Почему строить эту станцию решили на поверхности? Как эта местность выглядела до начала работ? По какой причине изначальный проект в жизнь решили не воплощать? Какие любопытные элементы декора можно было встретить на этой станции? А также - почему ей потребовалась реконструкция? И как всё стало выглядеть после ремонта? Об этом и не только расскажу сегодня.
Строим по-новому
Станция "Кутузовская" открылась 7 ноября 1958 года в составе нынешней Филёвской линии. Последняя снова начала работать после пятилетнего перерыва. Когда в 1953-м появился участок "Арбатская - Киевская" глубокого заложения на Арбатско-Покровской линии, более старый отрезок от "Александровского сада" до "Киевской" закрыли. Дублёр на небольшой глубине посчитали ненужным. Однако уже во второй половине десятилетия своё мнение чиновники поменяли. Решили, что старые станции снова будут работать, но уже в составе новой, частично наземной линии.
Прокладка целой линии метро на поверхности стала для Москвой чем-то новым. Раньше этого не делали по стратегическим соображениям. Но во времена правления Н.С. Хрущёва решили попробовать. Было очевидно, что такой способ обходился бюджету намного дешевле и требовал меньше времени. Городская территория быстро увеличивалась. Появлялись новые жилые массивы. Людям как можно скорее нужен был транспорт рядом. В идеале метро. Вот и вспомнили, что в столице имеется законсервированная линия, которая ведёт в центр города. Её и решили продлить на окраины.
Изначально планировали, что конечной станцией на новом участке станет "Фили". Однако строители не успели закончить работы вовремя. В итоге она приняла пассажиров лишь в 1959-м. А в ноябре 1958 года открылись всего две наземные станции новой линии: "Студенческая" и "Кутузовская". Обе они получили название в честь улиц, которые находились рядом: Студенческая и Кутузовский проспект.
Рельсовые хитросплетения
Интересно, что "Кутузовская" также как и "Фили", могла не открыться вовремя. Задача перед строителями стояла непростая. Платформы хотели разместить под конструкциями Можайского путепровода. Однако там же проходила линия Окружной железной дороги, а ещё находилась станция Кутузово. Понятно, что для пересечения с линией метро требовался тоннель. Сначала инженеры хотели переложить все пути железной дороги, а также перевести стрелки на ручной режим работы. Это потребовало бы строительства отдельного здания со специальными системами управлениями. Звучит очень сложно. А ещё это было долго и дорого. Поэтому от идеи отказались.
Однако тоннель для метро между станциями "Кутузовская" и "Фили" всё равно проложили. Просто технически это всё сделали немного по-другому. В частности, поэтому платформы здесь не только изогнутые, но и немножко "горбатые". То есть имеется перепад высот ближе к северному выходу. Интересно, что для ускорения строительства на "Кутузовской" трудились не только профессионалы. По вечерам им помогали местные жители: комсомольцы, а также рабочие и служащие разных предприятий и организаций района.
За архитектурный облик станции отвечали Юрий Зенкевич и Римидалв (это Владимир наоборот) Погребной. В оформлении не было и намёка на ту роскошь, которая уже казалась привычной для пассажиров Московского метро. Тут пошли другим путём - функциональным. Платформы с покрытием из асфальта и без видимых украшений.
Чтобы конструкция не стала монотонной, её разбавили некоторыми формами. Например, квадратными углублениями на путевых стенах, которые напоминают кессоны. Также оригинально смотрелись навесы и стеклянные галереи. В последних разместили наземные вестибюли и переход между двумя платформами. Из интересного также можно было отметить освещение. Небольшие лампочки выглядели минималистично, однако в то же время стильно.
Смена украшений
Для отделки наземных вестибюлей снаружи, а также помещений внутри, выбрали кафельную плитку нескольких цветов и металлические вставки. Как вы понимаете, такие скудные украшения были следствием не столько идей архитекторов, сколько борьбы с излишествами. Любопытно, что даже у такой станции нашлись противники. В специальной литературе тех лет можно увидеть высказывания, что "на "Кутузовской" присутствуют излишества". Правда конкретных примеров не приводили.
В таком виде станция просуществовала до второй половины 2010-х годов. Потом сюда, как и на всю Филёвскую линию, нагрянула реконструкция. Официально причина была в том, что коммуникации сильно изношены, а конструкции ветхие. Начался ремонт с перестройки южного вестибюля в 2016 году. А завершился в июне 2018 обновлением платформ. Здесь решили не ограничиваться только заменой материалов и укреплению несущих конструкций. Станциям задумали добавить декора, который бы придал ей связь с названием.
Так на путевых стенах появились изображения М.И. Кутузова. Их разбавили репродукциями фрагментов знаменитой панорамы "Бородинская битва". В целом, новое оформление добавило станции аккуратности. Да и смотрятся украшения вполне органично. Также во время реконструкции полностью заменили остекление. К сожалению, оно стало напоминать фасад офисного здания. Исчезла та самая лёгкость. Внутреннюю отделку вестибюлей заменили на мраморную.
Поскольку станция "Кутузовская" находится на пересечении нескольких транспортных потоков (МЦК, МЦД-4, маршруты автобусов и электробусов на Кутузовском проспекте), пассажиропоток здесь немаленький. Правда согласно статистике за 3 квартал 2024 года, "Кутузовской" пользуются всего 16 тысяч человек в сутки. Но это лишь те, кто заходит на станцию с улицы. Для многих она востребована как пересадочная. Хотя узел довольно сложный для ориентирования, судя по отзывам. Люди жалуются на не самую понятную и удачную навигацию.
Если вам эта тема интересна, то можете прочитать мою статью про соседнюю станцию "Студенческая":
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!