Статья будет полезна в первую очередь частнопрактикующим юристам и адвокатам, а также тем читателям, которые уже выбирали специалиста или это предстоит в будущем. Рассказываю на примере адвокатской деятельности и получение кредита доверия от клиентов.
Моральные принципы и ответственность адвоката перед клиентом
По моему личному убеждению, адвокаты получают гонорары за уровень доверия, оказываемое клиентом. Вторичным, но не маловажным условием является наличие знаний в области права и умение его применять, то есть наличие опыта. Кроме того, работа адвоката заключается не только в знании действующего в настоящем или в прошлом законодательства, но и в психологическом противостоянии, выступая в качестве представителя или защитника.
За прокурором стоит закон, а за адвокатом – человек со своей судьбой, со своими чаяниями, и этот человек взбирается на адвоката, ищет у него защиты, и очень страшно поскользнуться с такой ношей.
Фёдор Никифорович Плевако
Много случаев, известных практике, когда на адвоката оказывают давление оппоненты в гражданских делах или правоохранительные органы в уголовных, когда защитник добивается установления истины и доводит ее до сведения суда. Адвокат должен сохранять человеческое лицо в любой ситуации и поведение должно соответствовать Закону об адвокатской деятельности, а также Кодексу профессиональной этики адвоката.
Опубликованные статьи, актуальные на сегодняшний день
Ранее я уже публиковал статьи, которые посвящены адвокатской деятельности. Привожу подборку моих публикаций, а в следующей части этой статьи я напишу проведенные социологические исследования, которые будут полезны для принятия решений в своей практической деятельности.
- Статья, посвященная маркетингу адвокатской деятельности, опубликованная в Бизнес-секретах(Tinkoff), дает общие представления о стратегии продвижения услуг.
- Статья в Дзен, где я делюсь тем, как начиналась моя адвокатская деятельность и успешно продолжается по сей день.
- Для примера взял специфику услуг в земельных спорах и уголовных делах.
- Добавлю в список свою статью, которая также опубликована в Дзен – это нововведения в законодательство об адвокатуре, которые вступили в силу менее 1-го года назад.
Психология клиентов и юристов. Социологическое исследование
В фокус моего внимания попало научное исследование, которое было направлено на те психологические факторы, которые выступают условием возникновения доверия у клиентов к юристам.
Результаты исследования показали, что основными параметрами доверия к юридической компании являются коммуникативные качества юристов: внимательное отношение к пожеланиям клиента, индивидуальный подход.
Различия в мнении юристов и клиентов
Юристы считают: основой доверия клиентов является высокий уровень профессионализма.
Клиенты полагают: важным фактором является ориентированность на коммуникативные качества и имидж специалистов.
Доверительные отношения клиентов, в свою очередь, складываются в результате совпадения их ожиданий и реального опыта получения юридической помощи.
Работа фокус-группы
Выборка фокус-группы для эмпирического исследования была организована в следующем составе: 84 человека в возрасте 18-60 лет, из них 17 мужчин и 67 женщин. Цель проведенного опроса являлось выявление параметров выбора юристов.
Анализ параметров, определяющих выбор клиентов конкретного адвоката, показал, что наиболее значимыми являются:
- рекомендации друзей/знакомых — 83%;
- хорошие отзывы и положительная репутация компании — 67%;
- личный опыт — 24%.
Клиенты менее ориентированы на удобное расположение – 19% и название – 4,1%, рекламу – 2,4% и уникальность предлагаемых услуг – 14%.
Гарантией качества юридических услуг, по мнению опрошенных, являются:
- репутация компании на рынке — 86%;
- документы, подтверждающие квалификацию специалистов (43%);
- высокие цены за оказание услуг — 5%.
Сравнительный анализ половых различий не выявил значимых расхождений в оценке параметров доверия к юридическим компаниям. Мужчины и женщины при выборе фирмы ориентированы на положительную репутацию компании, знания о качестве оказываемых услуг и профессионализме сотрудников, полученные от друзей и знакомых.
Для опрошенных мужчин важно:
- личное знакомство и доверие юристу – 78%;
- ориентирование на удобное расположение офиса – 66%;
Для опрошенных женщин же не так важно, как мужчинам:
- личное знакомство и доверие юристу – 60%;
- ориентирование на удобное расположение офиса – 30%;
Женщины выше оценивают наличие индивидуального подхода, качество, оперативность и стоимость оказываемых услуг.
Выводы об условиях выбора адвоката
Наиболее значимые параметры выбора адвоката являются:
- Рекомендации друзей и знакомых.
- Хорошие отзывы.
- Положительная репутация на рынке.
Активная реклама в СМИ не влияет на выбор потребителей (в отличии от продвижения личного бренда).
Анализ половых различий в оценке критериев доверия показал следующее:
- Мужчины ориентированы на личное знакомство и доверие юристу.
- Женщины ориентированы на индивидуальный подход, оперативность и стоимость оказываемых услуг.
Важной составляющей в установлении доверительных отношений являются коммуникативные средства:
- Юристы под доверием клиентов понимают уровень своего профессионализма.
- Клиент ожидает успешного разрешения своей проблемы и ориентирован на благосклонное отношение к себе, сотрудничество и информирование о процессе ведения дела.
Успехов Вам, в поиске своего клиента или адвоката!