Наши предки и их водворение на Русской равнине. Статья в ПЯТИ частях о то том, как это было по данным науки
Предыдущая часть:
Часть 2. Дославянский период
Ледник растаял
Последнее, Валдайское, оледенение завершилось около 12 тыс. лет назад. После отступления ледника люди стали расселяться на освободившихся территориях. Миграций было несколько.
9 тыс. лет назад из северных областей Центральной Европы в центр Русской равнины пришли охотники и рыболовы, оставившие после себя иеневскую археологическую культуру эпохи мезолита, которая со временем перешла в верхневолжскую неолитическую культуру.
6 тыс. лет назад на этих территориях стала развиваться льяловская культура, сформировавшаяся в процессе смешения местных племен с северными племенами, носителями лапоноидного антропологического типа уральской расы. Возможно, как раз в этот период на Русской равнине заговорили на языках уральской языковой семьи, предковых для современных финно-угорских.
5 тысяч лет назад льяловскую культуру сменила волосовская, раскинувшаяся от Прибалтики до Прикамья. Это были первые племена дометаллической эпохи лесного пояса, достигшие вершины развития общества с присваивающим хозяйством.
Но русский язык – не уральский, он относится к славянской ветви индоевропейской семьи, стало быть, остальных предков будем искать среди «индоевропейцев».
Индоевропейцы
Население росло, и природных богатств для поддержания его численности в отдельных местах стало не хватать. Неолитическая революция, ознаменовавшая переход от присваивающего хозяйства к производящему, началась 9-10 тыс. лет на Ближнем Востоке, 6-7 тыс. лет назад охватила Балканы, Кавказ и северное Причерноморье, а 2-3 тыс. лет назад – всю остальную Европу и Азию.
Отказ от охоты в пользу земледелия снизил количество поступающего в организм витамина D, и в северных широтах естественный отбор дал преимущество людям с более светлой кожей. Считается, что европеоидная раса формировалась 12-7 тыс. лет назад, причем осветление произошло в самом конце этого периода. Центр светлокожести и светлоглазости возник в Северной Европе, и там же случилась мутация, позволившая взрослым людям усваивать молоко. Изобретение колеса и кочевой образ жизни первых скотоводов способствовали распространению процесса осветления. И не только этому.
В ходе неолитической революции зародился, развился и распался на диалекты праиндоевропейский язык, от которого произошло большинство современных европейских и множество азиатских языков.
Когда людей мало и они живут рядом, очевидно, что они говорят на одном языке. По мере роста населения, расширения известного мира и общения с инородцами возникает культурное и языковое своеобразие отдельных частей некогда общего целого. Так и индоевропейцы, судя в всему, когда-то насчитывали всего несколько тысяч человек и были обособленной группой родов, а в последующие века, увеличиваясь в количестве и занимая новые территории, становились всё более самобытными. Их запряженные волами повозки со скарбом поддерживали экспансию на новые земли.
Лингвисты предполагают, что праиндоевропейский язык начал распадаться 5-6 тыс. лет назад в черноморско-каспийских степях. Генетические исследования захоронений показывают, что в то время в указанном регионе действительно жили предки современных носителей индоевропейских языков, наши общие с большой частью мира предки.
Время возникновения ямной культуры и культуры шнуровой керамики (культуры боевых топоров), как раз, вероятно, и было временем распада индоевропейской языковой общности. Определено, что генофонд обеих культур совпадал на 73%, а 60% мужчин относились к типичным для «индоевропейцев» гаплогруппам R1a и R1b, но в разных пропорциях: у «шнуровиков» преобладала R1a, у «ямников» – R1b.
Считается, что языком людей культуры шнуровой керамики был праязык, от которого впоследствии произошли кельтские, иллирийские, германские, балтские и славянские языки. Последние исследования добавили в этот список индоиранские языки.
Фатьяновцы, абашевцы и другие
Перегоняя стада своих коз, овец и свиней, «шнуровики» осваивали всё большие пространства Европы. Какая-то их часть, возможно, всего один род, двинулась на восток, и не позднее 2750 г. до н.э. достигла центральной части Русской равнины. Язык, на котором они говорили, не так давно считали прабалтославянским, но в последние годы относят к предковому для индоиранских языков.
Последствия контакта с местными жителями, принадлежавшими к упомянутой выше волосовской культуре, были ужасны. То, что обе стороны натянули луки и взялись за боевые топоры – не вся беда. У тысячелетиями изолированных сообществ случился взаимообмен болезнями, которые, как показывает археология, выкосили целые поселения как «волосовцев», так и «шнуровиков». Тем не менее, пришлым «индоевропейцам» удалось на время закрепиться на новой территории. От них до нас дошла фатьяновская (фатьяново-балановская) археологическая культура.
Кладбища и следы поселений «фатьяновцев» найдены даже в черте г. Москвы. В 2019 г. фатьяновский могильник был обнаружен возле г. Истры. Он был датирован 2452-2300 гг. до н.э.
Мужчины всех исследованных фатьяновских погребений относились к гаплогруппе R1a1a1b2(Z93) и, как сейчас представляется, потомков мужского пола на территории будущей России не оставили (люди с этой гаплогруппой из других стран потомками «фатьяновцев» не являются, а только имеют с ними общего предка).
В то время, когда на Русской равнине клонилась к закату фатьяновская культура, с родины «фатьяновцев» в сторону Поволжья двинулась группа индоиранцев, т.н. ариев. На Средней Волге с ними связывают абашевскую археологическую культуру.
Ещё одна заметная археологическая культура лесной зоны Русской равнины – дьяковская (VII в. до н. э. - V в. н. э.). «Дьяковцы» кремировали своих покойников, поэтому об их фенотипе можно только догадываться. Считается, что носители этой культуры говорили на финноугорских языках, а в поздний период – еще и на балтских. Во II-III вв. «дьяковцы» начали испытывать давление со стороны живших на западе от них балтоязычных племен, о чем свидетельствует усиление укреплений их городищ того времени.
«Это противоборство продолжалось, видимо, до конца V в., когда население дьяковской культуры было окончательно вытеснено в восточную часть [Волго-Окского] междуречья и на Верхнюю Волгу». (Б. М. Тюльпаков)
Работая с черепами вятичей и поволжских кривичей, известный антрополог Т. И. Алексеева отмечала в них монголоидную примесь, доставшуюся славянам от финноязычных предков.
Выводы:
1. Самая значительная часть наших предков происходит из культуры шнуровой керамики (боевых топоров).
2. Не все этносы, жившие в наших краях в неолите, – наши предки.
Читать дальше:
_____
Если вы считаете статью полезной, поставьте лайк и подпишитесь. Вам это не навредит, автору будет приятно ваше внимание, а алгоритму Дзена это послужит сигналом к увеличению числа показов другим пользователям.