Найти в Дзене
Ментор

Происхождение русских. Часть 3. Славяне

Наши предки и их водворение на Русской равнине. Статья в ПЯТИ частях о то том, как это было по данным науки В 2007 году было опубликовано исследование, авторы которого, польские ученые, локализовали территорию, из которой вышли праславяне, с помощью данных по частотам мтДНК и Y-хромосомных гаплогрупп в славянских и других европейских популяциях и сравнения их с помощью анализа главных компонент. Его вывод: славяноязычная популяция сформировалась на территории бассейна Среднего Днепра. Лингвисты и ранее рассматривали это регион как возможную прародину славян, ведь именно там была выявлена архаичная славянская гидронимия. Около 4 тыс. лет назад культура шнуровой керамики распалась на множество региональных вариантов, а те, в свою очередь, стали новыми археологическими культурами. На рубеже XIII- XII вв. до н.э. произошла т.н. «катастрофа бронзового века», вызвавшая массовое переселение народов. Процессы, приведшие к Троянской войне и нашествию «народов моря» на Египет, как предполагается
Оглавление

Наши предки и их водворение на Русской равнине. Статья в ПЯТИ частях о то том, как это было по данным науки

Предыдущие части:

Часть 3. Славяне

В поисках прародины

В 2007 году было опубликовано исследование, авторы которого, польские ученые, локализовали территорию, из которой вышли праславяне, с помощью данных по частотам мтДНК и Y-хромосомных гаплогрупп в славянских и других европейских популяциях и сравнения их с помощью анализа главных компонент. Его вывод: славяноязычная популяция сформировалась на территории бассейна Среднего Днепра.

Лингвисты и ранее рассматривали это регион как возможную прародину славян, ведь именно там была выявлена архаичная славянская гидронимия.

Около 4 тыс. лет назад культура шнуровой керамики распалась на множество региональных вариантов, а те, в свою очередь, стали новыми археологическими культурами. На рубеже XIII- XII вв. до н.э. произошла т.н. «катастрофа бронзового века», вызвавшая массовое переселение народов. Процессы, приведшие к Троянской войне и нашествию «народов моря» на Египет, как предполагается, дали толчок к формированию будущих славян в отдельный этнос. К материальной культуре протославян той эпохи относят тшинецкую (лесную) культуру, в первую очередь ее Припятскую и Киево-Житомирскую группы.

Тщинецкая культура (штриховкой выделена вероятная прародина славян)
Тщинецкая культура (штриховкой выделена вероятная прародина славян)

Более позднее расселение праславян относится уже ко времени формирования на основе лужицкой и поморской культур культуры подклёшевых погребений (IV – II вв. до н.э.), этничность которой одни исследователи определяют как славянскую, другие – как гото-славянскую, и часть которой уходит в Среднее Поднепровье, где известна в виде зарубинецкой культуры, а часть остается на Висле. В составе последней, возможно, уже находились западные группы праславян – носителей пшеворской культуры.

Археологические культуры, связываемые с праславянами
Археологические культуры, связываемые с праславянами

В 2025 г. в журнале Nature были опубликованы результаты масштабного генетического исследования захоронений, проведённого в целях изучения процесса распространения славян на территории от Балкан до Волги. Полученные данные историкам ещё предстоит осмыслить, но кое-что можно отметить уже сейчас. Во-первых, была подтверждена исходная точка славянской экспансии, и ранее связываемая с восточной частью распространения тшинецкой культуры. Во-вторых, время разделения балтийской и славянской языковой общности сдвинуто в сторону X в. до н.э. (получены даты 972±250 и 906±362 г. до н.э.), что с учётом погрешности метода согласуется с приведенной выше гипотезой. В-третьих, выяснилось, что распространение славянства шло не через культурный обмен с соседями, а путем замещения славянами прежнего населения других территорий.

И, да, гаплотипы славян никогда не относились к одной гаплогруппе.

Генетические профили населения Центральной и Восточной Европы за последние 5 тыс. лет. Сегменты кругов – компоненты разного происхождения (легенда – в правой части рисунка). Источник: https://www.nature.com/articles/s41586-025-09437-6
Генетические профили населения Центральной и Восточной Европы за последние 5 тыс. лет. Сегменты кругов – компоненты разного происхождения (легенда – в правой части рисунка). Источник: https://www.nature.com/articles/s41586-025-09437-6

Пик славянской экспансии пришелся на середину 1-го тысячелетия н.э., что нашло отражение в исторических документах.

Первые письменные свидетельства

Впервые о народе, который мог быть славянским, упоминает Геродот (V в. до н.э.). В одном из его сочинений есть указание, что янтарь приходит с р. Эридан, от венетов, но где находятся эти места сам Геродот не знал. По сообщениям Плиния Старшего (23-79 гг.), Тацита (55-120 гг.) и Птолемея Клавдия (ум. ок. 178 г.) венеды жили вдоль Балтийского побережья.

Венеды/венеты античных авторов обычно отождествляются с предками славян, хотя есть основания полагать, что античные венеты – это любые народы Восточной Европы, не отнесенные авторами к германцам или сарматам. Сомнение в идентификации прибалтийских венетов поддержано лингвистами, не обнаруживающими в праславянском языке слов морской тематики.

В этой связи полезно не путать венетов Балтики с венетами Адриатики. Готский историк VI в. Йорнанд (Иордан), упоминая в одном сочинении и тех и других, не путает их между собой. И нам негоже. Одинаковые названия разных народов – архаичный научный метод античной и средневековой историографии, переносивших знакомые образы на новые явления. Так, во время греческой колонизации Апеннин «венетами» были назначены местные италики, при Цезаре «венетами» стали британские кельты, город Виндобона (Вена) также обязан названием этникону «венеты». По мере расширения ойкумены «венеты» смещались всё дальше и дальше. Этнонимы и топонимы с основой венд/вент прослеживаются в Галлии, Скандинавии, Малой Азии и ряде других мест, не связанных со славянами. Схожим образом древние авторы поступали и в отношении других варваров: скифов, гуннов, сарматов. Незнание об этом методе зачастую приводит наших современников к ошибочным выводам, ведь понять, о каком именно народе пишет древний автор, порой, можно только из контекста.

После первых сообщений славяне на сотни лет пропали из поля зрения историографов, но существует одно упоминание, прямо славян не называющее. Как отмечено выше, античные авторы не слишком разбирались в тонкостях племенного устройства варваров, давая общее название разным этносам. Сейчас для нас скифы – ираноязычный народ причерноморских степей, упоминания о котором пропадают в III в., но Приск Панийский, секретарь главы византийского посольства к предводителю гуннов Аттиле в 448 г., дает такие сведения о народе, который он называет скифами:

«Скифы поставляют для посольства челны-однодеревки, которые они сами изготовляют, и переправляют посольство через Истр; далее послы также переправляются на однодеревках или на плотах, которые скифы возят за собой на телегах через заболоченные пространства. Вместо пшеницы у них просо, а вместо вина медос, называемый так по-туземному».

Определенно, упоминание проса и мёда – маркер, по которому узнаются славяне.
Однодревка возрастом 1300 лет, найденная в Сербии
Однодревка возрастом 1300 лет, найденная в Сербии

Венеты (склавены и анты) глазами современников

Под собственным именем в письменных источниках славяне появляются только к середине VI в. Славяне – название позднее, самоназвание народа – словене. Под своим именем в форме σκλαβηνός (склавины) они впервые упоминаются у византийского автора Псевдо-Кесария.

Встречающиеся в литературе написания «склавины» и «склавены» равнозначны. Первый вариант соответствует греческому прочтению, а второй – латинскому.

Иордан по традиции пишет о венетах, многолюдном народе, живущем на безмерных пространствах, начиная от верховьев Вислы, но уже приводит уточнение:

«Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, всё же преимущественно они называются склавенами и антами».

Таким образом, согласно Иордану, венеты – это собирательное название для склавенов, антов (Sclaveni et Antis) и других славян, а VI в., видимо, – время появления зафиксированных в славянских летописях названий племен.

-6
В современной литературе можно встретить утверждение, что славяне состояли из племен венетов, склавенов и антов. Оно основано на неверной трактовке слов Иордана, писавшего, что венеты «ныне известны под тремя именами: венетов, антов и склавенов». Ион Боббийский (VII в.) также писал о венетах, «которые именуются ещё славянами (Sclavi)», а англосаксонский ученый VIII в. Алкуин прямо указывал: «Славян зовём венедами». На античной Певтингеровой карте венеды помещены в междуречье Дуная и Днестра, т.е. на территорию расселения антов VI-VII вв.

Византийский автор VI в. Прокопий Кесарийский сообщает о бесчисленных народах антов и указывает на их расселение севернее Азовского моря. По его характеристике, склавены и анты имеют общее происхождение, общий язык («совершенно варварский»), общий быт, верования и обычаи, общую внешность и духовный облик; они сообща предпринимают набеги на римские владения и участвуют в походах ромеев (византийцев) против готов.

«…Живут они в жалких хижинах, располагаясь далеко друг от друга и каждый меняя насколько можно часто место поселения. Вступая же в битву, большинство идет на врага пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают <…> Все и высоки, и очень сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые. Образ жизни [их] грубый и неприхотливый <…>, впрочем, они менее всего коварны и злокозненны, но и в простоте [своей] они сохраняют гуннский нрав». (Прокопий).

Тот же автор оставил свидетельство порой имевшей место вражды между склавенами и антами, что, впрочем, обычно для соседей.

Иордан приводит подробности из истории антов IV в. Он пишет, что после вторжения гуннов готский король Винитарий напал на антов, одолел их и распял короля их Божа вместе с сыновьями и семьюдесятью старейшинами. Сам Винитарий пользовался плодами победы менее года, и в 376 г. он был убит в сражении с гуннами.

Византийский император Маврикий (или Псевдо-Маврикий) в «Стратегиконе» сообщает: «Племена склавов и антов одинаковы <…> Они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно на своей земле <…> Они многочисленны и выносливы <…> К прибывающим к ним иноземцам добры и дружелюбны <…> Жены их целомудренны сверх всякой человеческой природы <…> Ведя разбойную жизнь, они любят совершать нападения на своих врагов в местах лесистых, узких и обрывистых. С выгодой для себя пользуются засадами <…> Они вообще вероломны и ненадежны в соглашениях <…> У них много вождей, и они не согласны друг с другом…».

Сравнительно быстро славяне, как писал сирийский историк VI в. Иоанн Эфесский, «научились вести войну лучше, чем римляне, [и это] люди простые, которые [ещё недавно] не осмеливались показаться из лесов и степей и не знали, что такое оружие, исключая двух или трех дротиков».

«Войско славян, перейдя реку Истр, произвело ужасающее опустошение всей Иллирии вплоть до Эпидамна, убивая и обращая в рабство всех попадавшихся навстречу, не разбирая пола и возраста, и грабя ценности. Даже многие укрепления, бывшие тут и в прежнее время казавшиеся сильными, славяне смогли взять… и обходили все места, где хотели, производя опустошения. Военачальники Иллирии с 15-тысячным войском следовали за ними, но подойти к неприятелям… нигде не решались». (Прокопий).

Походы против Византийской империи со временем привели к повторному заселению славянами долины Дуная и севера Балканского полуострова и ассимиляции ими местного фракийского, иллирийского и отчасти греческого и романизованного населения.

Склавенов и антов принято считать праславянами, хотя граница между пра- и просто славянами условна, и назвать их вместе славянами серьёзной ошибкой не будет. Часто можно встретить и такой вариант написания, как славяне и анты. Он тоже корректен, ведь, как уже сказано выше, слово «склавены» – иноязычная форма славянского «словене». Современный термин «славяне» – сугубо лингвистический, и чтобы не путать славян как этнос со славянами как языковая общность, славян как отдельный от антов этнос я буду стараться называть «склавенами», ведь называть их собственным именем – словене – получить дополнительную путаницу со славянским племенем более позднего времени.

Анты

Как анты сами себя называли – неизвестно. Само слово «анты», как считается, – не славянское. Кроме общих со склавенами предков в этногенезе антов могли поучаствовать их соседи: готы, сарматы (аланы). Лингвисты отмечают в праславянском языке заимствования как из германского (князь, хлеб, стекло...), так и из иранского (бог, хата, топор…). Если верно, что часть антов – потомки скифов, то заимствования из иранского могли случиться раньше.

Реконструкция внешности скифов (проект Ancestral Whispers). Слова А. Блока о раскосых глазах скифов – не более чем отражение устаревших представлений о происхождении этого народа
Реконструкция внешности скифов (проект Ancestral Whispers). Слова А. Блока о раскосых глазах скифов – не более чем отражение устаревших представлений о происхождении этого народа

Расселению антов соответствует пеньковская археологическая культура.

Фигурки из Мартыновского клада (пеньковская культура)
Фигурки из Мартыновского клада (пеньковская культура)

Во время войны аваров с Византией анты были на стороне ромеев, и аварский каган отдал своему военачальнику Апсиху приказ полностью истребить племя антов. Едва ли такой приказ мог быть исполнен в полной мере, но на рубеже VI-VII вв. упоминания об антах прекращаются.

Считается, что из антов вышли восточнославянские племена уличей, тивирцев, полян, волынян, северян и, в какой-то мере, радимичей, древлян и вятичей.

Укрепленное поселение северян – Новотроицкое городище (В. В. Седов, 1982)
Укрепленное поселение северян – Новотроицкое городище (В. В. Седов, 1982)
Использование слова «племена» в отношении славян традиционно, но не соответствует понятию племени как образования, члены которого связаны общим происхождением или кровнородственными связями. Племенами жили праславяне, а славянские общности были уже не этническими, а территориально-политическими. В греческих текстах для обозначения общностей славян используется специальный термин – «славинии».

Склавены

Этимология самоназвания этих праславян «словене» может показаться несложной, но в литературе встречается с десяток версий разной степени убедительности.

На рубеже XIX-XX вв. русский лингвист И. А. Бодуэн де Куртенэ выдвинул предположение, что название «славяне» возникло в среде римлян, захватывавших на восточных границах своего государства множество рабов, вторая половина имени которых оканчивалась на «слав» – Владислав, Судислав и т. п. Это окончание римляне и превратили в нарицательное название всякого раба вообще (в поздней латыни раб – sclavus), а в дальнейшем и народа, поставлявшего этих рабов. Уже от римлян это название переняли сами славяне, даже восточные, под римским влиянием никогда не находившиеся. Неудивительно, что этот неожиданный для видного ученого, противоречащий историческим свидетельствам и здравому смыслу сюжет тогда оказался востребован у германских ученых-националистов.

Самым простым и, возможно, верным является происхождение названия словен от «слова» в значении «речь, способность говорить» (см. словарь русского языка С. И. Ожегова). Получается, словен – способный говорить (на понятном языке), в отличие от немца.

Есть небесспорная гипотеза, что слова «немец» и «немой» происходят от кельтского или германского племени неметов (Nemetes), соседствовавшего со славянами и говорившего на непонятном для них языке.

Склавенам соответствует пражско-корчакская археологическая культура. Она очень похожа на синхронную ей пеньковскую, но в ней нет элементов кочевнической культуры соседей антов – аланов и болгар.

Реконструкция внешности славянина пражско-корчакской культуры (проект Ancestral Whispers)
Реконструкция внешности славянина пражско-корчакской культуры (проект Ancestral Whispers)

Расселение славян

Итак, в южной части будущей Руси славяне жили с момента своего возникновения. Как и когда они проникли в северную часть Русской равнины, в то время населенную, как уже было сказано, финно- и балтоязычными племенами?

Первые следы нахождения славян в Поволховье и Приильменье археологи, начиная с В. В. Седова, относят к V–VII вв. Найденные здесь украшения схожи с теми, что находят в Подунавье.

Основой массовой экспансии уже выступили кривичи, к которым присоединились словене (союз племен разного происхождения, одноименный самоназванию славян, будущие словене ильменские). Как славянское племя кривичи возникли в VII-VIII веке в результате славянизации балтов северо-западной Смоленщины пришлыми носителями пражско-корчакской культуры. В VIII-IX вв., тесня и ассимилируя местных жителей, кривичи заняли значительную часть Русской равнины. К Москве-реке они подошли с севера, а с юга к ней подошли вятичи, оставившие родные места из-за возросшей активности кочевников.

-11

Сейчас, если выехать из Москвы по М11, последовательно пересекаешь реки: Ямугу, Ингу, Волгу. Считается, что первое название – финноугорское, второе – славянское, третье – балтское. Напоминание о наших разноязыких предках.

Подводим промежуточный итог. В VIII-IX вв. в европейской части будущей России собрались почти все этносы, подарившие русскому народу его генетическое разнообразие. Отставшие – в следующей части.

Современная карта генетических расстояний (по 8-ми признакам) от среднего для русских значения до значения в конкретных популяциях (чем темнее, тем дальше от среднего).
Современная карта генетических расстояний (по 8-ми признакам) от среднего для русских значения до значения в конкретных популяциях (чем темнее, тем дальше от среднего).

Выводы:

1. На языке, от которого со временем произошли все славянские языки, впервые заговорили на территории Среднего Поднепровья.

2. Славяне – лингвистическая категория. Их допустимо считать этносом только рассуждая о временах их появления на исторической арене.

3. Венеды/венеты – не наименование племени славян (праславян), а категория этноса в античной историографии, в которую однажды попали и славяне. Склавены и анты – единственные дошедшие до нас названия праславянских племён, причем анты себя так не называли.

4. Все русские – славяне, но не все славяне – русские. Этнические славяне - не единственные предки русских; были у нас ещё балто- и финноязычные предки.

Читать дальше:

Все части статьи

_____

Если вы считаете статью полезной, поставьте лайк и подпишитесь. Вам это не навредит, автору будет приятно ваше внимание, а алгоритму Дзена это послужит сигналом к увеличению числа показов другим пользователям.

Другие работы автора:

Поиск корней генеалогического древа, или Как найти предков с помощью интернета
Ментор6 октября 2023
Самая Древняя Русь | Ментор | Дзен
Происхождение русских | Ментор | Дзен
Деньги времен мушкетеров А. Дюма | Ментор | Дзен
"Элементы сладкой жизни" | Ментор | Дзен