Иван Васильевич IV Грозный – это очень противоречивая личность в отечественной истории. По противоречивости с государем XVI века может поспорить только Иосиф Виссарионович Сталин – он также оставил неоднозначный след в могучем течении времён.
Ивана Васильевича трудно охарактеризовать исключительно злой исторической фигурой. Наоборот, по молодости, он намного раньше прочих российских (и западных) правителей начал лоббировать создание какого-то прообраза республиканской формы правления и являлся ярым сторонником самых современных европейских веяний в политике и взглядов на устройство общества. Главное тому подтверждение – довольно длительное функционирование при нём Избранной рады – совещательного органа, куда входили только самые умные и прогрессивные представители знати. Однако факт есть факт. И в какой-то момент времени перетруженный разум государя попал в зыбкое тягучее болото безумия. И именно тогда везде начали мерещиться враги, а руки главного палача эпохи – Малюты Скуратова, никогда не высыхали от свежей крови.
Буквально в предыдущих статьях на этом канале мы упомянули вклад Иоанна Васильевича в важнейшие победы над Речью Посполитой и о том, как отчаянно сражалась его матушка - Елена Глинская за его будущее и будущее брата Юрия, пока не пала от рук неизвестных отравителей. Однако это были далеко не все потрясения на раннем этапе жизненного пути этого правителя. И сегодня мы попробуем рассмотреть хотя бы часть травмирующих событий в детстве и юности Ивана IV, с учётом того, что он вместе с братом просто перманентно испытывал чувство опасности за свою жизнь.
Для начала, в качестве справки напомню, что годы жизни Ивана Васильевича – это временной отрезок с 25 августа 1530 года по 28 марта 1584 года. Причём на престол новый российский правитель сел в возрасте 3-х лет, когда в результате несчастного случая на охоте и длительной болезни с этого света преждевременно ушёл Василий III, долгое время ожидавший наследников и дождавшийся их чересчур поздно. А потому уходящий правитель завещал Михаилу Глинскому – известному литовскому боярину-перебежчику и прочим московским боярам во что бы то ни стало защищать молодого царя. Но всё это вылилось в суровую и кровавую борьбу за право влияния на юного Ивана, которую выиграла Елена Глинская, которая была вынуждена умертвить в том числе и своего дядю.
Несмотря ни на что Иван Васильевич стал государем и великим князем в 1533 году. И был венчан на царство в 1547 году, что значительно усилило позиции Русского государства в пространстве Европы и Азии.
Ранние заслуги нового правителя – довольно прогрессивный Судебник от 1550 года и начало Земских соборов. В том числе успешно проведённые реформы государственного управления (с внедрением элементов самоуправления «на местах»), судебной системы и военной службы.
Помимо побед в Русско-литовских войнах, Иван Васильевич покорил Астраханское и Казанское ханства. Второе указанное государство и вовсе было практически равнозначным Русскому государству по силе и по своему развитию, а потому это такая же принципиальная историческая победа, как в своё время торжество русского меча над хазарской саблей.
Когда Казанское ханство пало – это открыло России путь в сторону Дальнего Востока и в необъятные пространства Сибири. И именно при Иване Васильевиче казак Ермак начал покорять Сибирское ханство, в результате чего к окончанию его правления Русское государство увеличилось по площади практически вдвое – с 2,8 миллионов квадратных километров до 5,4 миллионов квадратных километров, что сделало владения московского государя по площади больше всей объединённой Европы того времени.
Но всё это было ещё впереди. А пока, в 1533 году регентшей над Иваном стала его мама – Елена Глинская, при поддержке своего фаворита – боярина И.Ф. Овчине-Оболенского. Как уже было сказано выше - пара тайных влюблённых первым делом устранила Михаила Глинского. А за ним и Андрея Старицкого – брата Василия III, который так же, как и дядя Елены, был заморён голодом в московской тюрьме.
Вплоть до своей смерти в 1538 году реальная правительница Руси провела немало важных реформ. Однако ушла из жизни в результате отравления, что подтвердило современное исследование её останков.
Кому было выгодно отравление государыни? Вопрос риторический, ибо у властной и смелой женщины было немало врагов в боярских палатах. А потому в убийстве можно подозревать даже её фаворита, который стал главой боярской думы и серьёзно опасался того, что когда-то гнев этой умной и решительной правительницы будет направлен и против него. Однако если это было Оболенский, то он просчитался – вскоре и его уморили голодом в московской тюрьме.
Всего в 8 лет Иван Васильевич остался один на один со сложным и опасным миром вокруг. Но поклялся себе держаться. Хотя бы ради младшего брата Юрия, который автоматически переходил к нему на поруки со смертью матери.
Чего только не претерпели ребята по мере взросления. В том числе пьяные выходки бояр и даже агрессивные действия с их стороны. А потому Иван Васильевич рос угрюмым и нелюдимым мальчишкой – в свободное время старался пребывать в одиночестве и отдаваться во власть излюбленного занятия – чтению книг. К слову, его любовь убивать домашних животных в этом возрасте так и не подтверждена какими-либо фактами. А потому, с наибольшей вероятностью, все эти «страшилки» являются поздними домыслами противников московского царя, которые силились хоть где-то «раскопать» первоисточник необъяснимой жестокости.
Со смертью Елены Глинской началась отчаянная война за власть и сферы влияния. И в этой борьбе наиболее сильные позиции заняли бояре Бельские и Шуйские, которые совместно сняли бывшего фаворита почившей государыни. Но после общей победы началась обоюдная грызня, которая шла с попеременным успехом.
Особенно Иван Васильевич ненавидел своего тёзку – князя Ивана Васильевича Шуйского, который часто пьяным любил наблюдать за играми мальчиков и при этом вёл себя в палатах Василия III как полновластный господин. Это всё довольно подробно зафиксировал сам Иван IV в своих мемуарах, ибо помимо прочих заслуг на раннем этапе своего жизненного пути прославился как настоящий литератор – его произведения и воспоминания действительно интересно и приятно читать.
«Сколько раз нам и поесть вовремя не давали», - так вспоминает о своём детстве первый царь России.
Запомнился ему и ещё один травмирующий эпизод – в боярской думе произошла самая настоящая драка несмотря на самый поздний час. И Шуйские, в поисках Бельских, которые проиграли в этом поединке, ворвались в палаты Ивана и Юрия, до смерти перепугав юных княжичей. Более того, Иван Васильевич со всей искренностью посчитал, что пришёл его смертный час, а силовая акция Шуйских – это прямой бунт против него.
Двуличие, ложь, жестокость, предательство, лизоблюдство, неискренность, страх – вот то, что видел Иван Васильевич с 3 лет. И при этом долгое время умудрялся развиваться как нормальная и здоровая личность. Однако обиды помнил все. И в возрасте всего 13 лет, в 1543 году, когда окончательно окреп и не по возрасту возмужал, первым же своим взрослым решением расправился с Андреем Шуйским – одним из самых ненавистных ему бояр. Причём казнил страшно - «отдал под ножи псарей». И с тех самых пор заставил бояр бояться себя и повиноваться себе.
Бояре не угомонились. И в 1547 году в Москве вспыхнул самый жестокий пожар за всю её историю, который уничтожил не только огромное количество зданий и материальных ценностей, но и бесценные библиотеки, долго и кропотливо собираемые русскими правителями. Это привело к бунту, ибо Шуйские нашептали толпе, что виновник поджога – еще один дядя государя – Юрий Глинский. А потому огромное количество москвичей штурмом взяли Воробьево – летнюю резиденцию государя, где он как раз пребывал вместе со своим родственником.
Чтобы остановить толпу Иван Васильевич и с видимым бесстрашием вышел на крыльцо и выслушал главное требование бунтовщиков – выдать Глинского им на растерзание. Но московский правитель не согласился. И даже смог успокоить волнение масс своими мудрыми и витиеватыми речами. Но сам на всю оставшуюся жизнь запомнил ту хорошо скрываемую жуть и беспомощность, которые испытал перед ликами нескольких тысяч жителей Москвы.
В этот же день Иван Васильевич решил, что устранит Глинских, Романовых, Годуновых, Шуйских и Бельских, стоящих на второй ступени власти и приносивших один вред для Отечества. Да не вооружённой рукой, а путём важнейших реформ и преобразований. В том числе провозгласив себя царём, что автоматически делало его самой значимой государственной фигурой в истории России и распахивало двери на пути к Российской империи. И об этом мы поговорим вскоре (скорее всего завтра) в новой статье на нашем канале.
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Прошу обратить внимание и на другой наш проект - «Серьёзная история». В этом проекте будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.