Давно это было. Сейчас уже и в живых нет никого, но Тая помнит со слов матери о ее непростой жизни в далекие времена. Тая была пятым ребенком в семье, Аксинья, её мать очень радовалась, когда родила дочь уже почти в сорок лет. Старшие все были сыновья.
Раньше девушкам нельзя было открыто встречаться с парнями, только втихаря и не позволять себе ничего лишнего. Иначе пойдут разговоры по деревне, и её замуж не возьмут.
Раньше радовались, когда в семье рождались мальчики. Помощники по хозяйству, да и воспитывать их легче. А девчонка, что - это отрезанный ломоть. Она обязательно уйдет в другую семью. Ей еще нужно постараться заслужить уважение свекрови, это в те времена было очень важно. Но и не просто.
- Аксинья, ты вчера с кем это под окнами шушукалась, - спрашивала мать дочь. – Смотри, отец прознает, или еще того хуже, увидит, - не поздоровится тебе и тому…
- С Гришкой, нравится он мне мама, и я ему, - скромно, но честно отвечала дочь.
- Это Варвары сынок, что ли? Ну не дай Бог, дочка, к ним в семью попасть. Варвара никому спуску не дает. Лютая и злая, - предостерегала мать Аксинью.
Но у Аксиньи была любовь и нужно, чтобы никто не узнал, осторожничали с Гришкой. Тем более мать его Варвара очень строга и пообещала сыну:
- Я тебе жену сама найду и сосватаю. Жаль вот отец рано сгинул где-то в лесу, приходится мне все самой. Ты понял меня, Гришка? – прикрикивала она на сына.
Гришка был единственным сыном Варвары, как только подрос, стал всю мужскую работу делать по дому. Варвара не особо и жалела его, была самолюбива, скандальная. Односельчане с ней старались не связываться, все равно останутся виноватыми. Об этом все знали, а многие почувствовали на себе, поэтому обходили ее стороной.
Гришка во всем слушался свою деспотичную мать, а попробуй ослушаться… Ему не раз попадало, что есть в руках, тем и запустит мать в него, а то и палкой поперек спины. И надо такому случиться, полюбили Григорий с Аксиньей друг друга. Уже и время пришло жениться.
- Мама, надо заслать сватов к родителям Аксиньи. Мы любим с ней друг друга и хочу на ней жениться.
- Зачем мне твоя Аксинька в невестки? Не нужна она мне. Я Клавку присмотрела тебе, она здоровая, как ломовая лошадь, из нее помощница нам хорошая будет в хозяйстве.
- Ты что, мам, она рябая и на две головы выше меня, да еще и старше. Не, я не согласен, даже не думай, жениться на ней не собираюсь, - ответил сын, вдруг впервые высказался против желания матери.
Его любовь к Аксинье сделала его смелым и решил перечить матери.
- Не буду я с ней жить. Друзья меня засмеют. На ней никто не хочет жениться, а я почему должен? Мне Аксинья по душе, и больше никто мне не нужен.
Варвара не ожидала, что сын заартачится, но не смогла его переломить.
- А может и правда эта Клавка никому не нужна. Ладно, пусть женится по любви. Посмотрим, что из этого выйдет, зачем она моему Гришке.
А дома у Аксиньи тоже разворачивались баталии, дочь бунтовала. Она сообщила родителям:
- Готовьтесь, Гришка сватов зашлет через три дня.
- Аксинья, зачем тебе этот Гришка. Он под пятой у Варвары. Ты ее не знаешь, трудно тебе придется с ней жить в одном доме. Навряд ли Гришка за тебя заступаться будет, - причитала мать.
- Отец, ты чего молчишь? – обратилась она к мужу.
- А что я скажу? Гришку знаю, спокойный парень, послушный. А Варвара, ну это Варвара… - больше он ничего не ответил, Григорий, как зять ему нравился, работящий был.
Прошла деревенская свадьба, поженились Григорий с Аксиньей. Любили друг друга. Жили у него. Свекровь поначалу приветила невестку, но взгляд её не выражал ничего хорошего. Это Аксинья поняла сразу же на второй день, как только появилась она в их доме.
- Хватит валяться, - крикнула она молодым, которые спали на кровати за занавеской в углу.
- Праздники для вас кончились, наступили рабочие будни.
С одной стороны Варвара была рада, что в доме появились лишние руки. У них хозяйство: корова, куры, гуси, поросенок, за всеми надо ходить, пусть теперь невестка трудится, помогает.
Присматривалась к Аксинье и даже однажды похвалила:
- Молодец, видно, что мать тебя всему научила, много умеешь делать по хозяйству, - Аксинья воспрянула духом.
- Слава Богу, похвалила, может не такая она уж и плохая, как о ней говорят.
Аксинья почему-то свою свекровь сравнивала с ведьмой из сказок. По вечерам она ходила по дому угрюмо, проверяла дверь, закрыта ли на засов. Неласково смотрела на невестку. Утром спала долго, знала, что Аксинья подоит корову и выгонит в стадо, накормит всю живность.
- Аксинья, сделай сметану и простоквашу, - командовала Варвара. – Аксинья, подмети в доме, подмети во дворе, вычисти у коровы, принеси воды, - только и слышала невестка.
Григорий весь день работал. Приходил под вечер уставший. Аксинья, как вышла замуж, в доме свекрови ей даже посидеть не было времени. Весь день в делах, с раннего утра. Тяжело было ходить за водой на родник. Он был под горой, а воды нужно было много принести, ходила по нескольку раз с полными ведрами в гору.
Свекровь не разрешала Аксинье из дома выходить в одежде, в которой работает по дому.
- Выходишь за водой или зачем-то из дома, надевай белый передник. Односельчане должны знать и видеть, что ты живешь хорошо.
Варвара всем хвасталась, что Аксинья, как сыр в масле катается, она не загружает её работой. Поэтому и заставляла надевать белый передник, потому что она в их доме тяжелой и грязной работы не выполняет. Но односельчане знали Варвару и сочувствовали Аксинье.
Варвара была коварной, не зря она казалась невестке ведьмой. Она не давала нормально жить сыну с женой, втихаря настраивала Григория против жены. Вмешивалась в их разговоры и доводила до скандала. В доме должно было быть все по её. Поэтому постоянно тыкала в лицо невестке, это не так, и это тоже не так.
Григорий любил свою жену, но боялся ослушаться матери. Так уж воспитала она его, приучила подчиняться во всем. Когда Варвара узнала, что Аксинья ждет ребенка, она её не стала жалеть, наоборот загружала тяжелой работой, издевалась, когда не видел сын. А вечером жаловалась на его жену, что она не делает по дому работу.
- Мам, ну Аксинья дитя ждет, надо пожалеть ее, - только и говорил он
А мать быстро ему закрывал рот, и говорила, чтобы не влезал в женские дела. Аксинья видела, что муж не заступается за неё. Не может одернуть мать, перечить ей, а она все больше лютовала. В конце концов не выдержала невестка и заболела. Да так, что её отвезли в район в больницу.
Григорий несколько раз приезжал к ней, а она ему заявила:
- К вам домой не вернусь. Твоя мать сживет меня со свету. А ты не можешь за меня заступиться.
Григорий уговаривал жену и обещал, что будет по-другому, когда она вернется из больницы, он не позволит матери издеваться над ней. Но Аксинья к ним не вернулась. Родила ребенка, а он не выжил.
Разошлись Аксинья с Григорием. Пытался он еще наладить отношения, но она не согласилась. Через несколько лет сосватали Аксинью еще раз, причем за друга Григория, жена у него умерла, недолго и прожили вместе, детей не было. Анисим был хорошим мужем. Заботился о жене, не давал ей поднимать тяжести, даже выговаривал:
- Не таскай воду из родника, Аксиньюшка, тяжело в гору. Я сам принесу. Дров много не бери за один раз, лучше два раза сходить и принести по маленькой охапке, - с нежностью, заботливо говорил он.
- Хорошо, Анисим, - отвечала жена и радовалась.
Она хоть и любила раньше Григория, но теперь в сравнении с ним увидела, насколько Анисим самостоятельный, заботливый и добрый. Однажды обрадовала мужа:
- Анисим, я беременна, будет у нас маленький.
Анисим не знал, что сделать от радости.
- Ты, моя хорошая, ты, моя самая любимая, я очень хочу сына, - радовался он. – Смотри не поднимай тяжести, я сам, всё сам. Тем более, что с первым ребенком у тебя так получилось.
Родила Аксинья сына, здоровенького, и сама чувствовала себя нормально. Анисим очень любил свою жену и сына. Прошел год, сын подрастал, а Аксинья вновь сообщила:
- Вторым я беременна, Анисим.
- Хорошо, рожай, теперь уж кого Бог даст, - вновь обрадовался муж.
Родила еще одного сына, муж был от счастья на седьмом небе.
- Ну, Аксиньюшка, как я рад, двух сыновей ты мне родила, это ж какая сила! Нам с тобой помощники, - радовался от души муж.
Как он заботился о своих родных, любил их больше всего на свете. Анисим никогда не ревновал жену, не обижал. За столько лет жизни они даже не поругались ни разу. Сыновья подрастали.
Как-то пришел домой под вечер и увидел жену загадочную с улыбкой и теплым взглядом.
- Аксинья, у нас какая-то радость, ты вся светишься, того и гляди вспыхнешь вся.
- Радость, Анисим, опять я жду ребенка, - засмеялась она, а он тоже обрадовался. – Третий уж будет, - смеялась она.
- Ничего, прокормим, вырастим всех, - говорил довольный Анисим.
Пришло время рожать Аксинье, родила двойню, двух сыновей. Радости многодетному отцу не было предела. Односельчане поздравляли, а сосед Иван огорчился, ну так слегка.
- Анисим, везет же тебе. У тебя четыре сына. А у меня пять девок. Что я с ними должен делать, - сокрушался сосед.
- Да не переживай, Иван, разберут всех, - смеялся Анисим.
Так и жили Аксинья с мужем и детьми, дружно жили, без ссор и скандалов. Свекры жили отдельно, но невестку уважали, так же, как и она их.
А ближе к сорока годам Аксинья вновь почувствовала себя беременной. Опять мужу сообщила, а может даже огорошила:
- Анисим, - только и сказала.
- Что опять? Аксиньюшка, неужели? Но на сей раз рожай дочку, хватит парней, - смеялся он и обнимал жену.
Пока ждала ребенка Аксинья, в это время заболела ее мать. Это были тяжелые времена. Она ухаживала за тяжело больной матерью, которая уже не вставала, уставала. Вскоре она умерла и не дождалась рождения внучки Таи. Перенесла Аксинья смерть матери, в этом помогла родившаяся дочка. Муж очень был рад дочке, и казалось, даже любил её больше, чем мальчишек, а может потому что младшенькая.
Прошло двадцать семь лет совместной жизни Аксиньи и Анисима, хорошо и счастливо жили. Старших сыновей женили. Но вновь выпало на её долю несчастье. Заболел муж. На работу ходить не смог, был дома. Аксинья работала, утром месила тесто и убегала на ферму. Муж смотрел за тестом и выпекал хлеб. Что мог, то и делал по хозяйству. Аксинья молилась:
- Господи, дай моему мужу здоровья. Пусть не работает, пусть дома сидит, но живой. Прошу тебя не оставляй в одиночестве.
Восемь лет болел муж, но все-таки ушел. Осталась Аксинья одна, хорошо, что дети уже все взрослые. Дети все разлетелись, вернулся в деревню только второй сын. Вернулся к матери в дом, ушел от жены. Так и жили вдвоем, пока Аксинья не умерла. Ухаживал последние дни он за ней.
А первый муж её Григорий так и не обрел счастья. Не давала житья Варвара невесткам, изживала из дома. Григорий видимо переживал, но держал в себе. Поэтому случился у него сердечный приступ и умер. Осталась Варвара одна. А когда умерла, хоронили ее односельчане.
Прошло время. Многих нет. У Таи из четырех братьев остался один из двойняшек, остальных уже нет. Да она и сама на пенсии. Это иногда находят на неё воспоминания, вот и встает у неё перед глазами история её семьи.
Спасибо, что читаете, подписываетесь и поддерживаете меня. Удачи Вам в жизни!