Уильям Сомерсет Моэм – английский писатель, доживший до 91 года, и большую часть жизни занимавшийся писательством – целых 65 лет. Моэм написал такие романы, как «Бремя страстей человеческих», «Театр», «Острие бритвы», «Луна и грош», «Узорный покров».
Однако читателям Сомерсет Моэм полюбился не только в качестве автора многостраничных произведений. Сомерсет Моэм с большим талантом писал небольшие рассказы, и о двух из них я вам сейчас расскажу.
История написания рассказа «Дождь»
Свой рассказ «Дождь» (изначально я слушала его в аудиоформате под названием «Ливень», чтецом был Сергей Чонишвили) Сомермет Моэм написал в 1921 году.
Замысел рассказа появился у писателя во время путешествия по Тихому океану. Моэм и его секретарь Джеральд Хакстон посетили столицу Американского Самоа, Паго-Паго. Дальнейшему путешествию помешала новость об обнаруженном среди экипажа случае заражения корью. Моэм с секретарём обосновался в небольшой гостинице. Там же сняли жильё миссионер со своей женой, а также мисс Томпсон. Они и стали героями новеллы «Дождь».
«Дождь»
Главный герой рассказа – доктор Алек Макфейл, следующий со своей супругой миссис Макфейл в Тихую Апию. Он направлялся туда, где рана, полученная на фронте, должна была окончательно затянуться.
Его жена тесно сошлась с семьёй Дэвидсонов – миссионеров, очень разборчиво заводящих знакомства и демонстрирующих подчёркнутое презрение ко всеобщему веселью на борту.
Корабль делает остановку в Паго-Паго, где Макфейлов и Дэвидсонов застаёт пренеприятное известие: выявлен случай заражения корью среди матросов шхуны, на которой должны были переправляться в Апию путешественники. Из Апии по телеграфу пришёл отказ в принятии шхуны, пока не устранится риск распространения кори среди членов экипажа и путешествующих. Объявляется карантин.
По этой причине Макфейлы и Дэвидсоны без энтузиазма поселяются в доме местного торговца, метиса Хорна. Удобств в доме не было, но это был единственно возможный вариант для путешественников найти укрытие от непрекращающегося ливня.
Миссис Дэвидсон давала указания Макфейлам непременно починить москитную сетку, а попутно рассказывала об их с мужем успехах на миссионерском поприще.
Оказывается, что на острове, где мистер Дэвидсон проповедовал христианство, туземцам запретили носить лава-лава (набедренная повязка для мужчин и кусок ткани, обёрнутый вокруг туловища – для женщин); также торговцам следовало соблюдать заповеди и не грешить, иначе Дэвидсоны гарантировали им разорение.
И об одном из таких случаев они с гордостью и смехом рассказали Макфейлам.
Вместе с Макфейлами и Дэвидсонами в доме Хорна поселилась некая мисс Томпсон – она путешествовала вторым классом, направляясь в Апию работать кассиршой.
Это была женщина лет двадцати семи, полная, с красивым, но грубым лицом, в белом платье и большой белой шляпе. Ее жирные икры, обтянутые белыми бумажными чулками, нависали над верхом белых лакированных сапожек.
– цитата из рассказа Сомерсета Моэма "Дождь"
Она вела образ жизни, с коим всю жизнь боролись Дэвидсоны. Естественно, миссионер начал всячески выражать недовольство, сетовать на шум граммофонных пластинок мисс Томпсон.
Мистер Дэвидсон добивается решения отправить мисс Томпсон пароходом, идущим во Фриско. В Сан-Франциско мисс Томпсон грозило 3 года тюрьмы, и все это хорошенько осознавали.
Тем не менее, Дэвидсоны отчаянно добиваются именно такой участи для девушки, попутно мистер Дэвидсон берётся за религиозное перевоспитание мисс Томпсон, проводя у неё ночи напролёт в неустанной молитве.
В девушке окружающие начинают замечать разительную перемену: из насмешливой, аккуратно причёсанной кокетки она превращается в отчаявшуюся, сникшую, косматую женщину в халате и ночных туфлях. Она нуждается в Дэвидсоне, как в очищающем огне.
Ее душа, которая была чернее ночи, ныне чиста и бела, как первый снег. Я исполнен смирения и трепета. Ее раскаяние во всем, содеянном ею, прекрасно. Я не достоин коснуться края ее одежды.
– цитата из рассказа Сомерсета Моэма "Дождь"
И вот одним утром происходит катастрофа: на берегу найдено тело…
Эта глубокая и трагичная история заставляет задуматься о праведности и об истинной вере. Откуда берёт начало нравственность? Что такое грех и как его искоренить? И что делать, если напускная набожность и растущая вслед за этим гордыня застилают праведникам глаза, приравнивая их к грешникам?
«Санаторий», краткая предыстория
Написанный в 1938 году, рассказ описывает жизнь туберкулёзных больных в санатории. Сомерсет Моэм провёл два с половиной месяца в революционной России в качестве британского шпиона, когда заразился туберкулёзом и был вынужден вернуться в Лондон.
Это стало завершением карьеры писателя в качестве шпиона. Его работодатель отказался от услуг Моэма, направив для лечения в санаторий.
Рассказ «Санаторий»
Главный герой – Эшенден, едва начавший вставать с постели после шести недель непрерывного нахождения в постели.
Эшенден начинает знакомиться с «постояльцами».
Мистер Маклеод – циничный обладатель самой удобной в санатории комнаты. Он уже 17 лет провёл под крышей лечащего учреждения и весьма гордился тем, что всех здесь «пересидел».
Его ближайший конкурент – мистер Кембл, занимавший комнату непосредственно под Маклеодом, первый претендент на самую удобную комнату.
Мисс Айви Бишоп – юная особа, англичанка и славная девушка. В свои двадцать девять она кочевала по санаториям Швейцарии, Англии и Шотландии на протяжении восьми лет.
Мистер Джордж Темплтон – шутливый сердцеед гораздо старше Айви, по прогнозам врача, жить ему осталось не так долго.
Мистер Честер – добропорядочный семьянин, не сумевший смириться с болезнью и испортивший отношения с супругой из-за её крепкого здоровья, вызывающего в Честере зависть.
Туберкулёзные больные давно живут одной семьёй, отказавшись по большей части от поддержки близких. Многих заболевание изменило настолько, что полностью отдалило от семьи и друзей.
Но есть и те, кто не перестают надеяться и даже находят в своём сердце силы для светлого чувства под названием Любовь. Любовь, которая выше смерти.
Вся его жизнь была сплошным праздником, но всякий праздник рано или поздно кончается, и на другой день не имеет особого значения, уехал ли ты домой на рассвете или исчез, когда веселье было в разгаре.
– цитата из рассказа Сомерсета Моэма "Санаторий"
Это история о санаторной иерархии, где царят свои порядки и нравы, где есть заветный стол для старожилов, а игра в бридж так же необходима, как вовремя принятая микстура.
Это история о людях, которые отчаянно цепляются за жизнь, находят повод в очередной день встать с постели и с вызовом посмотреть в лицо смерти. Многие не переживут этой весны. Однако это не повод терять веру в лучшее и лишать себя радости насладиться очередным прекрасным мгновением, что дарит жизнь.