Найти в Дзене
Психаки

Что делать с социопатом в школе? (Часть 3)

В первых двух частях мы рассмотрели проблемную ситуацию: ученик-социопат в школе мешает нормально обучать других детей в классе. Также обозначили признаки социопатии и критерии, согласно которым психотерапевты ставят человеку диагноз - социопатия.

Наметили две стратегии нейтрализации социопата в школе. Рассмотрели подробнее первую из них - юридическую стратегию (формальную). Далее расскажем о педагогической (неформальной).

Задача

Для учителя важно выполнить учебный процесс. В его обязанности не входит лечение социопатии. Чаще всего изолировать социопата от других учеников на удаленку по тем или иным причинам нельзя. Таким образом, стратегия избегания непосредственного общения с социопатом в классе в данном случае не применима.

Следовательно, педагогической задачей для школьного учителя становится возврат поведения социопата к норме, хотя бы временно на период урока. Но как ее решить? Пойдем от обратного, и, сначала рассмотрим то, как себя с социопатом вести не стоит.

Что не стоит делать

1) позволять социопату говорить на уроке без умолку, давать ему свободу и власть (иначе он будет отравлять атмосферу в классе бесконечно), не обозначать границы допустимого, а если они нарушаются, оставлять это без последствий

2) рассказывать социопату о себе, семье, друзьях, о личном, о том что огорчает или радует (он воспользуется этой информацией в своих неблаговидных целях)

3) раскрывать социопату Ваши планы на его счет (он подготовится и сорвет их, или помешает их реализации доступными ему средствами)

4) доверять, верить социопату на слово (как правило чаще всего он врет или манипулирует)

5) указывать ему на его ошибки (не помогайте ему совершенствоваться)

6) разрешать социопату нарушать границы в общении

7) эмоционально реагировать на его действия, в том числе провокации и манипуляции.

8) взывать к его совести, стыдить

Фото Бена ден Эгельсона
Фото Бена ден Эгельсона

Что стоит делать

1) твердо говорить социопату нет, фиксировать границы допустимого, наказывать за нарушение границ, например, выгонять с урока, если попутал берега

2) скептически воспринимать любые его действия и слова, быть с ним начеку, игнорировать манипуляции

3) фиксировать и собирать доказательства его нарушений правил поведения в школе (чем больше будет доказательств, тем лучше, могут пригодится потом в случае реализации юридической стратегии)

4) "не сражаться" с социопатом в одиночку, привлечь в союзники: школьного психолога, завуча по воспитательной работе, других учителей, при необходимости родителей социопата, учеников, которым он мешает учиться и их родителей.

Как воздействовать на социопата

Мы давно уже не в царской России и розги в школе уже более 100 лет не используют в качестве педагогического средства. Это, конечно, на руку социопатам. Воздействовать на их сознание допустимо более гуманными средствами.

Для оказания влияния на социопата важно знать его болевые точки и психологические скрипты работы с ними. Открою секрет Полишинеля, сильные стороны социопата в то же время и есть его слабые стороны.

Известный психотерапевт Нэнси Мак Вильямс - автор книги "Психоаналитическая диагностика" отмечает:

"Для антисоциальной личности ценность других людей редуцируется до их полезности, которая определяется их согласием терпеть затрещины."

Социопаты отстают от тех, кто не готов терпеть их выходки, и может даже ответить тем же, или еще чем похлеще, а также им ненавистен игнор. Он делает бессмысленным все величие "их манипулятивных подвигов".

Социопатов, как правило, никто не любит, потому что они никого не любят. Таким образом, в потенциале имеем неприязнь группы к нему.

Как вариант, для учителя стать бесполезной мишенью для социопата, а также сделать бессмысленными, невыгодными для него самого его выходки на уроке.

Поскольку он не испытывает стыда и привязанностей, апеллировать к его совести, чувству вины и к стыду бессмысленно. Зато социопат отлично понимает язык выгоды, а также силы.

Таким образом, нужно сделать так, чтобы ему было невыгодно срывать уроки, или страшно или очень неприятно продолжать действовать в том же духе.

Сделка

Один из возможных вариантов действий договориться с социопатом. Ему, в том числе его родителям может быть предложен добровольный перевод на удаленную форму обучения.

Если же он отказывается, то ему аккуратно объясняют, что на него собрано доказательств, аудио и видео материала вполне достаточно для того, чтобы передать их в органы опеки и попечительства, а также для отчисления из школы.

Поэтому ему предлагается хорошая сделка: он не мешает учиться другим, а школа не дает дальнейшего хода этим материалам в органы опеки и попечительства и не отчисляет его.

Однако, если он начнет снова нарушать правила школы, то это сделка аннулируется и он переводится на удаленную форму обучения или в очередь на отчисление.

Другой вариант сделки - социопат получает низкие оценки, и чтобы улучшить показатели ему нужно сотрудничать с учителем, не мешать ему проводить урок. Тогда, оценки будут выше. Видя свою очевидную выгоду от соблюдения правил в школе социопат может временно пойти на сделку.

Воспитание коллективом

Данный педагогический прием проверен временем. Его часто применяют в армии или в командных видах спорта. Примеры его применения мы можем найти как в известной книге "Республика Шкид" Леонида Пантелеева и Григория Белых, так и в книге "Педагогическая поэма" Антона Семеновича Макаренко.

Впрочем, если социопат - лидер группы, это может не сработать. Группа против него пойти может бояться. Однако, если в группе есть другие альтернативные лидеры, то данный вариант имеет шансы на успех.

Однако, подчеркнем, что учитель в школе весьма ограничен в своих возможностях применить этот метод. Ведь если, например, он начнет ставить низкие оценки всем ученикам в классе и объяснять это тем, что конкретный социопат срывает уроки и мешает преподавать учебный материал, то последуют жалобы со стороны родителей других учеников, которые не виноваты в этом.

Тогда проблемы начнут расти как снежный ком, в том числе и у самого учителя. С другой стороны, это может быть ему на руку. Проблема социопата выйдет в публичное поле, а социопаты не любят быть в центре социальных прожекторов, которые их слепят. Исключение разве что для прожекторов, освещающих процесс вручения социопату премии Оскар за высокий артистизм его манипуляций.

Если причиной низких оценок других учеников будут нарушения правил социопатом на уроках, регулярные помехи с его стороны учителю вести занятия, то останется только собрать с недовольных родителей других учеников заявления о переводе социопата на удаленку или в другую школу или в другой класс.

Далее провести беседу с родителями социопата и с ним на предмет того, что школа не даст им ход, если ребенок начнет вести себя благоразумно и правильно. То есть, фактически возврат к варианту "сделка".

Может также оказаться продуктивной стратегией в рамках данного метода противопоставление конструктивных детей и их лидеров в классе и социопата, который мешает другим хорошо учиться. Пусть коллектив сам себя отрегулирует, если конечно это коллектив.

При наличии стольких потенциальных противников: школа, другие ученики и их родители, другими словами все вокруг него социопат может сдаться и решить, что ему выгоднее будет залечь, наконец на дно, хотя бы на время учебных занятий.

Однако, это не помешает ему отравлять жизнь другим детям в школе во внеурочное время. Поэтому в любом случае деток с такими психопатологическими отклонениями в школе нужно брать на карандаш и внимательнее отслеживать их судьбу, регулярно психологически тестировать.

***

© Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала возможно только с письменного согласия автора.

Данная статья не является ни психологической, ни медицинской консультацией, создана в просветительских целях. За помощью обращайтесь к специалистам.

***

Материалы на канале на похожую тему:

Как распознать психопата
Психаки24 сентября 2021