сбит «Буффало» 67-ой эскадрильи RAF, попал в плен, откуда вернулся на родину уже после войны (бой такой действительно был, японцы потеряли три Ki-27, но такой пилот не упоминается, да и вообще … не так много в Армейской авиации Японии людей с ТАКИМ количеством побед). За год с небольшим летчик вырос от лейтенанта до подполковника. С «Мустангом» был абсолютно не знаком, летая до этого из боевых самолетов только на Nakajima Ki-27 («Nate») и вот тебе здрасьте. На фото, датируемым августом 1950 года, «корейский Мустанг».

С потерями северокорейцев тоже не все просто. В «официозе» встречается упоминание только о трех потерянных Яках против тридцати американских заявок за июнь-июль (один Як-11, десять Ил-10, остальное Яки). Правда американцы особо-то и не скрывают, что основной ущерб авиации КНА был нанесен на аэродромах. По крайней мере упоминается, что в июле еще числилось 35 истребителей и 57 штурмовиков, а конце июля на север страны было отправлено только 12 Ил-10 и один Як-9.

-15
После возвращения осенью авиабазы Кимпо, американцам досталась пара сравнительно целых Ил-10 и Як-9, которые были отправлены в Штаты и испытаны. На фото – как раз пленный Ил.

Как бы там не было, сколько бы не было реальных «фрагов» у северокорейцев, молодые, компактные, созданные из ничего ВВС КНДР вполне достойно проявили себя в борьбе с таким «тяжеловесом», как авиация США, хотя очевидно, к такому повороту событий северяне не были и не могли быть готовы. Ставка была на блицкриг, который усилиями янки провалился. Потом наступил сентябрь 50-го и высадка в Инчхоне, о которой «Великого Вождя» не предупреждал только ленивый и октябрьский «миллион китайских добровольцев». На воздушных фронтах у северокорейцев фактически осталась только «партизанская авиация», а потом и 1-я истребительная дивизия в Китае на Мигах. Но это совсем другая история.

Ну и о значимых персоналиях в масштабе 1/72.

С Як-9П все плохо. Австралийский раритетный шорт-ран «High Plane», родом из девяностых, отличный выбор для мазохиста-любителя. Собственно, на фото всё видно.

-16

На счет следующего производителя, существует древняя притча: «Хочешь отвадить начинающего моделиста от моделизма подари ему «Амодел».

-17

На литниках вот это всё может быть и выглядит благообразно, но надо быть готовым к отвратительной стыкуемости, «поплывшей» мелочевке, жестяной декали, слоящемуся пластику и чудо-прозрачным деталям (т.н. «фонарям»).

-18

На одном модельном сайте, за «лайками» к построенным моделям данного производителя зачастую следовал комментарий «За победу над Амоделом». То есть, моделизм - это боль.

С Ил-10 ситуация получше. Есть неубиенная классика, чехословацкая, по 1971 году рождения, модель от «KP», кем только не паковавшаяся.

-19

Внешняя расшивка, спартанская, но обычная для тех времен деталировка соседствовали с чистым литьем и вполне качественной декалью (прювет NOVO).

В 2017 году чешская фирма «Fly» порадовала любителей новым изделием.

-20

Внутренняя аккуратная расшивка, достойная деталировка соседствовали с традиционной для производителя проблемной собираемостью.

* Автор пишет, как умеет.
** Автор считает, как умеет.
*** Автор не считает, что отсутствие подтверждения победы противной стороной означает отсутствие таковой: возможно отсутствуют достоверные данные.

**** Автор ненавидит слово «отсутствие»

Всем добра.

Использована информация из открытых источников.