Найти в Дзене
История живописи

Опять "Зима. Что делать нам в деревне?" в русской живописи

По традиции начну с отсылки к статье годовалой давности, ибо, как это ясно из названия, уже не в первый раз я обращаюсь к данному сюжету:

В этот раз вы увидите как репродукции художников, к работам которых я часто обращался в последнее время, так и тех, кого давненько не было на канале. В любом случае, надеюсь, что вам будет интересно, так что приступим.

Первым живописцем будет анималист и жанрист Николай Егорович Сверчков (1817-1898) и его полотна, живописующие жизнь на селе. Конечно, все картины не обойдутся без главной тягловой силы не столь уж далекого прошлого - лошадей, которых так любил изображать Сверчков на своих полотнах. Вы наверняка помните, что кроме объективных на это были еще и субъективные причины, ведь художник был сыном конюха, а значит впитал соответствующую эстетику сызмальства.

"Тройка зимой", Н.Е. Сверчков, 1872. Частное собрание
"Тройка зимой", Н.Е. Сверчков, 1872. Частное собрание
"Зимний день в деревне", Н.Е. Сверчков. Частное собрание
"Зимний день в деревне", Н.Е. Сверчков. Частное собрание
"Возвращение домой", Н.Е. Сверчков. Частное собрание
"Возвращение домой", Н.Е. Сверчков. Частное собрание

Последняя картина - неплохая иллюстрация к русской пословице "Баба с возу - кобыле легче", вам так не кажется, уважаемые читатели?

Следующим живописцем будет Константин Александрович Вещилов (1878-1945) и его зимние сельские виды, вызывающие у всех свои ассоциации, как литературные (сразу приходят в голову произведения Николая Гоголя), так и личные, конечно, при наличии какого-либо опыта деревенского бытия.

"Зимний пейзаж", К.А. Вещилов. Частное собрание
"Зимний пейзаж", К.А. Вещилов. Частное собрание
"Изба на заснеженном склоне холма", К.А. Вещилов. Частное собрание
"Изба на заснеженном склоне холма", К.А. Вещилов. Частное собрание
"Размышляя о предстоящем путешествии", К.А. Вещилов. Частное собрание
"Размышляя о предстоящем путешествии", К.А. Вещилов. Частное собрание

Если последняя работа вам что-то напомнила, то это неудивительно - картина схожа с представленной в прошлогодней публикации. Только название слегка расширяет наше представление о разыгрывающейся сцене - главная героиня, оказывается, в задумчивости перед предстоящей поездкой. Хотя, возможно, это просто фантазии тех, кто придумывал название для картины, ведь зачастую художники сами не дают названия своим живописным работам, предоставляя эту возможность другим.

Далее рассмотрим с вами несколько картин Константина Ивановича Горбатова (1876-1945), любившего изображать русскую глубинку. Поэтому у автора, собирающего подборки на заданный сюжет, нет проблем, чтобы собрать полотна, а есть проблема с тем, какие именно выбрать. В этот раз я остановил свой выбор на данных живописных произведениях:

"Сельская церковь зимой", К.И. Горбатов. Частное собрание
"Сельская церковь зимой", К.И. Горбатов. Частное собрание
"Снегопад в деревне", К.И. Горбатов, 1919. Частное собрание
"Снегопад в деревне", К.И. Горбатов, 1919. Частное собрание
"Заснеженная деревня в лучах солнца", К.И. Горбатов, 1919. Частное собрание
"Заснеженная деревня в лучах солнца", К.И. Горбатов, 1919. Частное собрание

Уверен, что если бы художник не покинул родные края в 1922-м году, он был бы гораздо более известен в России... Вообще, как автору, мне гораздо более интересно писать о менее "заезженных" персонах, хотя, к сожалению, подобный материал не всегда востребован широкой публикой, но что ж поделать... С другой стороны, когда попадается искушенный читатель, то зачастую он (она) может возмутиться на тему "забытых" художников, считая, что они очень даже известны. Но здесь, на мой взгляд, люди просто судят по себе, считая, что раз они знают, значит и все вокруг тоже - а это ведь может быть совсем не так... Как вы считаете, уважаемые читатели, часто ли люди оценивают известность того или иного художника по своим собственным познаниям в живописи?

Впрочем, я отвлекся от картин на дела авторские, давайте не сходить с выбранного пути, тем более что нам предстоит увидеть работы еще одного автора, регулярно появляющегося в самых различных подборках. Речь идет о Станиславе Юлиановиче Жуковском (1873-1944), тоже покинувшем Россию в 20-х годах, как и Горбатов. И обоих их вдали от родины ждало сначала признание, а затем печальный и трагический финал, связанный с Второй мировой войной...

"Зимний пейзаж с домом", С.Ю. Жуковский, 1916. Третьяковская галерея, Москва
"Зимний пейзаж с домом", С.Ю. Жуковский, 1916. Третьяковская галерея, Москва
"Заснеженная деревня", С.Ю. Жуковский, 1922. Частное собрание
"Заснеженная деревня", С.Ю. Жуковский, 1922. Частное собрание
"К весне", С.Ю. Жуковский, середина 1920-х. Таганрогский художественный музей
"К весне", С.Ю. Жуковский, середина 1920-х. Таганрогский художественный музей

На последней картине зима уже дышит на ладан, судя по названию работы, хотя мы здесь опять можем задаться вопросом - а авторское ли название у картины или это творчество музееведов? Впрочем, в любом случае пора мне уже озадачиваться подборкой именно таких произведений, то есть переходных от зимы к неумолимо приближающейся весне...

Далее перейдем к работам другого русского импрессиониста - Леонарда Викторовича Туржанского (1874-1945). В отличие от предыдущих мастеров кисти Туржанский решил не покидать страну после ее кардинального преобразования, начавшегося в 1917-м году. Дальнейшая судьба художника и его семьи была не самой простой и не безоблачной, но это уже история для отдельной публикации...

"Крестьянский двор. Зима. Малый Исток", Л.В. Туржанский, 1910-е. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
"Крестьянский двор. Зима. Малый Исток", Л.В. Туржанский, 1910-е. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
"Русские бревенчатые дома в заснеженной деревне", Л.В. Туржанский, 1932. Частное собрание. Немного корявое название, но именно под таким картина была выставлена на аукционе.
"Русские бревенчатые дома в заснеженной деревне", Л.В. Туржанский, 1932. Частное собрание. Немного корявое название, но именно под таким картина была выставлена на аукционе.

Заканчивать мы будем еще одним живописцем, заставшим дореволюционное художественное образование, но впоследствии ставшим видным советским деятелем искусств. Многие из вас уже, наверное, догадались, что речь идет об Игоре Эммануиловиче Грабаре (1871-1960).

"Снежные сугробы", И.Э. Грабарь, 1904. Частное собрание
"Снежные сугробы", И.Э. Грабарь, 1904. Частное собрание
"Разъяснивается", И.Э. Грабарь, 1928. Русский музей, Санкт-Петербург
"Разъяснивается", И.Э. Грабарь, 1928. Русский музей, Санкт-Петербург
"Зимний пейзаж", И.Э. Грабарь. Частное собрание
"Зимний пейзаж", И.Э. Грабарь. Частное собрание

Можно долго перечислять регалии Игоря Грабаря и удивляться тому, как он вообще успевал совмещать свою художественную деятельность вместе с искусствоведческой, педагогической и издательской. Впрочем, сам он, по воспоминаниям, все же несколько тяготился тем, что на художество у него остается не так-то много времени...

Последняя из представленных картин художника особенно подходит для финала статьи, на мой взгляд. Надеюсь, вам было интересно рассматривать представленные полотна вместе со мной, и в целом повествование не показалось вам слишком уж утомительным или отвлекающим от живописи. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, а если есть мнение, которым вы хотите поделиться со мной и другими читателями - пишите в комментариях.