Найти в Дзене
V_A_N

Pro ... самую АД-скую модель кассеты [TDK AD]

Изначально выстрелив с подъёмом в области 16 кГц аж на 2 дБ (биас +4 деления), кассета заняла прочное место на рынке , подкупая сердца обладателей скромных магнитофончиков и веселя любителей калибровки у крутых дек.

TDK AD (ACOUSTIC DYNAMIC) выпускалась с 1974 по 2001 годы. Постепенно прибавлялся МОЛ (MOL), позволяя хлеще поджаривать уровень записи, росла чувствительность (на 1 дБ), снижался шум, и это при неизменном подъеме на ВЧ.

1979 МОЛ +3 дБ
1979 МОЛ +3 дБ
1984, МОЛ +4 дБ
1984, МОЛ +4 дБ
1989 МОЛ +5 дБ
1989 МОЛ +5 дБ
1992 МОЛ +5.5 дБ
1992 МОЛ +5.5 дБ

Да, в 90-х цена за одну такую продвинутую кассету составляла около 2 баксов, т.е. как и за приличный "хромчик" от той же TDK. При этом неплохая "железная" была вдвое дешевле!!! С тех пор много воды утекло, да и бакс полегчал эдак раз в пять. Но успешно конкурировать при двухкратной цене во все времена непросто. Значит, что-то есть в этой кассете эдакого!!! Помимо того, что послужила прототипом-основой для плеяды звёздных AD-X, AR и AR-X.

Самолично в чумовые 90-е прикупил несколько сделанных в Японии кассет AD и AR, благо продавались в России даже за 101-м километром. Впечатление оставили самое благоприятное. Хрустальные высокие частоты, сравнительно небольшой шум ленты и тп и тд. Прописались автоматом на "кобре" на ура, причём без всякой калибровки и HX Pro. Сейчас очень приятственно переслушать сделанную тогда сборочку из хитов;)))

Дымчатый футляр, широкое окно, лаконичный дизайн - эх, была ни  была!
Дымчатый футляр, широкое окно, лаконичный дизайн - эх, была ни была!

Сэмпл в телеге:

UniScope

Глава ... новая Россия
«Понимать то, что мы знаем,
И познавать то, чего мы не знаем
- вот истинная наука»
Конфуций
Вонючий бродячий бомж, оголив грязную, синюшнюю спину задравшимся свитером с засохшими какашками и спущенными обосранными штанами, медленно ковырялся в мусорном баке позади вереницы табачных киосков у метро Бауманская.
Я стоял и понуро курил «Bond» из мягкой пачки, с разъедающей сердце тоской отведя глаза от бомжа. Вдруг хлопок по плечу: «ЗдорОво, инженегр!!!» Это был Афганец:
- У-у-уу, чо то ты совсем кислый!
- Прижало.
- Подробнее!!!
- Наука на х… стала ни кому не нужна в России. Нищенскую зарплату, как обглоданные кости в клетку зверья разорившегося цирка, швыряют, когда хотят. И чем кормить-одевать жену и ребёнка? Думаю свалить за бугор. А комп и в Африке комп...
...
- Переобучилась на бухгалтера, устроилась в бюджетную энерго контору. До этого сидела дома с ребёнком и в ларьке в проходе магазина шмотьём приторговывала. В её НИИ тоже голяк. Я уже и за бугром контрачил, и тут левачил, и как только не бился, даже барменил. Концы с концами еле сводим, каждую копейку экономим.
- Давай к нам!!! Очень нужны надёжные люди, кто сечёт фишку в компах, модемах и прочей такой шняге. Музыку ещё любишь слушать? У нас есть что послушать кроме неё. Ха-ха-а-а!
- К нам - это к кому?
- Увидишь! Кстати, держи деньги за Сейки, «перспективный банк» своё отработал – довольный Афганец с улыбкой достал из кармана тёмно-зелёного кашемирового пиджака Бриони стопку нехоженных шелестящих баксов.
- Не перебор?
- Нормалёк! Девку хочешь? У меня ща на эскорт-контракте три студентки – красавицы-спортсменки, хотя и не комсомолки, полный улёт !!! Как раз свежачок оформил на замену одной выбывшей из строя по семейным обстоятельствам. Заодно расскажешь, какие в её глазах потёмки.
- Не шалава?
- Не-е-е, все трое - сливки высшего общества, предаки из номенклатуры-профессуры, МГИМО, х…емО. Кровью своих семей подписались ни с кем не мутить не пялиться и не сосаться на время контракта. Годик отработать то, а сама если захочет, так еще один, ну а там гуляй – не хочу. Да и какая дура такими деньжищами рисковать станет! А служба внутренней безопасности у меня получше ФСБ-шной.
- Прям наружка пасёт?
- Есть много разных способов просчитать на упреждение. И главное – правильный отбор. Кадры реально решают всё!!!
- Вообще, как сам? Смотрю, не прозябаешь!
- Стопудово. У меня – Команда.
- Торгуете?
- Эшелонами. Вот только что купили гречки куеву тучу вагонов.
- Гречку то ещё зачем?
- Ща цена в 4 раза взлетит. Прибыль как с наркоты.
- А крыша есть?
- Простой вопрос, но сложный ответ...

М-да..., переслушаешь тогдашнюю кассетку, много чего вспомнишь ...

Распечатаем-ка модельку переломного 1988 года ! По слухам, это лучшая лента "нормал" и не только из всех версий AD!!! Мол, адски хороша )))

1988
1988
МОЛ +5 дБ
МОЛ +5 дБ

Корпус а-ля двутавр с большим прозрачным пространством, очень популярный в 1988-м у всех производителей. Перематывается без посторонних призвуков, не заедает.

На удивление прочный, не кряхтит при скручивании, ничего люфтит
На удивление прочный, не кряхтит при скручивании, ничего люфтит

Лента оказалась коричневатого цвета и подозрительной прозрачности , как у приснопамятной Sakura (как бы сделанной в Италии):

Освещение с отражением от металлического экрана кассеты усиливает эффект прозрачности, но ...
Освещение с отражением от металлического экрана кассеты усиливает эффект прозрачности, но ...
для 1991 года картина схожая
для 1991 года картина схожая

Кстати, варьирование производителями у кассетной ленты толщин как рабочего слоя , так и несущего заслуживает особого разбора полётов. Утончение наносимого магнетика позволяет получить подъемчик на ВЧ, поскольку головка прописывает на полную глубину ?

Калибровка на многократно перепроверенном и отстроенном TEAC V6030-S дала биас +2, а уровень почти -2 при неплохом балансе каналов:

ожидаемых +4 деления по биас не наблюдается, но калибровка на 11 кГц, так что всё логично
ожидаемых +4 деления по биас не наблюдается, но калибровка на 11 кГц, так что всё логично

На других деках калибровка данной ленты может подвести под монастырь. Так, на SONY K222ESJ (о ней отдельный большой разговор по душам) с низкими калибровочными 9 кГц и спорной примочкой эквализации легко попасть впросак:

С калибировкой: ранний подъем на СЧ даст сильную окраску звука
С калибировкой: ранний подъем на СЧ даст сильную окраску звука
не обращая внимания на показания индикатора при калибровке, а выставляя по спектроанализатору
не обращая внимания на показания индикатора при калибровке, а выставляя по спектроанализатору

Пион Т770 с FLAT (BLE) автоматом на 15 кГц вроде бы справился, но биас дёргал рекордно долго, сначала пойдя вправо почти до упора, а затем пятясь назад:

Калибровка свежераспечатанной "адской" TDK AD 1988 года на Pioneer T770-S
тщательно отстроенный Pioneer T-770S без калибровки
тщательно отстроенный Pioneer T-770S без калибровки

К чему клоню с долгой преамбулой? Теперяча "обслуживатели" повадились настраивать деки на ленты с существенным подъёмом на ВЧ, прежде всего используя TDK AD, что называется, в тёмную, не уведомляя владельца. Такой трюк обеспечивает звонкое звучание даже при подпиленных головках.

В принципе почему бы и нет, главное, чтобы ровно звучало, но подобная дека тильки для сэбе. В итоге же у львиной доли блогеров-вещунов, мягко говоря, плоховато дружащих с наукой-техникой, калибровка дек сбита и положения крутилок не соответствуют действительности. Апеллировать к таковым "блохерам" (выражение Taurus Video) бесполезно - упёртость, как правило, в безвозвратном зашкале. Самый прикол, куча проведенных ими "измерений-шкал" не имеют никакой ценности (коту под хвост), но это почему то никого не смущает.

Шут с ними, с шоу-блохерами))) Гораздо интереснее-полезнее выяснить, в чём секрет TDK AD! Или его нет, а первопричина кроется во внушении?)))

Pro ... самую АД-скую модель кассеты [TDK AD]

На скромных деках и всевозможных магнитолах, которые не имели калибровки, кассета прекрасно записывалась благодаря их конструкционному срезу около 12-15 кГц. Т.е. зачастую задолго до максимума отдачи ленты на 16-18 кГц. Повышенная чуйка ленты на СЧ сказывалась благодатно, минимизируя искажения. Поджаривать в +5 дБ "железо" мало кому в голову приходило, а на указанный MOL обычно не обращали внимания. Магнитолы без настраиваемого уровня записи при их правильной заводской заточке справлялись на отлично. То есть TDK AD и предназначена для слабых аппаратов, выручая подъемом на ВЧ хилые головки и усушенную начинку.

Обладатели дек дорогих с калибровкой недолюбливали даже продвинутое "железо", предпочитая менее шумный феррокобальтовый "хром". Это сейчас AD-X и AR-X с их запредельным ценником на слуху в следствие раскрутки продавцами. В те времена в Союзе и новой России отдавать за AD столько же денег, как за хром, считалось чудачеством. За границей спрос был явно поболе. Теперь кассетоманы просто добирают то, чего в молодые годы не дополучили.

Для оптимальной записи на деках, прописывающих железо до 16 кГц и выше, AD требует калибровки на частоте 15 кГц. А это либо Наки, либо топовые Пионы. Иначе звук будет ярчить. Впрочем, записывать винил с его природным завалом выше 10 кГц - благо. А вот с современной сидюшно-стриминговой цифры, особенно перекомпрессированной-клиппированной - жесть. Свойство ленты AD можно использовать с пользой, когда требуется приподнять ВЧ, но если высоких в исходнике вагон, то выйдет перебор:

UniScope

Цена в запечатке TDK AD для 88 г.в. от 1800. 1989 года - 1600. За более старые просят ещё больше, так, 82-й перевалил за 4000 - игрушка-заманушка для коллекционеров. 1998-й г.в. и позже ещё можно найти за 950, это уже под запись.

Подводя итог, лента реально хороша, но для определённых задач. Наделять её волшебными эпитетами (типа, самая лучшая в мире) - удел продавцов.

PS

В восходящей линейке AR бугор на ВЧ уменьшили (+1 дБ), сохранив чуйку. Ну а AD так и осталась в истории TDK самой адски-звонкой ;))) Конкуренты - не лыком шиты, задирали ВЧ даже поболе, но это уже другая история.

======================

TDK AD
TDK AD (Acoustic Dynamic)