Хит из Южной Кореи завершается третьим сезоном летом 2025 года. Давайте поговорим о первых двух сезонах "Игры в кальмара" и том, что ждать от третьего сезона, да и от проекта в целом?
Сюжет без спойлеров
Джи-хун (Ли Джон-джэ) проигрался до безнадежных долгов. Решение пришло в виде человека в метро в хорошем костюме, который предложил сыграть в игру, чтобы решить все проблемы. Герой проигрывает и оказывается приглашенным в другую - жестокую - игру на выживание с огромным денежным призом.
Сюжет второго сезона сложно пересказать без спойлеров, скажу кратко, что зрителя ожидает возвращение в игру.
У "Игры в кальмара" три достоинства.
Во-первых, визуально-звуковой стиль.
Это "вкусный" сериал за счет музыкальных композиций, дизайна декораций и множества понятных жизненных мелочей: спортивные костюмы (самые простые, но в фирменном цвете и с нашивками чисел), розовая униформа сотрудников с масками с простыми геометрическими фигурами, детские игры с понятными атрибутами, свинья-копилка.
Во-вторых, яркое построение.
В "Игре в кальмара" многое построено на контрапункте.
Детские игры оборачиваются недетской жестокостью. Детские песенки отсчитывают секунды до вероятной гибели. Пространства, которые видят игроки при переходах, выглядят как парк развлечений или набор популярного конструктора.
В-третьих, понятная современная история.
У всех игроков долги. Возникли они у кого из-за азартных игр, у кого-то - из-за прогоревшего бизнеса, во втором сезоне добавились еще финансовые пирамиды из мира криптовалют. Игроки, чувствуя себя незначительными в большой системе, бегают как загнанные звери, чтобы достать денег.
С точки зрения сюжета, первый сезон был компактным, а механика игры и мира - кафкианскими: обычные люди внезапно оказались в новых обстоятельствах с жесткими правилами, объясненными лишь локально. Большая картина остается за бортом. Абстрактный стильный мир с понятной предпосылкой и остро социальным контекстом, реализованный в сериале на крупной платформе, стал причиной успешного шествия " Игры в кальмара" по миру.
Второй сезон превратился в осмысление попытки революции в привычной для зрителя первого сезона обстановке. Локально мы видим бывшего победителя первого сезона и его столкновение с лидером игры. Зритель знает, кто есть кто, но внутри самого сериала теплится интрига: догадается ли 456, что 001 - опять представитель системы организаторов игр?
С позиций революционного движения с целью свергнуть игру, Джи-хун, имея три года и внушительный бюджет в запасе, мыслил уж больно узко, словно его цель была не отменить игру, а просто найти весьма второстепенного работника в костюме, который заманивает людей в нее.
Все решения он принимал поспешно и недальновидно: по сути без плана Б (вот если бы он смотрел "Ребел Ридж", то знал бы, что у плана должно быть минимум еще 3 запасных плана от обычного до отчаянного.) Сама революция, показанная в сериале, выглядела реалистично, но глупо.
Мне смотреть сериал "Игра в кальмара" было интересно, хоть местами мне он кажется унылым и угнетающим с точки зрения посыла.
Игра в кальмара (что первый, что второй сезон) - стильное социальное высказывание.
Однако если первый сезон остановился на том, что люди в отчаянном денежном затруднении способны идти по головам в буквальном смысле, а сверхбогатство с познанием его цены становится душевной обузой, то второй сезон показывает полную беспомощность людей перед Игрой. И тем самым он и правда заставляет писать ее с большой буквы, мистифицируя и демонизируя ее, делая ее непобедимой силой.
Реалистично и печально второй сезон говорит зрителю, что игра, запущенная капиталистическим устройством, жестока, беспощадна и из нее нельзя выйти, потому что игроки не видят альтернатив. Зашит и правдоподобный механизм человеческой слабости: вот мы выйдем отсюда - мечтает друг 456-го - и пойдем пить-гулять (а там и полшага до ставок, от которых так погорел герой).
Они не мечтают изменить свою жизнь, пересмотрев источники удовольствий, добавив жесткого самоконтроля, потому что это слишком тяжело, тем более если соблюдать подобный образ жизни на длинной дистанции. Этот слой второй сезон "зажевывает", оставляя зрителя сопереживать игрокам как жертвам тяжелых обстоятельств. А значит им остается только страдать и выживать, иногда пытаясь сохранить частичку человечности. Возможно, эту точку зрения переменит сезон третий, но у меня нет оснований так думать.
Что может быть в третьем сезоне?
Второй сезон выстроен на параллели: поисковая группа с лодок и отколовшийся от них 456-й, сформировавший свою группу внутри игры. У обеих групп одна цель - найти командный пункт и главного негодяя.
В третьем сезоне группа поисков может параноидально принимать одну подставу за другой от предателя, а потом искать его в своем стане. Многие с лодок канут в Лету: кто - еще в море, кто - уже на острове. Но нескольким героям удастся добраться до бункера с детскими недетскими играми.
Обреченная вроде бы на провал группа внутри бункера будет доигрывать игры в привычной для зрителя обстановке. По ходу будут жестко покидать игру персонажи, на которых сценаристы потратили больше усилий.
Гипотетическая судьба персонажей по парам
Пара мать-сын
В паре мать, прошедшая корейскую войну, и ее непутевый сын - игру покинет сын. Должно же выстрелить "ружье" с опасной заколкой матери и ее признанием о том, что она не видит жизни без сына. Возможно, она сама решит свою судьбу этой заколкой (предварительно поразив ею кого-то из недостойных).
Пара военных
У персонажа, который копит на транспереход, (учитывая, что это Нетфликс) есть сюжетная бронь. Второй сезон подвел, что она должна была бы героически покинуть мир как герой боевиков, но ее остановили, поэтому она временно снова должна затихнуть в мире игры.
Затихнет и ее визави - пребывающий в шоке военный, так и не принесший братьям по оружию обоймы. Из своего ступора он выйдет неожиданно, совершив неожиданный поступок, либо в пользу своей группы, либо за себя лично, неприятно удивив зрителя.
456 - 001
Главный герой потерял сценарный смысл, когда вернулся в игру, поэтому от него можно было бы и "избавиться". Тем более, что есть дублирующая линия его противостояния с главным в игре (хотя, кто сказал, что этот главный один?). И она куда драматичнее, поскольку речь идет о родных братьях: один на стороне формального закона (полицейский), а другой пошел по кривой дороге. Думаю, 456-й внесет свой вклад, но нерешающий.
Беременная и отец ее ребенка
По стандартному варианту беременная тоже имеет сюжетную бронь, а провинившийся отец, хоть и взялся за переосмысление, может пожертвовать собой.
Шаманка
Есть трикстерообразный истеричный персонаж гадалки-шаманки, стоящий особняком. Как я успела заметить по нескольким южнокорейским сериалам, слова подобных дам обычно сбываются. Она, кажется, прокляла часть группы 456-го на погибель - думаю, так и случится. Сама она персонаж неважный, но для интереса и иронии, можно ее и оставить до конца. Не зря же она молилась.
Финал сериала
В финале может быть эпически тяжелое столкновение двух братьев, а на волю выберутся либо ноль человек (бункер взорвется, самоуничтожится, и это будет символ краха игры), либо спасутся он/она персонаж, беременная и шаманка. Учитывая, что третий сезон - это финал основной истории, то всех "старых" персонажей можно не щадить.
Игра в кальмара: локальные версии и Финчер
В последнем эпизоде третьего сезона, думаю, будет намек, что игра всесильна: новый "зазывала" даст кому-то по лицу, у кого-то загадочного на столе окажется коробка с тиражом знакомых визиток - так или иначе должен мелькнуть символ из трех геометрических фигур. Сериал "пошел", нельзя же так просто отпустить курицу, несущую золотые яйца.
Не зря уже активно ходят слухи, что будет американская версия сериала, которую снимет Финчер.
Кстати, о Финчере:
А потом можно и снять другие локализации по всему миру со своими детскими играми, попутно продавая лицензии не только на сам сериал, но еще и на широкий ассортимент товаров: от спортивных костюмов и униформы работников до наборов игр, печенек, колы и канцелярии.
"Игра в коршуна", или кальмар по-российски.
А если эта тенденция докатится до России, какой набор игр ждать зрителю?
Хороводные игры? Ладушки? Лапта? Бабки? Как ни странно, даже если бегло посмотреть википедию, можно найти достойный список испытаний. А продолжая аллюзию на животный мир, можно назвать все происходящее "Игрой в Коршуна", благо, есть и такая игра (что-то наподобие усложненных салок с метафорами физического устранения или перемены от доброй к злой стороне).
"Игра в кальмара" - по звуку и картинке яркое произведение с антиутопическими настроениями и критикой беспощадного капитализма.
Надо быть готовыми к жестоким сценам. Создатели даже чересчур "смакуют" внутреннее содержимое людей в самом физиологическом смысле. После просмотра есть что обсудить.
На момент написания статьи (январь 2025) вышло два сезона, всего 16 эпизодов, каждый длится примерно один час. Летом 2025 года обещан выход финального третьего сезона.