Продолжаю рассказ об оранжерейных коллекциях ботанического сада Санкт-Петербургского университета. Предыдущая статья была о водной оранжерее. Продолжим кактусами и суккулентам.
Водную оранжерею я назвал маленькой, но, как мне кажется, суккулентная еще меньше. Если мне не изменяет память, они находятся рядом и путь к засухоустойчивым растениям лежит через водные.
Помещение продолговатое и плотно заставлено столами с горшками. Там довольно тесно.
Вот что вспоминает Соколова А. Е. (работник оранжерейного комплекса) о Дмитрии Михайловиче Залесском (руководитель ботанического сада с 1946 по 1981 год) и о коллекции кактусов:
Какие растения любил Дмитрий Михайлович? Да все, но особой любовью пользовались три группы: прежде всего сенполии (узамбарские, или африканские, фиалки), потом кактусы и суккуленты, после них фикусы.
...
К кактусам он тоже очень нежно относился. Много кактусов сохранилось с довоенных времен. Во время войны они были временно переданы в госпиталь (потом возвращены), там, где сейчас клиника им. Отта. В Ботаническом саду была огромная коллекция кактусов. Около 400 видов, это пятая часть всех кактусов мира.
Возможно раньше они занимали и другие оранжереи, но я не уверен, что в современной коллекции содержится около 400 видов кактусов.
К сожалению, я не снял общего вида оранжереи. Однако эта фотография даст представление о том, как внутри все устроено. Вместо стекла используется поликарбонат, столы для размещения растений массивные бетонные. И много-много горшков, в основном терракотовых, а в них кактусы и суккуленты. На этом столе представители семейства Толстянковые.
Часть столов отведена под кактусы, часть под суккуленты, и кое-где встречаются луковичные, но их совсем немного.
Растения разного возраста, этот сад перенес много испытаний, которые значительно сокращали коллекцию раз за разом, но встречаются весма почтенные экземпляры.
На некоторых (но не всех) столах используется песчаная подложка на которой размещаются горшки. Для чего именно - не знаю, обычно ее делают для удержания влаги в горшках, но для этой группы растения застой влаги скорее во вред. В общем, вот сочная группа пахифитумов и колючий ствол пахиподиума слева.
В оранжереях СПбГУ чувствуется дух старины. Те же горшки в основном терракотовые. Такие горшки моя слабость. Сейчас существует гигантское разнообразие пластиковых горшков, которые во многом удобнее для растений. Также куча мастеров делает изумительные керамические горшки различных форм и со множеством покрытий. Но когда встает вопрос, куда посадить или пересадить растение, я всегда рассматриваю вариант с терракотой. Благо, их у меня много.
Кстати, в этой любви к глиняным горшкам меня бы поддержал Д.М. Залесский (цитата по ой же Соколовой А.Е.):
ДМ считал, что плохо, что при культивировании растений перешли на использование пластиковых горшков. Глиняные горшки лучше, естественная пористость глины — это хорошо, в порах глины накапливается вода, и если даже земельный ком пересыхает, то растения не погибают, они используют остаточную влагу из пор. У пластика такого свойства нет. А еще для растений плохо, что черный пластик летом сильно нагревается.
Так совпало, что весной 2024 года я увлекся жестколистными хавортиями. Сейчас это род Haworthiopsis. В апреле на Кактусфесте купил пару экземпляров: Haworthia nigra v. nigra и Haworthia nigra var. diversifolia (подробнее тут). К этому роду относятся также виды viscosa, glauca, coarcata и другие. Как же приятно было встретить взрослые разросшиеся растения из этой группы в оранжерее.
Полюбуйтесь, как они хороши, когда в горшке не один стволик, а довольно разросшаяся куртина:
Этим хавортиям (называю их так по старинке) не один год. Росли они под правильным освещением, хорошо сформировались и красиво окрашены.
Один из углов теплицы основательно занят агавами. Большими и малыми. Различные оттенки зеленого, прочные жесткие листья, шипы. Благородный род растений, который нравиться мне все больше и больше. У них одна проблема - гибель после цветения. Проблема не очень существенная. Потому что в наших условиях они зацветают крайне редко и через много-много лет содержания (солнца не хватает). Кроме того, перед тем как погибнуть агава дает много деток. Так что их смело можно заводить. Что я и делаю. Расскажу о коллекции агам как-нибудь.
Ну и про луковичные. Они тут теснятся на узких боковых полках и их не много. Больше всех понравился этот пятнистый - бодрый и заполонивший все отведенное его пространство. Точного вида не знаю.
Вот и все про кактусы и суккуленты ботсада СПбГУ. Далее нас ждут субтропики, папоротники, саговники и хвойные. Все планирую запихнуть в одну статью.
И, кстати, я сделал подборку про этот ботсад: