Найти в Дзене
Творческая мозаика

Счастливые возможности качелей Жана-Оноре Фрагонара

Добрый день, дорогие читатели! Сегодня мы с вами рассмотрим шедевр французской живописи - «Качели» Жана-Оноре Фрагонара.

-2

Жан-Оноре Фрагонар (1732–1806) был самым плодовитым французским художником XVIII века. Он создал более 550 картин, воплощающих дух эпохи рококо. Его самая известная картина «Качели» (полное название «Счастливые возможности качелей») передает юмор и чувственность любовного треугольника. Давайте рассмотрим этот шедевр о запретной любви.

Автопортрет художника
Автопортрет художника

На картине представлен молодой человек, который, скрывшись за кустами, наблюдает за юной барышней на качелях. Она, раскачиваемая пожилым мужчиной, не подозревает о тайном поклоннике. В тот момент, когда девушка достигает верхней точки качелей, она позволяет своему удачливому кавалеру заглянуть в тайны её платья, что оборачивается потерей одной из туфелек, улетающей в сторону статуи Гарпократа — древнегреческого бога молчания и секретов. Шапо бержер (пастушья шляпа), украшение на голове девушки, придаёт картине иронично-фривольный оттенок, ведь в то время подобные шляпы олицетворяли степенное благородство обитателей сельских поместий, тесно связанных с природой и не подверженных соблазнам городской жизни.

-4

Согласно воспоминаниям драматурга Шарля Колле, неназванный придворный Людовика XV заказал эту картину Габриэлю-Франсуа Дуайену как сюжетный портрет себя и своей любовницы. По первоначальному замыслу, качели должны были раскачивать епископ, но Дуайен, испугавшись рисковать за столь фривольную работу, передал заказ Фрагонару. В результате епископ был заменён на мирянина, скорее всего мужа главной героини картины, что добавило в композицию нотку игривости.

Этот стиль «легкомысленной» живописи вскоре стал целью философов Просвещения, которые требовали более серьезного искусства, которое показало бы благородство человека.

-5

Личность первого владельца картины остаётся в тени истории, хотя высказывались предположения, что этим загадочным обладателем мог быть Барон де Сен-Жюльен (1713—1788). Однако первым, чья принадлежность к произведению искусства достоверно подтверждена, стал сборщик налогов М.-Ф. Менаж де Прессиньи. После его кончины в 1794 году картина была национализирована революционным правительством Франции. В дальнейшем, возможно, она принадлежала маркизе де Разен де Сен-Мар, но следующим бесспорным владельцем стал Шарль де Морни. После его смерти в 1865 году картина была выставлена на аукционе в Париже, где её приобрёл Ричард Сеймур-Конуэй. Этот коллекционер был одним из основателей Собрания Уоллеса в Лондоне, и именно в этом учреждении полотно хранится по сей день. В 2021 году картина прошла завершённую реставрацию, вновь открыв свою красоту и историческую значимость для будущих поколений.